
А.С. Отарғалиев
учитель физической культуры
средней школы №12 им. Ф. Досымовой
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В первом десятилетии XXI века в педагогической среде проводятся различные реформы. Сейчас дети обучаются по обновленной программе, педагоги повышают свою квалификацию и с нетерпением ждут принятия Закона «О статусе педагога». Этот закон изменит статус педагога.
На уроках физической культуры дети форматический оцениваются, что позволяет учащимся критический мыслить, творчески подойти к заданиям. На уроках физической культуры учащиеся формируют навыки необходимые во взрослой жизни. Этим навыкам можно отнести – смелость, ловкость, мужество и патриотизм.
На уроках физической культуры в школах важную роль играет игра. Учащиеся изучают различные спортивные игры, в том числе национальные игры. Сейчас общественность уделяет большое значение возрождению национальных игр. На национальных телевизионных каналах ведется показ национальных игр, с помощью которых молодежь может быть вовлечена в этот процесс. Благодаря этому мы вовлекаемся водоворот прошлого, когда наши предки использовали эти игры в военном искусстве, на массовых гуляниях и похоронах.
На протяжении всего учебного курса дети знакомятся с правилами и видами различных игр – подвижных и интеллектуальных. Благодаря этим играм дети воспитываются в духе патриотизма. Национальные игры позволяют изучить не только весь процесс игры, но и познать традиции и обычаи народа.
До нас дошли более 100 национальных игр. Наши предки стремились сохранить эти игры. Первые игры возникли еще, когда наши предки вели кочевой образ жизни. В основном игры того периода относились военному искусству. Кочевым народам приходилось защищать свою землю, проявлять смелость, храбрость и мужество. Все эти качества проявлялись в играх.
Молодежь приобретало следующие компоненты: смекалку, ловкость, мужество и набеги на врагов. На протяжении истории нашего народа правила, и тактика национальных игр изменялась, это было связано с климатическими изменениями и меняющим укладом общественной жизни.
Важным атрибутом военно-спортивных игр является жеребьевка. Именно с помощью этого компонента определялись позиции соперников. Также важным атрибутом этих игр были лошади. Номады благодаря лошадям получали такие качества как молодость и мужество.
Большой популярностью у казахов считалось национальная игра "кокпар" ("борьба всадников") [1]. Для проведения этой игры наши предки создавали специальные площадки. Игра "кокпар" имеет несколько разновидностей. Учащиеся начиная с 5 по 11 классов изучают правила и тактику этой игры в спортзале. Именно спортзал является той площадкой на котором учащиеся проявляют те качества которые пригодятся им во взрослой жизни.
Учитель физической культуры как лидер на уроке может импрвизировать во время изучения правил и тактических приемов этой игры.
Например, вместо лошади можно использовать следующие наглядности (швабру, хоккейную клюшку и детские игрушки, коврик). Эти наглядности помогут учащимся быть наездниками. Также важным атрибутом в этой игре послужит овечья шерсть.
До начало игры учитель может с помощью флага проверить готовность учащихся к началу игры. Дети должны стать в линию друг к другу. Начало игры ознаменовается с поднятием коврика капитанами команд. Игра продолжается весь урок. Учитель становится автоматически судьей игры.
Эта игра носит не только практический характер, но и теоретический. Учитель может подготовить пазл и раздать учащимся отрывки игры. Также можно применить карточки или иллюстрации всадников или атрибутов игры, которые могут подвести учащихся к диалогу и беседе. Именно во время диалога и беседы у детей могут проявится такие качества – креативность, мышление, логику и интерпретацию. Карточки должны содержать основные атрибуты игры и детали игры. Главная задача быстро и без ошибок выполнить задания учителя. Таким образом, эта игра выявляет у учащихся различные качества необходимые для детей.
Помимо конно-спортивных игр значимым относятся подвижные игры. Именно подвижные игры позволяют преодолеть препятствия связанные с правилами и тактикой. Важным элементом подвижных игр считается упражнение и движение. Благодаря подвижным играм у детей проявляются культура, познание и сложение строения тела.
Подвижные игры позволяют детям эстетически и нравственно познать окружающий мир. Важным качеством подвижных игр является дух соперничества. Соперничество позволяет детям познать дух победителя, побуждает рефлексию.
Одним из символов казахского народа с древности считается юрта. Именно игра "табак тарту" ("скачка с балансировкой") является увлекательной [2].
Учитель перед началом игры определяет площадку для проведения игры. Педагог является судьей игры. На двух важных объектах (старт, финиш) учитель ставит двух учащихся. Именно эти ученики являются помощниками судьи. Игроки должны доставить в целости и сохраности угощения на блюдах. Именно эти качества помогут определить победителя игры.
Помимо практической деятельности можно применить и тактическую схему данной игры. Учитель заранее готовит карточки с иллюстрациями блюд и просит учащихся подготовить макет. Можно также подготовит схему игры, на которой будет значится дистанция, юрта и блюда. Учитель использует косточки с цифрами. Учащиеся кидают косточки и пошагово проходят дистанцию и добираются до юрты.
Также можно применить другой прием игры. Учитель готовит иллюстрации блюд и пустые карточки. На уроке учащиеся должны с помощью клея, наклеить иллюстрации блюд на пустые карточки и доставить их в юрту, где собрались гости.
Национальные игры позволяют учащимся познать правила игр, выполнять различные разноуровневые задания. Что позволяет учителю определить качества современного учащегося, это – креативность, импровизированность и логичность. Именно эти качества необходимы молодежи.
На уроках физической культуры игры сопровождаются духом состязании и соперничества. Именно эти аспекты помогают выявить сильнейшего. Состязание и соперничество мотивируют детей на подвиги, мужество и героизм.
Во время проведения различных национальных игр учитель должен ознакомить учащихся с правилами игр, познакомить с историей игр и контролировать игровой процесс. Эти атрибуты позволят учителю эффективно отнестись к занятию.
Во время выполнения разноуровневых заданий учащиеся должны вести беседу и диалог. Во время диалога и беседы дети развивают такие навыки как анализ и применение. Главная задача учителя во время проведения урока «национальные игры» массово вовлечь детей к играм.
Многие национальные игры имеют несколько названии, это связано с тем, что все регионы Казахстана имеют различные языковые диалекты и обычай и традиций.
Таким образом, национальныце игры позволят подрастающему поколению проявить любовь к родине, выявить креативность, ловкость, смекалку, смелость, храбрость и мужество.
Игры это важный атрибут физической культуры. Элементы игры позволяют детям проявлять эмоции и чувства. Они позволяют выявить человеческое качество как соперничество. Именно при изучении разделов игры особенно проявляется дух соперничества. Этот элемент является важным на уроках физической культуры.
Список литературы:
1.http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st246.shtml.Сборник 'Игры народов СССР' - Москва: Физкультура и спорт, 1985 - 269 с.
2.Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.В. Кенеман: Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.