Гужина Г.Н. д.э.н.,
доцент, профессор кафедры менеджмента,
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Карлыева К.А., магистрант 2 курса
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический
Университет»
Инновационное развитие системы среднего профессионального образования
Innovative development of the secondary vocational education system
Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные инновационные технологии на примере среднего профессионального образования, дается толкование понятий «инновации», «дистанционное обучение» и «тьюторство», а также краткая характеристика современных методов и форм в системе СПО.
Ключевые слова: инновационные технологии, дистанционное обучение, среднее профессиональное образование, тьюторство, методы обучения.
Abstract: This article discusses current innovative technologies on the example of secondary vocational education, gives an interpretation of the concepts of "innovation", "distance learning" and "tutoring", as well as a brief description of modern methods and forms in the SPO system.
Keywords: innovative technologies, distance learning, secondary vocational education, tutoring, teaching methods.
В современном мире образование является одной из ключевых составляющих успешной карьеры и личностного развития каждого человека. Большинство молодых людей в настоящее время все больше стараются получать высшее образование, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке труда. Однако, не стоит забывать, что главная задача среднего профессионального образования (СПО) – это подготовка высококвалифицированных специалистов.
Среднее профессиональное образование - это образование, имеющее целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.[1] Эта система выполняет социальные, образовательные, воспитательные, личностно-профессиональные и другие функции. СПО дает возможность получить доступное профессиональное образование, стать востребованным квалифицированным специалистом.
Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования в России определяются социально-экономическими условиями, в которых возрастает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, рабочих и специалистов, способных быстро адаптироваться в новых условиях, находить нестандартные решения в различных ситуациях, самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творчество, решать проблемы разного уровня сложности и др. На смену авторитарному традиционному образованию приходит образование, которое направлено на развитие личности, учет индивидуальных способностей, создание условий и возможностей для творчества, использование информационных и коммуникативных навыков. Все это требует от определенных технологий, форм и методов обучения, специального материально-технического оборудования и создания комфортных условий для обучающихся.
Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные инновационные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.[1]
В литературе понятие «инновация» трактуется по-разному. Инновации — актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.[2]
1. Одним из инновационных методов, который в настоящее время получает широкое распространение в учебных заведениях СПО метод проектов. Это самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная или групповая), подразумевающая совокупность определенных действий, в частности, подготовки документов или текстов с целью решения некоторой проблемы с получением конечного результата.
Данный метод имеет большие преимущества. Главное – это стимулирование интереса студентов к определенным проблемам и решение этих проблем через деятельность, а также практическое применение приобретенных знаний и расширение возможностей студентов в самореализации. Метод проектов активизирует, организует и направляет студента на исследовательскую, творческую деятельность, повышает уровень его профессионального мастерства. С его помощью осуществляется развитие студента в различных направлениях: формируются профессиональные и личностные компетенции; активизируется познавательная деятельность студентов; формируются умения и навыки учебного, воспитательного и коммуникативного направления.
2. Портфолио – еще один инновационный метод, который встречается в системе СПО. В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Его суть заключается в фиксировании, накоплении и дальнейшем оценивании индивидуальных достижений обучающихся. Портфолио позволяет учитывать результаты разных видов деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной и др. Главная цель данного метода – обучение студентов самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную и творческую деятельность, формирование рефлексивных умений, а также умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
3. Кейс-метод. Это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающимся предлагается проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций.
Эти и многие другие инновационные методы и технологии организации обучения создают для студентов условия и возможности для самореализации, самообразования, а также приобретения специальных навыков и умений в профессиональной сфере. [5]
3. В ХХI веке благодаря развитию науки и техники большое значение приобрели информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Сейчас практически у каждого человека имеется компьютер, ноутбук или смартфон с выходом в сети Интернет. Именно поэтому все большее внимание отводится организации дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО)— взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [6] Дистанционное обучение является одним из новых способов получения образования особенно в тех случаях, когда по какой-либо причине нет возможности приехать в образовательное учреждение.
Формы дистанционного обучения очень разнообразны:
- видеоконференции;
- онлайн-вебинары;
- связь с помощью электронной почты.
Видеоконференции – одна из форм дистанционного обучения. Для ее проведения участников необходимо обеспечить специальным оборудованием: микрофонами, наушниками или аудиоколонками, камерами и самое главное – Интернет-соединением. Видеоконференция помогает оставаться на связи, независимо от местоположения. Может быть как индивидуальной, так и групповой, т.е. объединять сразу несколько человек.
В настоящее время для видеоконференций используются различные платформы: Zoom, Jitsi meet, VK Workspace, Skype, Google meet и др.
С помощью данных платформ также проводятся онлайн-вебинары. Это онлайн мероприятие, на котором можно обучить аудиторию, передать определенные знания и навыки. Вебинары бывают разные. Чаще всего проводят лекции, курсы повышения квалификации, презентации каких-либо продуктов и проектов. Спикеры делятся важной информацией с аудиторией, а они в свою очередь могут задавать вопросы и писать комментарии в чатах.
Важным элементом для проведения видеоконференций и вебинаров является наличие необходимого материально-технического оборудования (камера, микрофон, наушники или колонки), а также хорошее Интернет-соединение.
Электронная почта – также одна из форм дистанционного обучения, но уже не новых. Это способ общения людей по компьютерной сети. Каждый человек может завести себе электронный почтовый ящик на каком-нибудь сервисе. По принципу работы и составу электронная почта в точности повторяет работу обычной почты: один человек отправляет другому письмо. Получить ответ сможет только тогда, когда второй человек это письмо увидит и прочитает. Иными словами, переписка происходит не в режиме «онлайн».
Преподаватели и студенты пользуется электронной почтой, но не для переписки. Чаще всего ее использует для передачи каких-либо больших документов, проектов, архивов, т.к. электронная почта позволяет загружать большие объемы файлов, в отличие от мессенджеров.
Достоинствами электронной почты можно считать способность передачи файлов различных форматов и объемов, доставка сообщений с большой скоростью, с высшей степенью надежности, а также удобство и легкость восприятия.
К недостаткам относят задержки писем, большую вероятность спам-сообщений, частые взломы почтовых ящиков, вирусы, а также отсутствие доступа к почтовому ящику из-за отсутствия Интернет-соединения.
При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход, происходит максимальная индивидуализация обучения. Использование новых ИКТ-технологий позволяет осуществлять взаимодействие участников обучения независимо от их местонахождения с помощью различных дистанционных форм. [6]
Какие преимущества и недостатки есть у дистанционного обучения?
К плюсам можно отнести следующее:
Время;
Затраты на обучение;
Возможность учиться из любой точки земного шарa;
Массовость;
Вариативность: возможность давать разноуровневые задания;
Гибкость и доступность;
Комфорт при повторении и уточнение: возможность вернуться к проблемным темам и вопросам;
Инклюзивное пространство: включение в обучение лиц с ограниченными возможностями.
Минусами дистанционного обучения можно назвать:
Технические ограничения;
Невозможность практических занятий;
Отсутствие «живого» контакта
Увеличение нагрузки
Отсутствие контроля
Дистанционное обучение предоставляет большие возможности для обучающихся, расширяет информационное пространство и сферу обучения, а также является экономически выгодным. В нашей стране дистанционному обучению уделяется очень большое внимание.
4. Как показывает практика, адаптация студентов-первокурсников к новым условиям обучения проходит весьма трудно: им нелегко освоить новые формы занятий в СПО, влиться в коллектив, включиться во внеурочную работу. Многие не могут правильно распределить свое время, возникают страхи и опасения. Именно поэтому в практику системы СПО вводятся технологии тьюторства.
Тьютор (от лат. tutor – защитник, опекун) – организатор учебного коллектива (класса, группы), осуществляющий профориентационную работу, подготовку учащихся к выбору профессии на основе выявленных способностей и интересов. Тьютор консультирует, помогает учащимся выбрать учебный предмет, способствует установлению благоприятных отношений с педагогами, студентами, родителями. [2]
Тьютором используются различные педагогические технологии для совершенствования образования. Ведущую роль играют диалоги, анализы конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Кроме того, тьютор использует дистанционные технологии для организации взаимодействия с обучающимися, не имеющими возможности посещать образовательные учреждения.
Основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся:
- помощь в разработке индивидуальной образовательной программы;
- помощь в адaптации первокурсников (aбитуриентов) к новой учебной среде;
- помощь в организации самостоятельной и внеурочной работы;
- помощь в усвоении общих и профессиональных компетенций;
- контроль учебных проектов, исследований, участиях в олимпиадах;
- контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;
- помощь в подготовке дипломной работы. [5]
Исходя из этого, можно сделать вывод в системе среднего профессионального образования персональный наставник способствует адаптации студентов к среде и учебным программам, в его задачи входит сопровождение успехов и возникающих в учебе проблем, профессиональное самоопределение и помощь выпускникам в построении карьерных маршрутов.
Инновации в системе среднего профессионального образования – это неотъемлемая часть общественного развития. Но введение инноваций в профессиональное обучение сопровождается рядом трудностей, не позволяющих использовать нововведения в полном объеме.
Люди всегда с осторожностью и опасениями относились к различным новшествам и изменениям. Особенно в системе образования, поскольку не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдaвать экзамены, тратить на это личное время и средствa.
Основные факторы, тормозящие внедрение в образовательный процесс инноваций:
- недостаточное оснащение материально-техническими средствами;
- недостаточная квалификация педагогов в области ИКТ;
- невнимание руководства учебного заведения к применению инновационных технологий.
Для решения данных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, онлайн-вебинары, просветительская работа среди студентов по применению современных ИКТ-технологий, а также должны создаваться мультимедийные кабинеты.
Инновационная деятельность в СПО в наш век научного прогресса стала особенно актуальной и востребованной. Компьютер стал привычным явлением во всех образовательных учреждениях. Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение также получили учащиеся, имеющие серьезные проблемы со здоровьем.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в образовательный процесс современных инноваций способствует повышению качества образования, качества профессиональной подготовки и в целом улучшает и модернизирует всю систему среднего профессионального образования.
Список литературы:
1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - Москва : Высш. шк., 2004 (Казань : ГУП ИПК Идел-Пресс). - 512 с.
2. Педагогический словарь : новейший этап развития терминологии / [Даутова О. Б., Вершинина Н. А., Ермолаева М. Г. и др. ; под общей редакцией Ольги Борисовны Даутовой]. - Санкт-Петербург : КАРО, сор. 2020 – 327 с.
3. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 24.10.2023).
4. Шумакова, Н. В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки студентов / Н. В. Шумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 787-789. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6950/ (дата обращения: 23.09.2023).
5. Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. - М. : Изд. факс Новый учебник, 2014. - 353 с.
6. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
7. Лобова, Т. С. Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа / Т. С. Лобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 560-564. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35665/ (дата обращения: 29.09.2023).