СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья "Инновационное развитие системы среднего профессионального образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья об инновационном развитии системы среднего профессионального образования"

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Инновационное развитие системы среднего профессионального образования"»

Гужина Г.Н. д.э.н.,

доцент, профессор кафедры менеджмента,

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Карлыева К.А., магистрант 2 курса

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический

Университет»

Инновационное развитие системы среднего профессионального образования

Innovative development of the secondary vocational education system

Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные инновационные технологии на примере среднего профессионального образования, дается толкование понятий «инновации», «дистанционное обучение» и «тьюторство», а также краткая характеристика современных методов и форм в системе СПО.

Ключевые слова: инновационные технологии, дистанционное обучение, среднее профессиональное образование, тьюторство, методы обучения.

Abstract: This article discusses current innovative technologies on the example of secondary vocational education, gives an interpretation of the concepts of "innovation", "distance learning" and "tutoring", as well as a brief description of modern methods and forms in the SPO system.

Keywords: innovative technologies, distance learning, secondary vocational education, tutoring, teaching methods.

В современном мире образование является одной из ключевых составляющих успешной карьеры и личностного развития каждого человека. Большинство молодых людей в настоящее время все больше стараются получать высшее образование, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке труда. Однако, не стоит забывать, что главная задача среднего профессионального образования (СПО) – это подготовка высококвалифицированных специалистов.

Среднее профессиональное образование - это образование, имеющее целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.[1] Эта система выполняет социальные, образовательные, воспитательные, личностно-профессиональные и другие функции. СПО дает возможность получить доступное профессиональное образование, стать востребованным квалифицированным специалистом.

Современные тенденции развития системы среднего профессионального образования в России определяются социально-экономическими условиями, в которых возрастает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, рабочих и специалистов, способных быстро адаптироваться в новых условиях, находить нестандартные решения в различных ситуациях, самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, творчество, решать проблемы разного уровня сложности и др. На смену авторитарному традиционному образованию приходит образование, которое направлено на развитие личности, учет индивидуальных способностей, создание условий и возможностей для творчества, использование информационных и коммуникативных навыков. Все это требует от определенных технологий, форм и методов обучения, специального материально-технического оборудования и создания комфортных условий для обучающихся.

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные инновационные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.[1]

В литературе понятие «инновация» трактуется по-разному. Инновации — актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.[2]

1. Одним из инновационных методов, который в настоящее время получает широкое распространение в учебных заведениях СПО метод проектов. Это самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная или групповая), подразумевающая совокупность определенных действий, в частности, подготовки документов или текстов с целью решения некоторой проблемы с получением конечного результата.

Данный метод имеет большие преимущества. Главное – это стимулирование интереса студентов к определенным проблемам и решение этих проблем через деятельность, а также практическое применение приобретенных знаний и расширение возможностей студентов в самореализации. Метод проектов активизирует, организует и направляет студента на исследовательскую, творческую деятельность, повышает уровень его профессионального мастерства. С его помощью осуществляется развитие студента в различных направлениях: формируются профессиональные и личностные компетенции; активизируется познавательная деятельность студентов; формируются умения и навыки учебного, воспитательного и коммуникативного направления.

2. Портфолио – еще один инновационный метод, который встречается в системе СПО. В переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Его суть заключается в фиксировании, накоплении и дальнейшем оценивании индивидуальных достижений обучающихся. Портфолио позволяет учитывать результаты разных видов деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной и др. Главная цель данного метода – обучение студентов самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную и творческую деятельность, формирование рефлексивных умений, а также умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

3. Кейс-метод. Это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающимся предлагается проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций.

Эти и многие другие инновационные методы и технологии организации обучения создают для студентов условия и возможности для самореализации, самообразования, а также приобретения специальных навыков и умений в профессиональной сфере. [5]

3. В ХХI веке благодаря развитию науки и техники большое значение приобрели информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Сейчас практически у каждого человека имеется компьютер, ноутбук или смартфон с выходом в сети Интернет. Именно поэтому все большее внимание отводится организации дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО)— взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [6] Дистанционное обучение является одним из новых способов получения образования особенно в тех случаях, когда по какой-либо причине нет возможности приехать в образовательное учреждение.

Формы дистанционного обучения очень разнообразны:

- видеоконференции;

- онлайн-вебинары;

- связь с помощью электронной почты.

Видеоконференции – одна из форм дистанционного обучения. Для ее проведения участников необходимо обеспечить специальным оборудованием: микрофонами, наушниками или аудиоколонками, камерами и самое главное – Интернет-соединением. Видеоконференция помогает оставаться на связи, независимо от местоположения. Может быть как индивидуальной, так и групповой, т.е. объединять сразу несколько человек.

В настоящее время для видеоконференций используются различные платформы: Zoom, Jitsi meet, VK Workspace, Skype, Google meet и др.

С помощью данных платформ также проводятся онлайн-вебинары. Это онлайн мероприятие, на котором можно обучить аудиторию, передать определенные знания и навыки. Вебинары бывают разные. Чаще всего проводят лекции, курсы повышения квалификации, презентации каких-либо продуктов и проектов. Спикеры делятся важной информацией с аудиторией, а они в свою очередь могут задавать вопросы и писать комментарии в чатах.

Важным элементом для проведения видеоконференций и вебинаров является наличие необходимого материально-технического оборудования (камера, микрофон, наушники или колонки), а также хорошее Интернет-соединение.

Электронная почта – также одна из форм дистанционного обучения, но уже не новых. Это способ общения людей по компьютерной сети. Каждый человек может завести себе электронный почтовый ящик на каком-нибудь сервисе. По принципу работы и составу электронная почта в точности повторяет работу обычной почты: один человек отправляет другому письмо. Получить ответ сможет только тогда, когда второй человек это письмо увидит и прочитает. Иными словами, переписка происходит не в режиме «онлайн».

Преподаватели и студенты пользуется электронной почтой, но не для переписки. Чаще всего ее использует для передачи каких-либо больших документов, проектов, архивов, т.к. электронная почта позволяет загружать большие объемы файлов, в отличие от мессенджеров.

Достоинствами электронной почты можно считать способность передачи файлов различных форматов и объемов, доставка сообщений с большой скоростью, с высшей степенью надежности, а также удобство и легкость восприятия.

К недостаткам относят задержки писем, большую вероятность спам-сообщений, частые взломы почтовых ящиков, вирусы, а также отсутствие доступа к почтовому ящику из-за отсутствия Интернет-соединения.

При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход, происходит максимальная индивидуализация обучения. Использование новых ИКТ-технологий позволяет осуществлять взаимодействие участников обучения независимо от их местонахождения с помощью различных дистанционных форм. [6]

Какие преимущества и недостатки есть у дистанционного обучения?

К плюсам можно отнести следующее:

  1. Время;

  2. Затраты на обучение;

  3. Возможность учиться из любой точки земного шарa;

  4. Массовость;

  5. Вариативность: возможность давать разноуровневые задания;

  6. Гибкость и доступность;

  7. Комфорт при повторении и уточнение: возможность вернуться к проблемным темам и вопросам;

  8. Инклюзивное пространство: включение в обучение лиц с ограниченными возможностями.

Минусами дистанционного обучения можно назвать:

  1. Технические ограничения;

  2. Невозможность практических занятий;

  3. Отсутствие «живого» контакта

  4. Увеличение нагрузки

  5. Отсутствие контроля

Дистанционное обучение предоставляет большие возможности для обучающихся, расширяет информационное пространство и сферу обучения, а также является экономически выгодным. В нашей стране дистанционному обучению уделяется очень большое внимание.

4. Как показывает практика, адаптация студентов-первокурсников к новым условиям обучения проходит весьма трудно: им нелегко освоить новые формы занятий в СПО, влиться в коллектив, включиться во внеурочную работу. Многие не могут правильно распределить свое время, возникают страхи и опасения. Именно поэтому в практику системы СПО вводятся технологии тьюторства.

Тьютор (от лат. tutor – защитник, опекун) – организатор учебного коллектива (класса, группы), осуществляющий профориентационную работу, подготовку учащихся к выбору профессии на основе выявленных способностей и интересов. Тьютор консультирует, помогает учащимся выбрать учебный предмет, способствует установлению благоприятных отношений с педагогами, студентами, родителями. [2]

Тьютором используются различные педагогические технологии для совершенствования образования. Ведущую роль играют диалоги, анализы конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, портфолио. Кроме того, тьютор использует дистанционные технологии для организации взаимодействия с обучающимися, не имеющими возможности посещать образовательные учреждения.

Основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся:

- помощь в разработке индивидуальной образовательной программы;

- помощь в адaптации первокурсников (aбитуриентов) к новой учебной среде;

- помощь в организации самостоятельной и внеурочной работы;

- помощь в усвоении общих и профессиональных компетенций;

- контроль учебных проектов, исследований, участиях в олимпиадах;

- контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

- помощь в подготовке дипломной работы. [5]

Исходя из этого, можно сделать вывод в системе среднего профессионального образования персональный наставник способствует адаптации студентов к среде и учебным программам, в его задачи входит сопровождение успехов и возникающих в учебе проблем, профессиональное самоопределение и помощь выпускникам в построении карьерных маршрутов.

Инновации в системе среднего профессионального образования – это неотъемлемая часть общественного развития. Но введение инноваций в профессиональное обучение сопровождается рядом трудностей, не позволяющих использовать нововведения в полном объеме.

Люди всегда с осторожностью и опасениями относились к различным новшествам и изменениям. Особенно в системе образования, поскольку не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдaвать экзамены, тратить на это личное время и средствa.

Основные факторы, тормозящие внедрение в образовательный процесс инноваций:

- недостаточное оснащение материально-техническими средствами;

- недостаточная квалификация педагогов в области ИКТ;

- невнимание руководства учебного заведения к применению инновационных технологий.

Для решения данных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, онлайн-вебинары, просветительская работа среди студентов по применению современных ИКТ-технологий, а также должны создаваться мультимедийные кабинеты.

Инновационная деятельность в СПО в наш век научного прогресса стала особенно актуальной и востребованной. Компьютер стал привычным явлением во всех образовательных учреждениях. Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение также получили учащиеся, имеющие серьезные проблемы со здоровьем.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в образовательный процесс современных инноваций способствует повышению качества образования, качества профессиональной подготовки и в целом улучшает и модернизирует всю систему среднего профессионального образования.



Список литературы:

1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. - Москва : Высш. шк., 2004 (Казань : ГУП ИПК Идел-Пресс). - 512 с.

2. Педагогический словарь : новейший этап развития терминологии / [Даутова О. Б., Вершинина Н. А., Ермолаева М. Г. и др. ; под общей редакцией Ольги Борисовны Даутовой]. - Санкт-Петербург : КАРО, сор. 2020 – 327 с.

3. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8083/ (дата обращения: 24.10.2023).

4. Шумакова, Н. В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки студентов / Н. В. Шумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 787-789. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6950/ (дата обращения: 23.09.2023).

5. Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. - М. : Изд. факс Новый учебник, 2014. - 353 с.

6. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

7. Лобова, Т. С. Модель тьюторского сопровождения студентов колледжа / Т. С. Лобова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 560-564. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35665/ (дата обращения: 29.09.2023).