СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа «Современный наряд по мотивам традиционного костюма».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению национального костюма и внедрению его в современную одежду. Традиционный костюм занимает особое место в культурном наследии народа. Каждая эпоха диктует новый стиль, направление, крой, оказывают влияние другие культуры и одежда изменяется, а народный костюм постепенно уходил в прошлое. Но как бы, ни старалась мода в поисках нового, она неизменно возвращается к наследию традиционной одежды. Актуальность работы заключается в новшестве материала для применения на практике изготовления швейного изделия.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа «Современный наряд по мотивам традиционного костюма».»

Министерство образования и науки РБ

МАОУ «Гимназия №14»









Исследовательская работа на тему:

«Современный наряд по мотивам традиционного костюма»





Ф.И.О.: Бархатова Аюна Павловна

Класс. 11 «м»

Ф.И.О. руководителя:Мусонова Галина Юрьевна

Должность :Учитель технологии

Место работы: МАОУ «Гимназия №14»















20017 год

Оглавление

Введение 3

ГлаваI История верхней женской бурятской одежды и ее символика 4 -7

Женская одежда 4

Символика цвета в бурятском костюме.

ГлаваII моделирование и технология изготовления 7 -10

Моделирование изделия 7 -10

Технология изготовления изделия 9 -10

Заключение 11

Литература 12

Приложение



Введение

Традиционный костюм занимает особое место в культурном наследии народа. Оставаясь на протяжении многих лет неизменным, он лишь приспосабливался под влияние истории, но всегда сохранял и нес национальную идентичность. Каждая эпоха диктует новый стиль, направление, крой, оказывают влияние другие культуры и одежда изменяется, а народный костюм постепенно уходил в прошлое.

Но как бы, ни старалась мода в поисках нового, она неизменно возвращается к наследию традиционной одежды.

Модельеры всего мира активно используют для создания своих коллекций элементы национальных костюмов. Появилось целое направление – Этно стиль. Дизайнеры и модельеры опираясь на прошлое, привносят новизну и разнообразие в современную одежду. Различные нововведения приносящие в народный костюм делают его ближе к молодому поколению, и тем самым сохраняется связь времён.

Современная девушка сейчас сама себе дизайнер. Этому позволяет разнообразие стилей и направлений в одежде. Нет ограничений в обществе в выборе одежды для современного человека. Но в погоне за модой важно сохранить национальную идентичность.

Я являюсь представителем молодого поколения и у меня, как и любого молодого человека вызывает интерес всё новое. Мода и создание собственного образа всегда тревожит женскую половину человечества, и они идут на различные эксперименты с собственными образами и стилями. А так как я девушка творческая я решаюсь создать современные модели одежды, опираясь на национальный бурятский костюм.

Цель: Создание современного наряда с элементами традиционного бурятского костюма.

  • Задачи: выявить основные элементы бурятского женского костюма для создания современного костюма.

  • Провести моделирование на базовой выкройке одежды.

  • Изготовить одежду в соответствии с технологией пошива одежды.

Гипотеза: элементы национальной одежды, не устарели и могут быть современны и уместны в различных стилях и назначениях одежды.

Методы: Аналитический метод

  • Работа с литературой, сбор информации.

Эмпирический метод

  • эксперимент

Глава I. История верхней женской бурятской одежды и ее символика

1. -1.Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и она менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье. Я рассмотрела:

  1. Одежда девочек

  2. Одежда девушек до замужества

  3. Одежда замужних женщин

Женский костюм более чем мужской сохранил традиционные территориальные признаки, возрастные и семейные нормы.

Детская одежда, что для девочек, что для мальчиков, была одинаковой и повторяла крой мужского халата, т.е. прямой, не отрезной по линии талии, рукава цельнокроеные – реглан.

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные – из шелка в полоску.

Верхняя одежда - дэли (дэгэл) - распашная, с запахом левой полы на правую, с воротником-стойкой, с рукавами, которые имели обшлага в форме конского копыта (туруу). Рукава были удлиненные и защищали кисти рук от ветров и морозов. Летняя одежда имела особое название - тэрлиг.

При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа. Платья становились отрезным по линии талии, декоративная тесьма туза закрывала линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. При общей конструкции халата в ней наблюдались некоторые региональные различия.

Женский свадебный наряд дэгэлэй надевался поверх платья.

По костюму бурят можно проследить территориально – родовые деления. Региональные особенности отчетливо проявляются при крое и декоре рукавов. Рукава женского халата – составные, т.е. состоят из двух или трёх частей.

Одежда бурят изготавливалась в основном из продуктов скотоводства, обрабатывавшихся домашним способом. Женская одежда украшалась орнаментами, бисером, драгоценностями, монетами. В конце XIX - начале XX вв. в широком употреблении были длинные шелковые и полушелковые кушаки (китайского производства). Носили их, обертывая по талии спереди назад, закладывая концы сбоку. В прошлом широкие и длинные пояса ткали из овечьей шерсти темных цветов, ширина тканого пояса достигала 25 см, а длина - от 2 до 4 м.

Передняя часть женского костюма шилась из дорогой, нарядной ткани, а спина – из менее дорогостоящих. Это связана с дефицитом дорогих тканей, т.к. привозились они из далека. Шили одежду из китайского шелка, парчи, бархата.

Место соединения воротника, подола и лифа обшивали узкими или широкими полосками ткани и вся красота узора заключалась в подборе цвета, что давало глубокие и мягкие тона, тонкие нюансы цветовых переливов.

1.-2.Символика цвета в бурятском костюме.

В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными красками расписана мебель в жилище, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе и обуви. Им украшены предметы быта и многое другое. Цвет, а точнее, та совокупность оттенков имеет в глазах носителей культуры определённую эстетическую и этическую ценность, разнообразные символические значения и вызывает определённые ассоциации.

Все предметы материальной культуры, рассматриваемые вне цвета, не могут быть восприняты во всей полноте их выразительности. Только в сочетании с цветом их семантика может быть понята до конца.

Понимая, как велико значение цвета и его воздействие на человека, на протяжении веков выработана определенная теория цветовой символики. Буряты, монголы использовали преимущественно красные, желтые, зеленые, синие и белые краски – любимые цвета народа. Очень редко применялись нейтральные и в то же время умело сочетались яркие оттенки.

Применение различных цветов и их оттенков в народном творчестве имело определенные символические значения.

Употребление различных цветов, цветных красок носило осмысленный, канонизированный характер. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного.

Большое место в материальной и духовной культуре бурят занимают черный и белый цвета. Именно они занимают бинарную позицию: белое - черное; плохое - хорошее.

Наибольшей емкостью и богатством специфических оттенков, которые охватывают самые многообразные сферы жизни, обладает белый цвет. Вероятно, это объясняется физической природой белого цвета, его способностью поглощать все остальные цвета и оттенки.

Белый цвет – цвет святости, благополучия. С этим представлениями связан обычай обшивать белой мерлушка шапки, ворот, борта и манжеты дэгэлов.

Белым цветом отмечен на северной стороне юрты почетный сектор – (хоймор тала). Здесь размещали божницу с изображением божеств. Самых почетных и уважаемых людей усаживали на этой части юрты (хойморто). В женском костюме белый цвет, прежде всего, представлен в многочисленных серебряных украшениях.

Наиболее сложную и противоположную семантику имеет черный цвет. С этим цветом связано все негативное: злое, темное.

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках обозначает все красивое, прекрасное. Красное обозначает также власть, величие. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, только императрица имела право носить красные сапожки. Красному цвету приписывали также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Желтый цвет так же, как белый и красный, относится солярному символическому цвету.

Желтый цвет ассоциируется с золотом, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Таким образом, желтый цвет – цвет солнца, жизни, тепла, власти, веры – недаром производит на человека теплое и приятное впечатление, желтая поверхность как бы испускает из себя солнечный свет, который осязает на себе каждый из нас.

Синий, голубой цвет ассоциируется с небом и водной синью. Будучи цветом неба и воды. Он символизирует вечность, бесконечность, не только в мировоззрении бурят, монголов, но и других народов.

Зелёный цвет – цвет травы, цветущей земли, ассоциируется с началом пробуждения природы, символ земли, связывали с бескорыстием, счастьем и радостью.

Зелёный цвет – символ женской половины жилища.

ГлаваII. Моделирование и технология изготовления

  1. -1. Моделирование изделия

Творческий характер деятельности по проектированию и созданию современного костюма тесно связан с психологией творческого воображения и мышления.

Оперирование и синтез образов в процессах воображения осуществляется благодаря операциям агглютинации (позволяет соединить несоединимые в реальности части предмета), гиперболизации (уменьшение или преувеличение предметов), акцентирование (подчеркивание признаков предмета), схематизации (сглаживание различий и выявление сходства), типизации (воплощение однообразных явлений в конкретном образе).

Вышеперечисленные психические процессы определяет основу методов моделирования одежды. Методы :инверсии, аналогии новых комбинаций, случайных комбинаций, стандартизации, идентификации.

Для выполнения своих работ я выбрала метод новых комбинаций. Он заключается в том, что для получения новых решений используются соотношения, ранее не применяемые, кажущиеся на первый взгляд невозможными.

Для выполнения швейного изделия я выбрала два варианта. Это школьное платье и комбинезон. Два радикально противоположных изделия, на мой взгляд, дадут различные результаты исследования. Т.к. школьное платье это простота в крое и лаконичность, а комбинезон это простор для фантазии и в выборе цвета, а так же в ткани.

Я выявила основные элементы бурятского женского костюмы – это запах левой полы на правую, и воротник-стойка. Эти элементы я и буду использовать при моделировании одежды.

Для изготовления школьного платья я использовала базовую выкройку блузки соответствующего размера, для низа изделия сконструировала юбку по собственным размерам. Для выкройки комбинезона я спроектировала выкройку плечевого изделия с цельновыкроенным рукавом и изменила выкройку. Для брюк я использовала готовую выкройку. Выкройку брюк я не изменяла, единственное убрала от линии талии 8см для пояса. Пояс выполнила из прямоугольника и заложила на нем складки.

Изменяю выкройку в соответствие с эскизом.



С корректировать базовую выкройку в соответствии с мерками.

Перенести нагрудные вытачки в боковой шов на полочки и вытачку на спинке. Углубить пройму на спинке и полочки на 1,5 см. Моделирование передней части изделия производим на цельном чертеже передней части. Нанести новые фасонные линии на полочки в соответствии с эскизом.



Выбор ткани

Проведя анализ своего гардероба, просмотрела последние модные тенденции, различные варианты фасонов комбинезонов и пришла к выводу: в данном сезоне будут в моде брюки, с широким покроем зауженные к низу, асимметрия в одежде и легкие ткани пастельных тонов.

Для школьного платья все должно быть лаконично и ничего не должно отвлекать от школьного процесса. Поэтому цвета приглушенные, темные, т.к. носить придётся почти каждый день.

Для летнего комбинезона выбрала легкую ткань пастельных тонов.

Для школьного платья темную ткань, содержащая синтетическую нить для продления срока носки.

1. - 2.Технология изготовления изделия

Комбинезон.

Найти лицевую, изнаночную сторону. На лицевой стороне просмотреть, нет ли дефектов. Определить направление долевой нити и сложить вдоль нити основы совмещая кромки.

Расположить на ткани сначала крупные детали, затем мелкие. Приколоть булавками и обвести мелком, добавить припуски на швы. Вырезать.

Подготовить детали кроя к сметыванию, для этого подкрайные обтачки и нижний воротник продублировать.

Брюки: Сметать по боковым и шаговым линиям, стачать и обработать края. Затем сметать по среднему шву две половинки брюк, стачать и обработать края.

Воротник-стойка: соединить детали воротника машинной строчкой, вывернуть проложить декоративную строчку. Соединить с горловиной.

Верхняя часть: сметать боковые швы, стачать и оверложить. Линии среза по горловине обработать обтачками, вывернуть и проложить декоративную строчку.

Пояс: заложить складки на полоске ткани для пояса. Затем вырезать две детали пояса для этого: по середине полосы разметить Ст + Пт (1см). По двум противоположным сторонам отложить ширину нижней части полочки с одной стороны, с другой ширину верхней части брюк.

Соединить пояс с одной стороны по боковому шву, с другой стороны оставить свободной. Сметать пояс с полочкой и брюками. Провести примерку. После примерки убрать дефекты, пришить декоративные пуговицы.



Школьное платье.

Подготовить детали кроя к сметыванию, для этого подкрайные обтачки и нижний воротник продублировать.

Воротник-стойка: соединить детали воротника машинной строчкой, вывернуть проложить декоративную строчку.

Верхняя часть: сметать боковые швы, вытачки на спинке и полочки стачать и оверложить. Вметать воротник в горловину, поверх наметать подкрайную обтачку. Соединить все машинной строчкой, вывернуть и проложить декоративную строчку.

Юбка: Сметать по боковым швам, Соединить юбку с верхней частью, совмещая боковые швы. Стачать до метки втачивания молнии боковой шов

Провести примерку. После примерки убрать дефекты.

Стачать и обработать края изделия.

Пришить декоративные пуговицы.



Заключение

На примере выполненных швейных изделий можно с уверенностью сказать народный костюм жив и будет, принимая разные формы оставаться узнаваемым при различных веяньях моды. Элементы народного костюма можно применять в различных направления одежды, ограничений практически нет. Это доказал мой эксперимент и школьная форма и летний комбинезон были с легкостью выполнены, и внесено совершенно новое в данный вид одежды.

Изучая данную тему, было прочитано и проанализировано много литературы, что расширило мой кругозор. Были выполнены, практические работы и это повысило мои навыки в швейном деле. Так же при выполнении моделирования мои способности в выполнении творческих задач повысились.

Эксперимент показал эффективность проведенной работы. Задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотеза доказана.

Список литературы:

С.Б. Самбуева «О цветовой семантике бурятского женского костюма» Улан –Удэ 2000. Издательство Бурятский госуниверситет.

В.Д.Бабуева «Материальная и духовная культура бурят» Улан –Удэ 2004. Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии.

С.Б. Самбуева «Символика традиционного женского костюма» Улан –Удэ 2004. Издательство Бурятский госуниверситет

Р.Д. Бадмаева «Бурятский традиционный костюм» Улан –Удэ 2016. Нова Принт.

Приложение.



Моделирование школьного платья.



Моделирование комбинезона.



16