Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему: «Волшебство атласных лент»
Выполнил ___________ «___»___________2018г. А.А. Балабанова
(подпись)
Руководитель работы_________«___»__________2018г. Л.Ю. Кузнецова
(подпись)
Б


арнаул 2018
Секция: Конструирование, моделирование и технология швейных изделий «Костюм: философия, искусство, бизнес»
Согласовано |
Зав. учебно-методического отдела _____________ Е.Ю.Хижинкова “___” ________________2018 |
Рассмотрено на заседании
ПЦК «Дизайн костюма»
Зав. ПЦК_______________ФИО
«_____»_________________2018г
Оглавление
Введение 4
1. Организационно-подготовительный этап………..……...……....5
1.1 Историческая справка….………..…………………………….…..……...….
1.2 Исторические основы применения атласной ленты………………...……..
1.3 Ленты в современном мире………………...…………………………..……
1.4 Исследование потребительского спроса………………………………..…
1.5 Виды техник……………………….…..….…………………………...…….
1.6 Выбор используемых материалов…..……………………….……...……..
2. Технологический этап…..……………………………...…………
Этапы технологии выполнения панно……………………………………..
Экономическое обоснование…….………………..……………………….
Экологическое обоснование………….………...……………..……………
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемых источников
Приложения…………………...…………………………………………………
Введение
Едва ли есть высшее из наслаждений,
как наслаждение творить.
Н.Гоголь.
Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить невозможно. Оно оказывает не только благотворное влияние на личность, но так же раскрывает её творческий потенциал, развивает интеллект, рассказывает об истории народа и его традициях. Атласные ленты – один из самых известных и самых демократичных материалов для декора, отличающийся благородством фактуры, многообразием цвета, нежностью и красотой. Они использовались во все века и ценились даже при королевских дворах, а цветы из них украшали наряды самых высокопоставленных особ.
Изготовление цветов – один из видов лоскутной пластики декоративно-прикладного искусства доступный для восприятия. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. После второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Кроме того, в послевоенное время мир охватила массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план. И только совсем недавно великие дизайнеры одежды и интерьера стали возвращаться к декору шелковыми и атласными лентами. Вернулся интерес, возродились старые и сформировались новые технологии, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями.
Гипотеза - таким образом, составление исследовательской работы основывалось на следующем предположении: атласная лента является не только предметом для декоративно-прикладного искусства, но и отражает культурное наследие любого народа.
Цель – рассмотреть историческую значимость атласной ленты в различных аспектах жизни, а также создать декоративно-прикладное изделие на основе современных технологий её обработки.
Задачи:
- изучить исторические основы использования атласной ленты и рассмотреть современные аспекты её применения;
- совершенствовать свои возможности в области создания декоративно-прикладных изделий, используя творческий подход к работе;
- создать своими руками оригинальное панно для украшения интерьера с наименьшими денежными затратами.
Актуальность работы определяется повышением уровня мастерства в области декоративно-прикладного творчества.
Обоснование работы .
Мне всегда нравились работы, сделанные своими руками. В нашем доме имеются вещи, выполненные моей бабушкой и мамой. Это картины, полотенца, салфетки, вязанные вещи. Прекрасные изделия хранят тепло их рук и сердца, являются сказочным украшением нашего дома. Рассматривая эти изделия, я мечтала стать такой же, как они рукодельницей. Рядом с бабушкой я познаю искусство создания изделий из воздушной петельки. Но я хотела освоить что-то новенькое, сделать своими руками изделия, которыми будут восхищаться мои близкие, друзья и знакомые. Поэтому решила заняться атласными лентами.
Результат работы – панно, выполненное в технике «Изготовление цветов из атласных лент». Эта техника привлекает своей доступностью, экологичностью материалов, широким спектром дизайна.
Практическая значимость работы определяется тем, что этим панно можно украсить стены своей комнаты. Создание декоративного изделия - это возможность приобщения к прекрасному, к культуре своего народа, постигнуть загадки народного мастерства.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы); практические (анализ результатов учебной деятельности студентов техникума); диагностические (беседы и др.); эмпирические (наблюдение); аналитические (анализ результатов эксперимента и др.). Все методы использовались комплексно, что позволило более глубоко изучить рассматриваемую проблему.
Основу нашего исследования составили: специальная литература по данному рукоделию, изучение материала в Интернете, статьи из журналов.
1.Организационно-подготовительный этап
1.1 Историческая справка
Атлас в переводе с арабского означает «гладкий». Лента – это латинское слово и обозначает «узкая полоска ткани». Прародительницей ленты можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту. История лент уходит в далекое прошлое и насчитывает несколько тысяч лет. Это украшение было популярно ещё в доисторическое время, что подтверждают находки археологов на стоянках древнего человека в различных частях нашей планеты. А уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, камнями, монетами. Всё это делается с помощью дорогих материалов. Естественно, тогда атлас производился из натуральных нитей — хлопка, льна.
В Древнем Китае для этого, конечно же, использовался шёлк. Так что, во всех древних цивилизациях использовали эти красивые блестящие атласные ленты. И в каждом государстве история их применения была своя: где-то они были знаком отличия, где-то использовались исключительно женщинами, или — только мужчинами, были привилегией высшего сословия или имели сакральное значение. Давайте рассмотрим исторические основы использования атласной ленты на примере некоторых стран.
1.2 Исторические основы применения атласной ленты.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. В Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, чтобы "оживить" свой образ. Уже в античный период история атласной ленты достигает своего расцвета. В это время её начинают украшать вышивкой, монетами. А в Древнем Риме такие полоски ткани стали украшать ещё и драгоценными камнями. Со временем в Италии цветными лентами отделывалась и одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами стали декорировать спинки стульев и балдахины, а также подвязывать тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Средневековье привнесло в историю лент еще одну интересную главу: сначала появились расшитые лентами и драгоценностями платья, потом туфли (рис.1), позже тончайшее белье: вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников. Настоящая слава декоративных лент началась во Франции, в XIV веке, когда стали производить драгоценную шелковую нить, а король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству мастеров Лиона. В общем, спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. Теперь позволить себе украшение из лент могли не только царские особы. Наступила эпоха рококо. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. Знатные дамы украшали свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками (рис.2). Именно в это время во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Лентами стали украшать не только женские наряды, но и одежду мужчин. Знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению. Даже облачение священников было украшено лентами. Появились специальные ателье – поставщики королевского двора, мастера
которых с помощью шелковых лент и иглы создавали настоящие произведения искусства. Сейчас их изделия можно увидеть в различных музеях мира.


Рис. 1 Рис.
Из Франции это искусство быстро распространилось и в другие европейские страны. Не стала исключением и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В былые времена такими атласными лентами украшали наряды, их часто вплетали в шикарные гривы лошадей на свадьбах.
Засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался поэтично «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник (рис.3), который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками. Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток. Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками шелковых кумачовых лент.
Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент


Рис3 рис.4
Интересно, что у лент есть и свои символические значения: у многих славянских народов именно ленты считались символом непорочности. Красная лента, к примеру, всегда участвовала в обряде расплетания косы накануне свадебного дня в России, да и в Украине. А в Китае красной лентой обязательно обвязывали бокалы, из которых молодые пили вино во время свадебного пиршества. Очень интересной является традиции некоторых европейских стран: там принято украшать дерево под окнами невесты разноцветными лентами.
В общем, история атласной ленты насчитывает огромное количество лет и за всё это время она не утратила своей актуальности и привлекательности. Взяв народные традиции и применив новые техники, современные мастерицы активно и охотно используют ленты для украшения одежды и интерьера, изготовления сувениров и модных аксессуаров.
1.3Ленты в современном мире
Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественным событиям, когда возникает необходимость украсить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками». Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придают так называемую изюминку. На западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти (рис.5). С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников (рис.6).Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества.


Рис. 5 Рис. 6
Лентами украшают интерьеры домов (рис.7). Трудно даже представить, насколько обычные, ничем не примечательные ленты в руках умелого дизайнера могут преобразить помещение! У нас сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа атласными лентами и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка. Кроме того, лентами можно вышивать по ткани и канве (рис.8), а так же из них можно изготавливать различные цветы и листья для создания очередного шедевра декоративно-прикладного искусства, например панно.


Рис. 7 Рис. 8
Но какой же цветок взять для изображения панно?
1.4 Исследование потребительского спроса
В исследовании потребительского спроса участвовали одиннадцать человек среди друзей и одногрупников.
Таблица1
Какие цветы предпочтительней для панно? |
1 | Лилии | | | | | | | | | | | |
2 | Маки | | | | | | | | | | | |
3 | георгины | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Таблица2
Нравятся ли Вам изделия, сделанные своими руками? |
1 | Да | + | + | + | + | + | | + | + | + | + | + |
2 | Нет | | | | | | | | | | | |
3 | Всё равно | | | | | | + | | | | | |
Таблица3
Из какого материала Вы предпочитаете рамку для панно? |
1 | Пластмасса | | | | | | | | | | | |
2 | Древесина | + | + | + | + | + | + | + | | | + | |
3 | Стекло | | | | | | | | + | + | | + |
Вывод: Результаты проведённого исследования показали, что девять человек хотели бы видеть изделие, сделанное своими руками. Древесину для рамки высоко оценили 8 человек. Панно с изображением георгин предпочли все одиннадцать опрошенных человек. Исходя из этого, был сделан вывод: изготовить панно с георгинами. Ну а разве могло быть иначе?
1.5 Способы и техника выполнения цветка «Георгины»
Георгины –вариант1



1-2


3-4
Рис 9 Изготовление георгин- вариант 1
1.5.2 Георгины –вариант2






Рис 10 Изготовление георгин –вариант2
Вывод:
Таким, образом из предложенных вариантов изготовления георгин я выбираю вариант 2, так как считаю, что георгины получаться более естественные
1.6 Выбор используемых материалов.
Для своей работы я выбрала атласные ленты шириной 50 мм. Они имеют достаточный объем, прочность, красивый внешний вид. Возросшее стремление современного человека к безопасности, надежности и психологическому комфорту жилища делает именно экологичные материалы, такие, как дерево, при выборе рамки наиболее актуальными. Дерево – великолепный природный материал, обладающий лишь ему свойственными неповторимыми качествами.
Для работы над этим маленьким шедевром нам понадобятся:
Таблица 4
Материалы | Инструменты |
Ленты  | Рамка
 | Основа-канва | Ножницы | Иголки | Нитки швейные
|
Техника безопасности:
Хранить иглы необходимо в определённом месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой;
Всегда нужно знать, сколько у тебя иголок;
Не допускать потери иглы, закончив работу проверить количество игл;
Нельзя брать иглу в рот;
Нельзя откусывать нитки зубами;
Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего, кольцами к нему.
2. Технологический этап.
2.1 Этапы технологии выполнения панно
Таблица 5
№ п/п | Последовательность изготовления | Изображение |
1 | Нарезаем атласные ленты шириной 0,5 см на одинаковые полоски, под углом.
|  |
2 | Складываем полоски в лепестки и закрепляем , сначала булавками. Затем нитью. |  |
3 | Готовые лепестки собираем в цветок
|  |
 |
4 | Заготавливаем серединку и крепим ее с помощью ниток |  |
5 | Сборка. На подготовленной основе составить композицию из цветов и закрепить при помощи ниток. |  |
6 | Композицию закрепить в рамку. |
2.2Экономическое обоснование.
Чтобы убедиться в экономической целесообразности изготовления панно, были произведены расчёт затрат, которые потребуются для изготовления изделия.
Себестоимость изделия
Таблица 6
№ п/п | Используемые материалы | Цена, руб. | Расход материалов на изделие | Затраты на материалы, руб. |
1 | Атласная лента | 14руб/м 11руб/м | 5,5 м 17,5 м | 65 192,5 |
2 | Рамка | 530 | 1 | 530 |
3 | Основа - канва | 200 | 60см | 200 |
4 | Итого: | | | 977,5 |
Стоимость созданного панно составила 977,5 руб. без учёта стоимости ниток, которые нашлись в наличии. Оригинальную картину невозможно купить в магазине за такую сумму денег. Так как, стоимость одного цветка георгина в магазинах города колеблется в пределах от 60 до 160руб., то и стоимость картины в целом будет гораздо дороже. Такая картина сможет украсить любой интерьер, а материальные затраты на её изготовление сравнительно незначительные.
2.3Экологическое обоснование проекта.
Работа над панно не потребовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании проекта были использованы только ножницы, клей и нитки. Очевидно, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено. Изготовление цветов из лент – это безотходное производство. Тем самым мы не загрязняем окружающую среду. Таким образом, данная работа вышла очень красивая и экологически безопасная. Эксплуатация изделия не несёт вреда окружающей среде и жизнедеятельности человека.
Заключение
Анализируя выполненную работу, можно сказать, поставленные цель и задачи выполнены. Это творческий, увлекательный процесс, в результате которого получилось замечательное изделие. Гипотеза подтвердилась: мы убедились, что народная художественная культура атласной ленты имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые сохраняются и развиваются в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - чистоту помыслов и духовную красоту. Через исследовательскую деятельность мы имели возможность соприкоснуться с элементами декоративно-прикладного искусства, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Таким образом, можно сделать вывод, что атласная ленточка как предмет декоративно-прикладного искусства, является той волшебной нитью, которая связывает своим многообразием культурное наследие вчерашнего и сегодняшнего дня. Её функциональность, богатство цвета, доступность обуславливает оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость творчества.
Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся рукодельем!
Шей, вяжи – не унывай,
Или гладью вышивай.
Вот иголки, нитки, пяльца,
Для проворных наших пальцев.
Ткани, ленточки, кайма – Закружилась голова!
Файлы, форум, интернет ( ой, забыла про обед!)...
То, что любим - выполняем,
Всё прилежно оформляем.
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям.
А закончена работа,
Тут уж новая забота,
Вновь поделки выбирать - В магазин всё закупать...
Список использованных источников
1. Бардин Р.А. Изделия народных промыслов и сувениры. – М., 1990
2. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия. М.,АСТ- ПРЕСС., 2001- 160с.
3. Малахова С,А, Художественное оформление текстильных изделий М,, 1988.
4. Панчук Т.А. Вышивка шелковыми лентами. Методические рекомендации. БГПУ – 2006
Internet. http//www.wikipedia - электронная энциклопедия
Приложение 1
20