Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Аскорбиновая кислота"»
МОУ школ а № 59 г.о. Тольятти
Аскорбиновая кислота
Автор:
Магрычева Анастасия 9«А»класс
Научный руководитель:
учитель химии Тукач М.М.
[email protected]
Цель и задачи
Цель работы
Выявить значение аскорбиновой кислоты для организма человека и определить ее содержание в некоторых соках.
Задачи
1. Ознакомиться с химическим строением витамина С.
2. Выявить значение аскорбиновой кислоты для организма человека.
3. Провести тестирование среди учащихся на выявление авитаминоза.
4. Определить содержание витамина С в некоторых соках.
[email protected]
www.themegallery.com
Актуальность
- Недостаточное потребление витамина С снижает физическую и умственную работоспособность, устойчивость человека к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных болезней - сердечно-сосудистых и раковых, затрудняет излечение от них. У подростов, не получающих достаточно витамина, задерживается процесс полового созревания, рост организма. Они часто болеют простудными заболеваниями, учатся с трудом.
[email protected]
НАГРЕВАНИЕ
КОНСЕРВИРОВАНИЕ
Уменьшает содержание аскорбиновой кислоты
КОПЧЕНИЕ
ВЫСУШИВАНИЕ
ЗАМОРАЖИВАНИЕ
НЕПРАВИЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ
[email protected]
www.themegallery.com
Значение аскорбиновой кислоты
- Аскорбиновая кислота (витамин С) - играет очень важную роль в процессах усвоения пищевых веществ и во многих биохимических реакциях организма.
- Антиоксидант, задерживающий процесс старения, препятствует возниковению рака и сердечных нарушений. Необходим для поддержания здоровых зубов, десен, костей, хрящей, соединительной ткани, стенок капилляров.
[email protected]
www.themegallery.com
Исследование свойств витамина С
- В 2010 году исполнилось 109 лет со дня рождения выдающегося американского биохимика Лайнуса Полинга, удостоенного двух Нобелевских премий.
- Тридцать последних лет он посвятил исследованию аскорбиновой кислоты и широте ее клинического применения.
- Он сам принимал по 18 г в день аскорбиновой кислоты и витамина Е начиная с 70 лет на протяжении почти тридцати лет! Он дожил до 93 лет это отличный пример положительного влияния витаминов.
[email protected]
Химическая природа
- Аскорбиновая кислота и её дегидроформа образуют окислительно-восстановительную систему, которая может как отдавать, так и принимать водород, точнее электроны и протоны.
[email protected]
Источники витамина С
С
- шиповник
- красный перец
- смородина
- рябина
- лимон
- апельсин
- капуста
- облепиха
- петрушка
- зеленый лук
- картофель
[email protected]
www.themegallery.com
Суточная потребность
Витамин С
[email protected]
www.themegallery.com
Симптомы
Авитаминоз
Гиповитаминоз
Гипервитаминоз
- кровоточивость дёсен
- вялость
- потеря волос
- раздражительность
- общая болезненность
- суставная боль
- депрессия
- выпадение зубов (цинга)
- гиперпигментация кожи
- внутренние кровоизлияния
- остеопороз, переломы
- раздражение желудка
- кожный зуд
- нарушение функций печени и поджелудочной железы
[email protected]
www.themegallery.com
ТЕСТ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ?»
- Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
[email protected]
ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждый ответ «А» - 1 балл ,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас
следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод
налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ
жизни
[email protected]
Результаты тестирования
Вывод: наблюдается небольшой витаминный голод ( 52%)
[email protected]
Определение содержания витамина С
- Для обнаружения витамина C воспользовались особенностью аскорбиновой кислоты – легкостью её окисления. Использовали для анализа окислитель – йод.
- 20 мл сока разбавили водой до 100 мл и прилили крахмального раствора. После этого приливали по каплям с помощью бюретки раствор йода. Как только йод полностью окислил всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасила раствор в синий цвет. Это означало, что титрование закончено. Объем затраченного йода умножили на 0,88.
[email protected]
Результаты исследования
Объем йода, ушедшего на титрование:
V=0,18 мл или 0,158 мг
V=0,33 мл или 0,29 мг
V=0,3 мл или 0,264 мг
V=0,2 мл или 0,176 мг
[email protected]
Результаты исследования
Объем йода, ушедшего на титрование:
V=0,28 мл или 0,246 мг
V=0,21 мл или 0,185 мг
V=0,1 мл или 0,088 мг
[email protected]
Выводы по исследованию
- Содержание витамина С в апельсиновом и лимонном соках через сутки уменьшилось в 1,2 - 1,4 раза;
- Хранение в железной посуде уменьшает содержание витамина С в 2 раза.
[email protected]
Запомни!
Для сохранения витамина С в овощах следует придерживаться следующих рекомендаций:
- 1. Корнеплоды (морковь, картофель и т. п.) перед очисткой кожуры следует тщательно вымыть.
- 2. Очищаемый с овощей слой кожуры должен быть максимально тонким.
- 3. Очистку и измельчение овощей для предотвращения потери аскорбиновой кислоты следует осуществлять ножом из нержавеющей стали.
- 4. Очищенные и измельченные овощи не следует заливать водой надолго.
- 5. Готовить разные салаты следует непосредственно перед их употреблением.
- 6. Готовить (варить) овощи лучше целиком, а измельчать лишь при необходимости.
- 7. В ежедневном рационе необходимо обязательно предусмотреть наличие сырых, необработанных овощей, фруктов, зелени.
[email protected]
Выводы
- Познакомились с химическим строением аскорбиновой кислоты.
- Узнали о значении витамина С для организма человека.
- Провели тестирование среди учащихся и выявили проблему небольшого витаминного голода.
- Научились определять аскорбиновую кислоту.
- Исследовали разные соки на содержание витамина С.
- Выявили уменьшение витамина С при длительном хранении, несоблюдении температурного режима, хранении в железной посуде.
[email protected]
Список использованной литературы
- Скурихин И.М. «Как правильно питаться», М.: Агропромиздат, 1987г.
- Васильева З.А. «Резервы здоровья», Л.: Медицина, 1981г.
- Морозкина Т.С. «Питание для здоровья и во вред», 1991г.
- Смоляр В.И. «Рациональное питание», 1991г.
- Ольгин О. «Опыты без взрывов», М.; «Химия», 1995 г.
- Габриелян О.С. , Остроумов И.Г. «Химия. 10 класс. Настольная книга учителя», М.: Дрофа, 2004 г.
[email protected]