Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Учреждение дополнительного образования
«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»
Отделение: история
Секция: историческое краеведение
Творчество народного умельца
г. Комсомольское
Гололобова Александра
Работу выполнила:
Дубовик Наталья
ученица 9 класса
Комсомольской ОШ I-II ст.№2
Руководитель:
Егорова Светлана Алексеевна,
учитель истории и обществознания
2017г.
Тезисы к научно-исследовательской работе
« Творчество народного умельца г. Комсомольское Александра Гололобова»
Работу выполнила:
Дубовик Наталья
ученица 9 класса Комсомольской
общеобразовательной школы I-II ступеней №2
администрации Старобешевского района
Научный руководитель:
Егорова Светлана Алексеевна,
учитель истории и обществознания,
специалист.
Цель данной работы - узнать историю жизненного и творческого пути народного умельца, а также развитие его ремесла. Привить интерес молодого поколения к ремесленному делу.
Для достижения этой цели мне предстояло решить следующие задачи:
1)познакомиться с ремесленной чеканкой как одним из видов искусства;
2)раскрыть сущность некоторых понятий, в том числе «ремесло», «чеканка», «умелец»;
3)провести встречу с семьёй. узнать жизненный и творческий путь народного умельца Гололобова Александра;
4)обобщить опыт работы народного умельца Гололобова Александра; 5)показать достижения мастера-жестянщика;
6) создать каталог работ народного умельца;
7) провести анкетирование;
8) создать слайд-фильм виртуальную экскурсию «Творчество моего земляка Гололобова Александра»;
9)приобрести навыки исследовательской работы.
Гипотеза — есть в нашем городе среди наших земляков люди, которые увлечены делом которое можно возродить и сохранить для будущего поколения.
Актуальность данной работы - собранный материал поможет дать представление о жителях, чьё увлечение является дополнительным материалом для патриотического воспитания людей любых возрастов, а особенно школьников. Все увлеченные каким либо делом почерпнут для себя что-то интересное полезное и нужное.
Основными методами исследования являются: описание коллекции, беседа с родственниками, интервью, изучение ремесленной чеканки по музейным экспонатам и иллюстрациям.
Практическая значимость работы состоит в том, что систематизированы краеведческие материалы по ремесленной чеканке и творчеству А.Гололобова, плод его многолетней творческой деятельности. Работы народного умельца представляют большой интерес жителей города – это гордость нашего края. Собранный материал может быть использован для бесед с учащимися на классных часах и уроках изобразительного искусства, истории, и уроках гражданственности Донбасса. Но особенно важна практическая роль творчества А.Гололобова для молодых людей, обеспокоенных жизненным самоопределением.
Заключение - «Ремесло за плечами не висит» - гласит народная пословица. И все ремесла имеют свои вершины, свои шедевры. Народная культура ярко проявляет себя в народном промысле.
Содержание
Введение….......................................................................................................2
Ремесленная чеканка как вид искусства.
1.1. Сущность понятий «ремесло» и «чеканка». .…..................................7
1.2. Краткий исторический очерк. Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла. .................................................................10
2. Ремесленная чеканка А. Гололобова.
2.1. Истоки народного умельца. Беседа с его семьёй. Анкетирование учащихся. ...…........................................................................................................14
2.2. Содержание творчества А.Гололобова. ….….....................................18
Заключение. …......................................................................................................20 Список использованной литературы. …............................................................22
Приложение.
1
Введение
Нет такого народа, который бы не гордился своими мастерами. Руки умельцев веками строгали, ковали, лепили, резали… Много нужного создали они в хозяйстве, но, кроме удобства и полезности, руки мастеров творят ещё и красоту, красоту окружающего мира, красоту природы, красоту человека, что ценится не менее. В поисках воплощения своего идеала красоты люди обращаются к искусству и пытаются найти себя в нем. К таким людям относится и мой земляк — Гололобов Александр.
Каждому человеку очень важно реализовать себя в жизни. Кто-то находит применения своему таланту в профессии, кто-то, помимо работы, занимается любимым делом, а кто-то в свободное пьёт, играет в азартные игры, лежит на диване или бесцельно шатается по улицам, не зная, чем себя занять. Выбор всегда остаётся за человеком. Я восхищаюсь выбором творческого пути, который сделал мой земляк.
Наше время даёт неограниченные возможности для творческого проявления личности в любой сфере деятельности. Как никогда велико число людей, вовлечённых в искусство. Музыка, поэзия, живопись, прикладное искусство привлекают людей разных специальностей. Появление телевизионной передачи «Минута славы» не случайно. Это арена для самореализации, самоопределения людей всех возрастов, разных профессий и специальностей, желающих раскрыть свои таланты. Их досуговая творческая деятельность – хороший образец для подражания. Однако проблема самоопределения для современной молодежи набирает свою актуальность
Одним из видов досуговой творческой деятельности является ремесленная чеканка, которой посвятил себя народный умелец А. Гололобов, как и те 2
люди, которые в долгие зимние вечера, увлеченные любимым делом, оставили нам наследство в виде прекрасных образцов прикладного искусства в резьбе, в росписях, в вышивках, плетении из лозы, бересты.
Искусство, творчество оказывают благотворное влияние на человека.
Понимание произведений изобразительного искусства может быть доступно каждому, но особенно оно открывается тем, кто творит сам. Такой человек по-новому начинает воспринимать окружающий его мир, замечать прекрасное в том, что раньше казалось обыденным. Расширяется кругозор человека, обогащается его духовный мир, жизнь становится интереснее, человек испытывает радость от своего творчества. И, как правило, такие люди искренне преданы искусству и готовы отдавать ему всё свободное время, заставляя окружающих восхищаться своим талантом. Восхищаются талантом моего земляка и жители г. Комсомольское.
Приходят к дому народного умельца, как на выставку посетители из школ, детских садов, граждане нашего города и других мест, оставляя много слов благодарности, главная мысль которых «А. Гололобов – талантливый народный умелец» и стала темой моего исследовательского проекта. Целью его подготовки стало доказательство данного тезиса.
Мне захотелось, чтобы о творчестве А.Гололобова и истоках его таланта узнали как можно больше людей, и особенно молодых, чтобы я и мои сверстники получили урок самоорганизации и самоопределения, чтобы не потерялись в мире бездарного расточительства времени и смогли раскрыть свои творческие задатки.
Объектом моего исследования стала ремесленная чеканка как искусство, предметом – жизнь и творчество А. Гололобова как талантливого 3
мастера.
Цель работы – узнать историю жизненного и творческого пути народного умельца, а также развитие его ремесла. Привить интерес молодого поколения к ремесленному делу.
Для достижения этой цели мне предстояло решить следующие задачи:
1) познакомиться с ремесленной чеканкой как одним из видов искусства;
2) раскрыть сущность некоторых понятий, в том числе «ремесло», «чеканка», «умелец»;
3) провести встречу с семьёй, узнать жизненный и творческий путь 3 народного умельца Гололобова Александра;
4) обобщить опыт работы народного умельца Гололобова Александра; 5) показать достижения мастера-жестянщика;
6) создать каталог работ народного умельца;
7) провести анкетирование;
8) создать слайд-фильм виртуальную экскурсию «Творчество моего земляка Гололобова Александра»;
9) приобрести навыки исследовательской работы.
Главным результатом решением указанных задач было для меня доказать тезис «А.Гололобов – талантливый народный умелец», лежащий в основе моей гипотезы.
Кроме того, я предположила, что развитие творческих способностей человека зависит от умения самого человека найти области для творческой 4
самореализации и желания делиться своим талантом с людьми.
Актуальность данной работы - собранный материал поможет дать представление о жителях, чьё увлечение является дополнительным материалом для патриотического воспитания людей любых возрастов, а особенно школьников. Все увлеченные каким либо делом почерпнут для себя что-то интересное полезное и нужное.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава «Ремесленная чеканка как вид искусства» посвящена объекту исследования. В ней выделены два параграфа («Сущность понятий «ремесло» и «чеканка»; «Краткий исторический очерк Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла.»). Вторая глава посвящена предмету исследования. В ней выделены два параграфа («Истоки народного умельца. Беседа с его семьёй». «Содержание творчества А. Гололобова» ).
Основными методами исследования являются описание коллекции, беседа с родственниками, интервью, изучение ремесленной чеканки по 4 музейным экспонатам и иллюстрациям. Руками мастера создано много работ, основные из них стоят во дворе его дома.
Новизна работы заключается в том, что впервые описан творческий опыт
А.Гололобова, систематизировано содержание работ А.Гололобова в виде
каталога коллекции, создан слайд-фильм виртуальная экскурсия «Творчество моего земляка Гололобова Александра».
Практическая значимость работы состоит в том, что 5
систематизированы краеведческие материалы по ремесленной чеканке и творчеству А.Гололобова, плод его многолетней творческой деятельности. Работы народного умельца представляют большой интерес жителей города – это гордость нашего края. Собранный материал может быть использован для бесед с учащимися на классных часах и уроках изобразительного искусства, а также на уроках истории и гражданственности Донбасса. Но особенно важна практическая роль творчества А.Гололобова для молодых людей, обеспокоенных жизненным самоопределением.
6
1. Ремесленная чеканка как вид искусства
1.1. Сущность понятий «ремесло» и «чеканка»
Не каждая деятельность является творческой. Что же такое творчество?
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца.
Искусство – художественное творчество в целом – литература, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.
Искусство возникло и развивалось как особый род практической деятельности. Произведения искусства давали человеку возможность наслаждаться красотой. Красота и правда неразделимы. Но одного таланта и технического мастерства недостатачно, чтобы стать настоящим художником, чтобы создать образы, заставляющие нас любить и ненавидеть, задумываться о смысле жизни, о прошлом и будущем. Настоящий художник тот, кто умеет раскрывать в своих произведениях правду жизни, её смысл.
Искусство открывает путь к знанию, оно служит средством познания жизни. Творения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина, Толстого, Сурикова, Бетховена, Чайковского и других великих художников помогают нам познавать историю во всей её многокрасочности и неповторимости, лучше понять, какие помыслы двигали поступками людей, чего они желали, к чему стремились. Недаром В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» Пушкина 7
«энциклопедией русской жизни».
Искусство служит могучим средством преобразования жизни. Художник не только воспроизводит в своих творениях окружающую его действительность. Произведения искусства содержат и оценку тех или иных сторон жизни, т.е. великие творения искусства неизменно служат движению общества вперёд.
Искусство помогает формированию нравственных идеалов. Оценивая и утверждая прекрасное в человеческих помыслах и поступках, великие творения искусства служат формированию самой человеческой личности.
Творчество народа воплощается в ремесленной чеканки.
Ремесло - ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда,личном мастерстве работника, позволяющем производить высо-кокачественные, часто высокохудожественные изделия.
Чеканка очень древний вид искусства. На Руси он достиг очень высокого уровня еще в домонгольские времена. Многие народы занимаются этим видом ремесла. Мастерству чеканки необходимо учиться. Наш земляк искусству чеканки научился самостоятельно
Основным источником создания народного искусства служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм. Ремесленная чеканка – результат творчества многих поколений мастеров, умельцев. Умелец – умелый и искусный работник. Таких мастеровитых людей всегда было много на Руси.
В народном искусстве всегда больше было от традиции, чем от самого мастера, его личной творческой силы. Произведение народного искусства – 8
это создание всего народа, проявляющего через личность своихудожественные представления и идеалы. И это придаёт народному искусству неувядаемую красоту и долговечность. Народное искусство отражает внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа, открыто и сильно выражает идеалы красоты, таящиеся в душе народа.
9
1.2. Краткий исторический очерк. Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла.
Чеканка по металлу. Краткий исторический очерк
Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла.
Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья и Возрождения. В технике чеканки создавались ювелирные изделия, утварь, оклады икон, оружие и даже скульптурные монументы.
С давних времен широко была распространена чеканка и на территории нашей страны. Уже в домонгольской Руси было известно несколько разновидностей чеканных работ: плоскостные, рельефные композиции, а также узоры, выполненные особой, орнаментально-пуансонной техникой.
О высоком развитии этого искусства в Древней Руси можно судить по находкам археологов. Обнаруженные клады относятся ко времени нашествия батыевых орд (1237-1241 гг.).
Для северных городов в IX-X вв. была характерна пуансонная чеканка (Пуансон-стальной стержень в форме чекана, на боевой части которого вытрави рован фигурный элемент.). В Новгородской области найдены тонкие пластинки из серебра с различными пуансонными орнаментами в виде небольшого кружка или треугольника.
Нередко среди новгородских, псковских, смоленских и суздальских
изделий можно встретить довольно сложные узоры из прерывистых линий, выполненные особым пуансоном - зубчатым колесом с 24 делениями. Среди 10
находок - оковка турьего рога из так называемой "черной могилы" - высокогокургана в районе Чернигова (X в.). На золотистом фоне отчетливо проступают фигуры людей, птиц, различных сказочных чудовищ .
Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном уровне и разнообразии технологии русской чеканки в начале X в. Плоскорельефный способ (вокруг узора уплотняется и опускается фон), 8 широко развитый в X и в первой половине XI в., постепенно заменяется басменым тиснением. Тонкий лист металла накладывают на матрицу и покрывают свинцовой пластинкой. Затем ударами молотка по прокладке передавливают изображение с рельефной доски на металл. Многократно штампуя узоры по рельефно-гравированной матрице, можно было довольно быстро сделать большое количество декоративных рельефов, пользовавшихся спросом у посадских и горожан. Мастер большое внимание уделял изготовлению матрицы, так как хорошие оттиски почти не отличались от ручной чеканки. Художественную индивидуальность придавала оттискам последующая проработка чеканом. Считается, что появление тисненых изделий (височные кольца) относится к середине X в.
Объемная, выпуклая чеканка выполнялась иначе: работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны. Это позволяло вытягивать участки металлического листа и получать высокорельефные изображения. Чтобы не прорвать металл, работали на вязкой и прочной основе - смоле. Так сделан узор на шлеме князя Ярослава Всеволодовича (1216 г.). Здесь вместе с фигурой архангела хорошо видны барсы, грифоны (цв. ил. 6). Другой пример - новгородские сосуды с фигурно изогнутыми ручками. Они созданы в конце XI-начале XII в. мастерами Братилой и Костой. На рельефах - фигуры людей и виноградные листья. Сохранилось множество изделий для церквей, соборов и монастырей - оклады икон, сионы, кресты, чаши, кубки, братины, 11
блюда.
Монголо-татарское владычество приостановило развитие искусств и ремесел. Отдельные виды художественной обработки металлов полностью исчезли на русской земле вместе с угнанными в неволю талантливыми мастерами.
Только после освобождения русский народ сумел возродить искусство чеканки.
На рубеже XVI-XVII вв. широко распространяется басменое тиснение. Басму отличает равномерно повторяющийся орнамент и стыки на границе соседних узоров. Мастера работали главным образом с медными литыми или 9 гравированными матрицами. Сохранились оклады икон и украшения книжных переплетов.
Временем расцвета старинных русских ремесел можно считать XVI- XVII века. В этот период в Ярославле и Сольвычегодске, Казани и Костроме создаются выдающиеся произведения чеканки, черни, гравировки, эмали: великолепные серебряные и золотые чаши для пива и кваса, братины, кубки, кунганы, ендовы, сулеи, ларцы, коробки, рамы для зеркал, футляры для очков. Рисунок покрывал нарядные доспехи, конскую упряжь. С особым изяществом изготовлялись жалованные ковши, предназначенные в качестве наград за отличие в воинских делах или гражданских службах. Изысканную форму дополняли узор и дарственная надпись. Наиболее совершенными из сохранившихся считаются серебряные братины думного дьяка П. А. Третьякова (начало XVII в.) и дьяка Ф. Н. Апраксина (вторая половина XVII в.).
Изделиями из металла славились мастера Кремлевской Оружейной палаты, "своеобразной академии художеств допетровской Руси". Сюда отовсюду собирали умельцев по царскому указу. Здесь работали бывшие новгородцы, 12
рязанцы, ярославцы и другие мастера. При изготовлении утвари они чаще всего применяли мелкий чеканный или гравированный травный узор, заполнявший всю поверхность изделия. На музейном стенде обращает на себя внимание братина дьяка Михаила Данилова (рис. 13). Старинные летописи сохранили имена выдающихся русских мастеров. Василий Андреев (годы
творчества с 1685 по 1699) славился художественными работами по серебру, делал матрицы для чеканки монет. Уникален парадный шлем царя Михаила Федоровича, выполненный мастером Никитой Давыдовым в 1621 г. и украшенный чеканкой, гравировкой, позолотой, эмалью и драгоценными камнями.
13
2. Ремесленная чеканка А. Гололобова.
2.1. Истоки народного умельца. Беседа с его семьёй.
Александр Гололобов из села Андреевка входящая в состав г. Комсомольское находящегося на юго-востоке Донецкой Народной Республики. Народный умелец украсил ворота своего дома изображением девушки с букетом красных тюльпанов и казака с конем. Умелец чеканил металлические фигуры в человеческий рост. Ими обставлял дом и улицу, на которой жил.
Александр Гололобов чеканил металлические фигуры в человеческий рост. На въезде в село поставил казака, который держит вывеску "Совхоз Бешевский". Вдоль ул. Тельмана, на которой жил, установил аистов.
Ворота своего дома украсил объемным изображением девушки с букетом красных тюльпанов, ей навстречу казак ведет под уздцы коня. Говорят, чернобровая казачка на воротах похожа на умершую дочь Александра Ивановича.
Над воротами стоят стрелки с пушкой. Слева возвышается российский казак ростом как взрослый человек, справа — такой же запорожец.
Из беседы с его женой Галиной Михайловной я узнала что Александр родился в г. Комсомольское и проживал здесь до призыва в армию. Служить был призван в г. Оренбург РФ, где познакомился со своей будущей женой Галиной. В Оренбурге Александр и Галина поженились , после чего решили переехать к Александру на родину в г. Комсомольское. Образование получил техническо-профессиональное и сразу стал работать трактористом. Творческая личность проявила себя созданием первого ремесленного шедевра, который получил название «Самолетик над Землёй» он был создан в 1974 году. На каждую работу, по словам Галины Михайловны ,Александр 14
затрачивал почти один месяц.
Из беседы с его сыном Александром я узнала что семья Гололобовых очень творческая. Внуки -Марина, Саша ,Маргарита и Настя посещают танцевальный кружок народных танцев «Непоседы» в ДК им. В.И.Ленина в 11 г.Комсомольское. Дочка Александра Ивановича Марина закончила художественный институт и сразу после его окончания пошла работать на предприятие по художественной росписи посуды. Почти 30 лет назад в семью Гололобовых пришла страшная беда умерла любимая дочь Марина. Только благодаря любимому делу Александру Ивановичу удалось пережить страшную потерю дорогого человека . Сын Александр рассказал о своём желании продолжать дело всей жизни своего отца. Для этого у него есть почти всё - огромное желание, умения и навыки в обработке металла, но огорчает только одно — это материальные временные затруднения. Одна работа размером в человеческий рост на данный момент стоит около 30 тыс. рублей. Семья Гололобовых прикладывает большие усилия для скорейшего пополнения коллекции созданной Александром Ивоновичем Гололобовым.
Из беседы с его сестрой Крыловой Надеждой.
— Кто-то гоняет голубей, а Александр фигуры делал. Что из этого, — пожимает плечами. — Вот это Григорий Мелехов из "Тихого Дона". А то — запорожец. На стену нацепил тачанку с махновцами. По его улице Махно когда-то проезжал.
Над домом возвышается металлический купол с крестом, как в церкви. Перед ним фигура священника, который протянул руку к улице. На куполе сидят два ангела. Балкон второго этажа поддерживает русалка.
— Купол поставил еще при советской власти, лет 30 тому назад. Взял разрешение в церкви. Фигурка священника будто говорит: "Кайтесь, 15
грешники". Из власти никто слова не сказал. Батюшка, который давал
благословение, приехал посмотреть и остался недоволен. На доме есть Горыныч и Баба Яга. Батюшка нахмурился, сказал: "Убери ведьму". А он ослушался.
–-- Несколько лет назад в городе открыли православный храм. Расположили в
бывшем кинотеатре и установили купол, который выковал мой брат.
— Его диаметр - 3 метра. Сделал его за две недели. Предлагали купола за деньги делать, но он отказался. До старости с семьей мало времени проводил, 12 по заработкам ездил. Хотел теперь с ними побыть.
На художника Александр Иванович не учился.
— У него и так не меньше шести профессий. Работал сварщиком, осмотрщиком на железнодорожной станции Каракуба, шоферил, долго был в шахте. 20 домов поставил за 10 лет. Вон дом на нашей улице, 10 на 12 метров, за три месяца сдал под ключ. И свой дом сам построил.
Живет с женой Галиной Михайловной, сыном Александром, невесткой и внуками.
— Родные его фигур не любили, потому что он тратил на хобби всю пенсию. На хлеб зарабатывал ремонтом автомобильных кузовов.
Соседи к скульптурам Александра Ивановича не безразличны. А еще благодарны, что бесплатно сварил и положил трубы, по которым к селу провели воду.
16
Анкетирование учащихся.
В школе было проведено среди учащихся анкетирование по вопросам:
1. Знаете ли вы кто такие народные умельцы?
2. Знакомы ли вы с творчеством нашего земляка Гололобова А.?
Опрошено было 130 обучающихся.
На первый вопрос все ответили утвердительно.
На второй вопрос 74 учащихся ответили утвердительно, а 56 учащихся сказали, что не знакомы с творчеством нашего земляка .
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Учащиеся чётко понимают кто такие народные умельцы;
2. Большинство учащихся 4 – 9 классов обладают неполными знаниями о творчестве нашего земляка народного умельца Гололобова Александра;
3. После демонстрации исследования учащиеся получили полные ответы на интересующие их вопросы и расширили свои знания в этой области.
17
2.2. Содержание творчества А.Гололобова.
В свободное от работы время в домашних условиях Александр Иванович любил заниматься изделиями из металла. Недостатка в этом материале не было , так как основной вид заработка Александра рихтовка автомобилей.
Художественная чеканка делится на два самостоятельных вида работ, имеющих качественные различия в технологиях производства:
1) чеканка из листа;
2) чеканка по литью, или оброну.
В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; во втором случае только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).
В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы:
а) цветные металлы — красная медь и ее сплавы (латуни, томпак)_материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко, допускают глубокую вытяжку — чеканку горельефов и круглой скульптуры, хорошо отжигаются и разнообразно отделываются. Листовой алюминий чеканится очень мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особых предосторожностей при отжиге; дюраль — жесткий материал, чеканится трудно, но дает интересные имитации серебра;
б) черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная — так называемый декапир (или дважды 18
протравленная сталь до и после отжига — дважды декапир) — материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, но очень красивый в отделке. Этот материал может быть рекомендован для чеканки крупных декоративных изделий, не требующих тонкой деталировки. Так же как и медь, он позволяет вытягивать высокий рельеф.
Для некоторых простых декоративных приемов чеканки (расход-ка, просечка ) можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). Нержавеющая (хромоникелевая) сталь — красивый, современный, очень эффектный материал, но чеканится трудно. Может применяться для крупных, экстерьерных Декоративных изделий.
Миниатюрность придает произведению характер игрушечности и легкости. Наилучшие сюжеты – декоративные, сказочные изображения птиц, зверей, человеческие фигуры.
Если заглянуть в древо жизни семьи Гололобовых, то людей, так активно занимающихся творчеством, мы не находим в предыдущем поколении. Зато свой талант и умения умелец передал своему сыну. А воспользуется этими знаниями младшее поколение народного умельца, мастера ремесленной чеканки мы пока не знаем.
19
Заключение
Исследование завершено. Оно позволило сформулировать ряд выводов, которые свидетельствуют о том, что цель и задачи работы достигнуты.
Занятия ремесленной чеканкой – это интересная область применения творческих способностей человека, где он может быть успешным в самореализации, достичь успеха, состояться как личность, в силу того, что:
1. Ремесленное искусство как вид искусства оказывает благотворное влияние на человека, расширяет его кругозор, обогащает его внутренний мир. В декоративно-прикладном искусстве воплощается творчество народа, и оно отражает народное представление о прекрасном.
2. Ремесленное искусство имеет богатую историю и корнями уходит в Древнюю Русь. На разных этапах развития ремесленное искусство получало мощное развитие, и стало значительной частью мировой культуры. В настоящее время это самый распространённый вид искусства, где мастера реализуют свой творческий потенциал и доставляют эстетическое наслаждение людям.
3. Одной из увлекательных форм ремесленного искусства является художественная обработка металла, одно из самых древних искусств. Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать металл и создавать высокохудожественные изделия. Чеканка по металлу, а также резьба по дереву и лесная скульптура как виды народного творчества позволяют мастеру проявить себя, свой художественный вкус. Не каждый человек способен увидеть образ будущей фигуры, а лишь тот, кто наделён талантом творчески осмыслить действительность. Именно таким человеком и являлся мой земляк Гололобов Александр Иванович.
4. Наблюдая за увлечённостью А.И. Гололобова своим творчеством, я 20
поняла, что важно как можно глубже познать себя, свои способности, свой дар и найти свою творческую индивидуальность, как это удалось моему земляку. Моя гипотеза подтвердилась.
5. В ходе исследования я выделила истоки творчества Александра
Гололобова: посещение кружка в Доме пионеров, встреча с интересными, увлечёнными людьми, оказавшими влияние на жизнь подростка – всё это способствовало тому, что творчество стало увлечением на всю жизнь.
6. Созданная Александром Ивановичем коллекция, которая состоит из большого количества работ , выполненных из метала, подтверждает талант мастера, которым восхищаются люди.
Александр Иванович – человек широкой и щедрой души. Многие свои работы он подарил своему городу. Конечно, я не претендую на полное представление и описание творчества моего земляка, но результаты моего исследования имеют новизну и практическую значимость для жителей города, а также для жителей Донецкой Народной Республики
21
Список использованной литературы
Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. – Сборник статей «Творческие проблемы современных народных художественных промыслов». – Ленинград: «Художник РСФСР», 1981.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1992.
22
Приложение
Красноармеец стоит на месте окопной линии, которая во время войны проходила через двор.

Ну а сверху стрельцы с пушкой.

Под тачанкой надпись: "Причины всех революций в бедности".

Здесь же герои сказок.

Наталья Дубовик и жена А.Гололобова Галина Михайловна.

Егорова С.А., Дубовик Наталья, Галина Михайловна с внуками Сашей, Маргаритой и Настей.

Отзыв руководителя Егоровой С.А.
об исследовательской работе
ученицы 9 класса
Комсомольской общеобразовательной школы I-II ступеней №2
Дубовик Натальи на тему:
«Творчество народного умельца г. Комсомольское Гололобова А.»
Работа Дубовик Натальи представляет собой исследование по изучению ремесленного искусства на примере народного умельца г. Комсомольское Гололобова А. Актуальность работы заключается в том, что собранный материал поможет дать представление о жителях, чьё увлечение является дополнительным материалом для патриотического воспитания людей любых возрастов, а особенно школьников. Все увлеченные каким либо делом почерпнут для себя что-то интересное полезное и нужное.
Содержание работы соответствует заявленной теме.
Текст работы изложен на 22 листах печатного текста, что представляется достаточным для учащегося среднего школьного звена.
Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой главе ведётся обзор ремесленной чеканки как одного из видов искусства. Сущность понятий «ремесло» и « чеканка», краткий исторический очерк Чеканка - один из древнейших видов художественной обработки металла.
Во второй главе содержание творчества Гололобова Александра, беседа с его семьёй и сестрой. Наташа встретилась с семьёй и проследила жизненный и творческий путь народного умельца. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Работу Наталья выполняла самостоятельно, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ей для исследования. При выполнении работы проявила: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполняла все рекомендации научного руководителя, и вовремя устраняла замечания в процессе доработки исследовательской работы.
Рекомендации: исследовательская работа Дубовик Натальи по теме: «Творчество народного умельца г. Комсомольское Гололобова Александра» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Научный руководитель :_______________ Егорова Светлана Алексеевна
Рецензия
учителя русского языка и литературы
Комсомольской ОШ I_II ступеней №2
Куприной Л.В.
Исследования в области краеведения, будь то литература, история, традиции и обычаи твоего народа, произведения народных умельцев в современном мире актуально как никогда.
Народ Донбасса в едином порыве сплотился вокруг своих национальных идей, защищая своё право на независимость, право пользоваться своим родным языком, почитать свои обряды и традиции, развивать свою культуру.
Автор научно-исследовательской работы обобщает творческое наследие ремесленника, народного умельца Гололобова Александра.
Работа эта позволяет автору чувствовать себя полезным обществу, правильно понимать своё время, научиться ценить человеческий труд простого человека, видеть прекрасное в созданном руками.
Ученица, работая над своей темой, обогащает себя знанием о народном ремесле, о творческих людях своего края.
Фотографии работ позволяют создать в школе каталог ремесленного искусства и использовать его практически на уроках рисования, гражданственности, во внеурочное время.
С поставленными целями автор работы, я считаю, справился. Работа актуальна, значима, выполняет важные задачи, воспитание подрастающего поколения, в духе любви к родному краю и его жителям.