СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая конференция к 150-летию А.Букейханова «Алихан Букейханов- выдающийся сын казахского народа»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алихан Букейханов (каз. ?лихан Б?кейхан, дата неизвестна, 1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель(премьер-министр) Алашской автономии с 1917 по 1920 годы.

Просмотр содержимого документа
«научно-практическая конференция к 150-летию А.Букейханова «Алихан Букейханов- выдающийся сын казахского народа»»

Алихан Букейханов – лидер казахской либеральной национальной интеллигенции

Алихан Букейханов –

лидер казахской либеральной национальной интеллигенции

 Цель:  сформировать мировоззрение об Алихане Букейханове, как личности мирового значения, как о деятеле и преподавателе.  Задачи: - воспитание у учащихся казахстанского патриотизма ; -развитие интереса к истории своей страны; - знакомство учащихся с творчеством великого казахского деятеля.

Цель:

сформировать мировоззрение об Алихане Букейханове, как личности мирового значения, как о деятеле и преподавателе.

Задачи:

- воспитание у учащихся казахстанского патриотизма ;

-развитие интереса к истории своей страны;

- знакомство учащихся с творчеством великого казахского деятеля.

План: Биография. Сторонник кадетского движения. В Государственной думе. Очерки Алихана Букейханова на страницах русской прессы Газета «Казах». Лидер «Алаш Орды».

План:

  • Биография.
  • Сторонник кадетского движения.
  • В Государственной думе.
  • Очерки Алихана Букейханова на страницах русской прессы
  • Газета «Казах».
  • Лидер «Алаш Орды».
Алихан Букейханов   (1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель(премьер-министр) Алашской автономии с 1917 по 1920 годы.

Алихан Букейханов   (1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель(премьер-министр) Алашской автономии с 1917 по 1920 годы.

1. Биография  Родился 5 марта 1870 года в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Актогайского района Карагандинской области).  Алихан является потомком Букейхана, сына именитого

1. Биография

Родился 5 марта 1870 года в ауле № 7 Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне территория Актогайского района Карагандинской области).

Алихан является потомком Букейхана, сына именитого "кокжала Барак хана", происходившего из рода торе (чингизид). Букейхан один из последних казахских ханов, занимавших ханский престол.

С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске, а затем в Санкт-Петербурге, Алихан близко сходится с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики, профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В. Радлов. Будучи избранным в состав I и II Государственной Думы, имел тесные отношения с А.Ф. Керенским, В. Шульгиным, Н.С. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши.

С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске, а затем в Санкт-Петербурге, Алихан близко сходится с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики, профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В. Радлов. Будучи избранным в состав I и II Государственной Думы, имел тесные отношения с А.Ф. Керенским, В. Шульгиным, Н.С. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши.

В 1877 -1879 учеба в медресе муллы Зафира в Каркалинске. 1879- Начальная русско-казахская школа. Городское ремесленное училище. 21 августа 1886 г. Принят «пансионером» в Омское техническое училище (ОТУ). ОТУ был открыт в 1882 указом императора России с целью подготовки низших техн. кадров для строящейся Сибирской железной дороги. Интересы Алихана не ограничивались учебой в ОТУ. К примеру с 1889 г. Начал сотрудничать с газетой «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» и «Дала уалаятыны газеті». За 1889 год опубликовано на казахском и русском языках более 18 материалов. В них Букейханов критикует существующий общественный строй, проявив при этом глубокое уважение к лучшим традициям и обычаям своего народа, к его культуре и духовным ценностям.
  • В 1877 -1879 учеба в медресе муллы Зафира в Каркалинске.
  • 1879- Начальная русско-казахская школа.
  • Городское ремесленное училище.
  • 21 августа 1886 г. Принят «пансионером» в Омское техническое училище (ОТУ). ОТУ был открыт в 1882 указом императора России с целью подготовки низших техн. кадров для строящейся Сибирской железной дороги.
  • Интересы Алихана не ограничивались учебой в ОТУ. К примеру с 1889 г. Начал сотрудничать с газетой «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» и «Дала уалаятыны газеті». За 1889 год опубликовано на казахском и русском языках более 18 материалов. В них Букейханов критикует существующий общественный строй, проявив при этом глубокое уважение к лучшим традициям и обычаям своего народа, к его культуре и духовным ценностям.
Алихана Букейханова интересовало также традиционное хозяйство казахов, в частности, земледельческое, как это видно из его статьи под названием

Алихана Букейханова интересовало также традиционное хозяйство казахов, в частности, земледельческое, как это видно из его статьи под названием "О земледелии в Токраунской, Котан-Булакской и Западно-Балхашской волостях Каркаралинского уезда". Интерес позже перерастет в любовь к земле предков и определит его будущую профессию.

После получения аттестата техника А. Н. Букейханов уезжает в Петербург, получив в канцелярии Степного генерал-губернатора рекомендательное письмо директора ОТУ Е. Н. Доброхотова на имя заместителя директора С.-Петербургского Императорского Лесного института, доктора биологических наук, профессора Бородина И. П.

После получения аттестата техника А. Н. Букейханов уезжает в Петербург, получив в канцелярии Степного генерал-губернатора рекомендательное письмо директора ОТУ Е. Н. Доброхотова на имя заместителя директора С.-Петербургского Императорского Лесного института, доктора биологических наук, профессора Бородина И. П.

Годы пребывания А. Н. Букейханова в Санкт-Петербурге, являвшемся центром общественно-политической жизни Российской империи, оказали огромное влияние на формирование его общественно-политических взглядов. По архивным и иным источникам, Алихан находился в авангарде студенческого движения, был одним из организаторов и руководителей студенческих

Годы пребывания А. Н. Букейханова в Санкт-Петербурге, являвшемся центром общественно-политической жизни Российской империи, оказали огромное влияние на формирование его общественно-политических взглядов. По архивным и иным источникам, Алихан находился в авангарде студенческого движения, был одним из организаторов и руководителей студенческих "беспорядков" в столице, участвовал в работе различных литературно-политических ячеек и кружков.

По свидетельству видного государственного деятеля, ученого, профессора математики и соратника А. Н. Букейхана по движению

По свидетельству видного государственного деятеля, ученого, профессора математики и соратника А. Н. Букейхана по движению "Алаш" Алимхана Ермекова, Алихан вместе с будущим вождем мирового пролетариата Владимиром Ульяновым-Лениным, экстерном окончил юридический факультет С.-Петербургского университета, а также свободно владел несколькими иностранными языками. В 1894 году, окончив Лесной институт по специальности "ученый-лесовед" и получив одновременно диплом юриста, Алихан возвращается в Омск.

2.Сторонник кадетского движения. А. Н. Букейханов был знаком с теорией марксизма, некоторое время сотрудничал с социал-демократами, но к 1905 г. пришел к выводу, что революционное вмешательство в естественно-эволюционный путь развития казахского общества было бы пагубным для коренного населения Степного края. Именно это обстоятельство привело уже достаточно известного представителя казахской национальной интеллигенции в ряды кадетской партии, которая, по его мнению, в наибольшей степени отражала в своих установках насущную необходимость демократических реформ, осуществленных законодательным путем.

2.Сторонник кадетского движения.

А. Н. Букейханов был знаком с теорией марксизма, некоторое время сотрудничал с социал-демократами, но к 1905 г. пришел к выводу, что революционное вмешательство в естественно-эволюционный путь развития казахского общества было бы пагубным для коренного населения Степного края. Именно это обстоятельство привело уже достаточно известного представителя казахской национальной интеллигенции в ряды кадетской партии, которая, по его мнению, в наибольшей степени отражала в своих установках насущную необходимость демократических реформ, осуществленных законодательным путем.

Являясь деятельным участником кадетской организации в Омске, А. Н. Букейханов в период Первой российской революции выступил также в качестве одного из лидеров национально-освободительного движения казахского народа. Он был в числе инициаторов проведения съездов представителей пяти степных областей, состоявшихся в декабре 1905 г. в Уральске и в феврале 1906 г. в Семипалатинске. Особую значимость имели решения съезда в Семипалатинске, участники которого одобрили близкую к кадетской партии программу, включив в нее требования, направленные на защиту национальных интересов казахов: признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, прекращения переселения в казахскую степь крестьян из Европейской России, создания национальных образовательных учреждений и т.п.

Являясь деятельным участником кадетской организации в Омске, А. Н. Букейханов в период Первой российской революции выступил также в качестве одного из лидеров национально-освободительного движения казахского народа. Он был в числе инициаторов проведения съездов представителей пяти степных областей, состоявшихся в декабре 1905 г. в Уральске и в феврале 1906 г. в Семипалатинске.

Особую значимость имели решения съезда в Семипалатинске, участники которого одобрили близкую к кадетской партии программу, включив в нее требования, направленные на защиту национальных интересов казахов: признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, прекращения переселения в казахскую степь крестьян из Европейской России, создания национальных образовательных учреждений и т.п.

3. В Государственной думе. Важным этапом в биографии А. Н. Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной компании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые неотложны были для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, в одной из статей, опубликованной в газетах

3. В Государственной думе.

Важным этапом в биографии А. Н. Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной компании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые неотложны были для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, в одной из статей, опубликованной в газетах "Степной край" (Омск) и "Семипалатинский листок", А. Н. Букейханов называл чиновников царской администрации "могильщиками приказного строя", превратившими казахские степи в "сатрапию", и заявлял, что их "дни сочтены"

В начале 1907 г., когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, А. Н. Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. На состоявшемся 15 июня 1906 г. в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона. В работе I Государственной думы А. Н. Букейханову поучаствовать практически не удалось, так как он прибыл в Санкт-Петербург незадолго до ее роспуска.

В начале 1907 г., когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, А. Н. Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов.

На состоявшемся 15 июня 1906 г. в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона. В работе I Государственной думы А. Н. Букейханову поучаствовать практически не удалось, так как он прибыл в Санкт-Петербург незадолго до ее роспуска.

4. Очерки Алихана Букейханова на страницах русской прессы Тема переселения в аспекте его пагубных последствий для казахского народа была поднята Букейханова на страницах русской прессы. Опубликованных в 1908—1910 годах в санкт-петербургском журнале «Сибирские вопросы»: «Киргизы на совещании Степного генерал-губернатора», «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Бюрократическая утопия», «Кризис канцелярского переселения», «Ничьи деньги», «Переселенцы в Тарских урманах», «Долой с дороги: идет овцевод!», «Ненужное генерал-губернаторство».

4. Очерки Алихана Букейханова на страницах русской прессы

Тема переселения в аспекте его пагубных последствий для казахского народа была поднята Букейханова на страницах русской прессы. Опубликованных в 1908—1910 годах в санкт-петербургском журнале «Сибирские вопросы»: «Киргизы на совещании Степного генерал-губернатора», «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Бюрократическая утопия», «Кризис канцелярского переселения», «Ничьи деньги», «Переселенцы в Тарских урманах», «Долой с дороги: идет овцевод!», «Ненужное генерал-губернаторство».

В русле лучших традиций демократической публицистики А. Букейханов говорит о сложных социальных явлениях просто, доходчиво и предельно ясно. Он настойчиво обращает внимание на социальные проблемы своего народа, разложение фундаментальных основ жизни казахов, поэтому русский язык избран формой трансляции политических требований и духовных запросов угнетаемых. Причем автор очерков сознательно ориентируется на обширный русский культурный контекст, литературный канон, который был сконцентрирован на симпатии к человеку труда и сатирическом осмеянии власть предержащих.

В русле лучших традиций демократической публицистики А. Букейханов говорит о сложных социальных явлениях просто, доходчиво и предельно ясно. Он настойчиво обращает внимание на социальные проблемы своего народа, разложение фундаментальных основ жизни казахов, поэтому русский язык избран формой трансляции политических требований и духовных запросов угнетаемых. Причем автор очерков сознательно ориентируется на обширный русский культурный контекст, литературный канон, который был сконцентрирован на симпатии к человеку труда и сатирическом осмеянии власть предержащих.

5. Газета «Казах». Появление газеты

5. Газета «Казах».

Появление газеты "Казах" стало большим событием для Казахстана. Она переходила из рук в руки, кочевала из аула в аул и зачитывалась до дыр. Ее номера выписывали во всех уголках Степного и Туркестанского краев, ею зачитывалась казахская студенческая молодежь, обучающаяся в вузах Казани, Томска, Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы.

Очень высоко оценивают газету "Казах" и зарубежные исследователи, в частности, французские, считая ее как "самую значительную из всех периодических изданий казахов" до революции, "как по качеству, так и по тиражу".

А. Н. Букейхану, организатору и постоянному автору газеты

А. Н. Букейхану, организатору и постоянному автору газеты "Казах", А. Байтурсынову - ее бессменному главному редактору и Мир-Якубу Дулатову, одному из главных сотрудников, удалось собрать и сплотить вокруг газеты цвет национальной интеллигенции и общественных деятелей: ученых, писателей, поэтов, педагогов, врачей, агрономов и т. д. и направить их совместные усилия на защиту национальных интересов. Редакция газеты воздержалась от призыва народа к открытому выступлению против царской администрации, что, по ее глубокому убеждению, было и преждевременным, и не под силу одному казахскому народу. Именно по этой причине возглавляемая А. Н. Букейханом национальная интеллигенция выступила решительно против вооруженного восстания казахского народа в 1916 году.

6. Лидер «Алаш Орды»

В июле же он заявил о своем выходе из партии кадетов. В другой статье под заголовком "Почему я вышел из кадетской партии" он называл три основные причины, подтолкнувшие его принять это решение. Первая из них заключалась в стремлении кадетов сохранить частную собственность на землю тогда, когда в период проведения т. н. "земельной реформы" казахский народ был насильственно лишен своих лучших земель. А. Н. Букейхан же настаивал на возвращении этих земель. Вторая - кадеты выступали против отделения церкви от государства, казахский лидер - за, с тем, чтобы "улучшить деятельность религиозных структур". И третья, наиболее важная из причин, - стремление кадетов к унитарному государственному устройству и отказ в предоставлении казахскому народу национальной автономии.

В 17 году в стране назревал кризис власти, нарастало недовольство населения. И с целью недопущения краха, хаоса и большевизма в степи в июле 1917 г. А. Букейхан выступил в газете "Казах" со статьей, в которой говорилось, что ни одна из программ действующих в стране партий, в том числе и кадетской, "не соответствует целям казахского общества".

По его инициативе на I Всеказахском съезде, состоявшемся 21 - 28 июля 1917 года в Оренбурге, было заявлено о намерении создать самостоятельную политическую партию и выдвинуто требование

По его инициативе на I Всеказахском съезде, состоявшемся 21 - 28 июля 1917 года в Оренбурге, было заявлено о намерении создать самостоятельную политическую партию и выдвинуто требование "территориально-национальной автономии в рамках Российской демократической федерации". Съезд поручил группе во главе с А. Букейханом подготовить проект программы будущей партии, который вскоре был опубликован в газете "Казах". Составители проекта предлагали назвать партию - "Алаш".

Однако проект не обсуждался и не был принят в связи с возникновением новой политической ситуации (захват власти большевиками), заставившей лидеров партии выдвинуть на первое место вопросы национально-государственного устройства. По некоторым данным, формирующаяся партия объединяла в своих рядах до 5 тыс. человек - лучших представителей национальной интеллигенции и степной аристократии. Первоочередные задачи в проекте программы носили общедемократический характер: всеобщее избирательное право, демократическая федеративная республика во главе с президентом и законодательным органом, равенство входящих в нее автономий, демократические свободы, независимость церкви от государства, равноправие языков и др. Декларируя, что партия стремится "создать для народа благо и культуру", авторы проекта обстоятельно оговаривали самый необходимый для большинства населения степей вопрос о земле. Они выступали против частной собственности на землю, за возврат земель, изъятых, но еще не заселенных переселенцами, а также церковных наделов их прежним хозяевам - аульным общинам.

О реакции алашевцев на первые шаги власти Советов, противоречащие пониманию лидерами "Алаша" норм и прав демократии, можно судить по "Памятке крестьянам, рабочим и солдатам", составленной и выпущенной А. Н. Букейханом 1 декабря 1917 г., в которой подвергалось жесткой критике решение СНК от 28 ноября, отложившего созыв Учредительного собрания и принявшего декрет "Об аресте вождей гражданской войны против революции". По нему все члены Временного правительства и депутаты Учредительного собрания подлежали аресту и передаче суду ревтрибуналов. В "Памятке" говорилось, что глава Советской власти В. Ульянов-Ленин является единоличным самодержавным и безответственным правителем, подобно Николаю II, что большевики разогнали столичные городские думы и заявляют, что, мол, "не страдают парламентским кретинизмом". В "Памятке" автор отстаивает приоритет демократических свобод и заключает ее следующими словами: "Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, большевики считают: ответственность перед народом правителей, свободу слова, свободу печати, свободу собраний, всеобщее прямое тайное голосование, неприкосновенность граждан и депутатов, власть народа - буржуазным предрассудком... Запомните, крестьяне, рабочие и солдаты, с лица большевизма спала красная маска революционера и обнажила его сущность черносотенца".

Мотивы этого исторического решения формировались следующим образом:

Мотивы этого исторического решения формировались следующим образом: "Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом... велика возможность гражданской войны... анархия угрожает опасностью жизни и имуществу казах - киргизского народа... единственным выходом... является организация твердой власти, которую признавало бы все население казах - киргизских областей".

Стремясь оградить свой народ от большевизма, лидеры "Алаша" созвали и провели 5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге II Всеказахский съезд, который единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию и включить в нее все области с преобладающим казахским населением "единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка".

В конце 1919 - начале 1920 года Букейханов во главе казахской делегации ездил в Москву и, как далее свидетельствует один из алашординцев и членов делегации Алимхан Ермеков, лично встречался с Ульяновым-Лениным и другими вождями пролетарской диктатуры. Руководил работой делегации в процессе переговоров по окончательной выработке положения об автономии Казахстана в рамках Советской федерации. В 1920 году участвовал в работе съезда Учредительного собрания, провозгласившего образование Казахской АССР в Оренбурге, съезд проводился

В конце 1919 - начале 1920 года Букейханов во главе казахской делегации ездил в Москву и, как далее свидетельствует один из алашординцев и членов делегации Алимхан Ермеков, лично встречался с Ульяновым-Лениным и другими вождями пролетарской диктатуры. Руководил работой делегации в процессе переговоров по окончательной выработке положения об автономии Казахстана в рамках Советской федерации. В 1920 году участвовал в работе съезда Учредительного собрания, провозгласившего образование Казахской АССР в Оренбурге, съезд проводился "на условиях центра", чем и объясняется, что в составе руководителей вновь образованной автономии его имя не значилось. Тем не менее, в 1920-1921 г.г. он работал одним из руководителей Наркомзема Казахстана. В 1921 г. после трагической смерти супруги Елены Яковлевны добровольно отстранился от активной деятельности и уехал в родные места - в Токраунскую волость.

Но его нахождение в Казахстане было нежелательным и опасным для Советской власти. В этой связи руководители центра решили

Но его нахождение в Казахстане было нежелательным и опасным для Советской власти. В этой связи руководители центра решили "проявить заботу о здоровье старого... марксиста" и отозвать в Москву. Осенью 1922 года он был арестован и под конвоем доставлен в столицу, где его ожидала персональная квартира в бывшем доме графа Шереметьева в центре Москвы. Несомненно, что под этим благовидным предлогом Советы скрывали свою основную цель - изолировать его от народа и держать опытного политического деятеля под контролем.

А. Н. Букейхан продолжал оказывать влияние на национальную интеллигенцию вплоть до 1930-х годов через прессу. В течение 1922-1930 г.г. он сотрудничал практически со всеми периодическими изданиями Казахстана и публиковал свои материалы под различными псевдонимами:

А. Н. Букейхан продолжал оказывать влияние на национальную интеллигенцию вплоть до 1930-х годов через прессу. В течение 1922-1930 г.г. он сотрудничал практически со всеми периодическими изданиями Казахстана и публиковал свои материалы под различными псевдонимами: "Кыр-баласы", "?" (виктория), "Калмакбай", "Читатель" (на рус. яз.). Однако не стремился к свержению Советской власти и не призывал народ к восстанию. Да, он не любил Советскую власть, но признавал, т. к. был убежден, "что единственная власть, которая отнеслась к нам сочувственно - это советская власть. Мы добивались долго (возможно) выделиться в отдельную национальную единицу, и никто кроме советской власти, навстречу нам не пошел...".

Алихан Букейханов, один из выдающихся деятелей Казахстана, был арестован в Москве в 1937 году. Как позже рассказывала его дочь Елизавета, Алихан Нурмухаметович хорошо знал, что будет арестован. Он сообщил дочери, что его теперь уже не выпустят и попросил московских друзей помочь дочери. Мальчик, выросший в свободных степях Каркаралинских гор, политический деятель, сделавший много прекрасного для людей, человек энциклопедических знаний, был арестован и препровожден в сталинскую тюрьму. Парадокс заключался в том, что ему, так же как многим его соратникам, пришлось увидеть тюрьмы как Российской империи, так и Советского Союза.

Алихан Букейханов, один из выдающихся деятелей Казахстана, был арестован в Москве в 1937 году. Как позже рассказывала его дочь Елизавета, Алихан Нурмухаметович хорошо знал, что будет арестован. Он сообщил дочери, что его теперь уже не выпустят и попросил московских друзей помочь дочери. Мальчик, выросший в свободных степях Каркаралинских гор, политический деятель, сделавший много прекрасного для людей, человек энциклопедических знаний, был арестован и препровожден в сталинскую тюрьму. Парадокс заключался в том, что ему, так же как многим его соратникам, пришлось увидеть тюрьмы как Российской империи, так и Советского Союза.

27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Нурмухаметович Букейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно. Лидеру всего казахского народа Алихану Букейхану была уготована судьба: в сентябре 1937 года был приговорен к смертной казни, расстрелян и похоронен вместе – на Донском кладбище в Москве.

27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Нурмухаметович Букейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно.

Лидеру всего казахского народа Алихану Букейхану была уготована судьба: в сентябре 1937 года был приговорен к смертной казни, расстрелян и похоронен вместе – на Донском кладбище в Москве.