«Научно - техническая революция».
Цель урока:
- установить, такое научно-техническая революция, как различают понятия «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс», почему мы говорим, что наука сегодня превратилась «в непосредственную производственную силу.
Научно - техническая революция
- Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.
Характерные черты НТР
- Универсальность, всеохватность
- Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований
- Рост требований к квалификации работников
- Военно - технический характер
Универсальность и всеохватность
Преобразует все отрасли и
сферы деятельности человека:
- Характер труда;
- Быт человека;
- Культуру;
- Психологию людей .
Символы современной НТР:
ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV
Чрезвычайное ускорение
научно-технических преобразований
- Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство
- Быстрый моральный износ продукции
- Постоянное обновление продукции
Время внедрения открытий
Интеллектуализация
Возросли требования к уровню квалификации
Трудовых ресурсов
Во всех сферах деятельности
Человека возросла доля умственного труда
Военно – техническая революция
- Взрыв атомной бомбы в Хиросиме 1945 года.
- На протяжении «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений в военных целях
Структура НТР
Наука:
Техника
а) комплекс
и
знаний
технология
б) сфера
деятельности
НТР
Производство
Управление
Наука
Рост наукоёмкости
Система
знаний
Вид труда
Человеческой
деятельности
Познавательно-
теоретическая
Функции
науки
Прикладная
(конструктивная)
Культурно-
просветительская
Наука
- 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники
- Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек
- Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.
- Возникновение технополисов.
- Рост наукоемкости производства, Появление новейших отраслей.
Общая научная продукция по странам мира.
Расходы на науку
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА
РЕГИОНЫ
В % ОТ ВВП
МИР
ДОЛЯ В МИРЕ, %
1,4
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
100
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
2,2
87
0,5
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
13
2,5
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
1,8
38
28
0,8
СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
27
0,8
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
0,3
3,3
2
1,3
АФРИКА
1,2
0,3
0,5
РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5%
США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ
ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5%
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2%
КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1%
КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
РОССИЯ, ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО
Технопарки м технополисы
- В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.
- Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.
- Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.
Технополисы
- Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.
- Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.
- Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
– ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
- ВНЕДРЕНИЕ ОТКРЫТИЙ
Эволюционный путь
Революционный путь
Техника и технология
дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии
переход к принципиально новой технике и технологии
Новые технологии
В машиностроении: электрохимический,
плазменный,
ультразвуковой и др. способы
обработки металлов
В металлургии: внедоменный процесс
плавки стали,
непрерывная разливка стали
В связи: стекловолоконная связь,
телефаксы,
электронная связь, сотовая связь
Какие функции выполняют техника и технология?
Производство: 6 направлений
Электронизация
Производство
новых материалов
Ускоренное
развитие
биотехнологии
Комплексная
автоматизация
Перестройка
энергетического
хозяйства
Космизация
Главные направления развития производства в эпоху НТР
1. Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;
2. Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;
3. Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;
4. Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;
5. Ускоренное развитие биотехнологии;
6. Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.
ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ
ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Структура топливно – энергетического баланса
1 – уголь
2 – нефть
3 – природный
газ
4 – гидроэнергия
5 – дрова
5 – атомная
энергия
6 – новые
источники
Световоды –для оптико-волоконной связи
УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
6. КОСМИЗАЦИЯ
Управление
- Информатизация
- Геоинформатика
- Геоинформационные системы
- Кибернетика
Проверь свои знания
- Для эпохи НТР характерен: а).эволюционный б).революционный путь
- Высокий уровень расходов на науку характерен для:
а). России б). Франции в). Турции г). Индии
- К традиционным источникам энергии относится:
а) тепловая б). солнечная в). приливная г) геотермальная
- Новые технологии в металлургии:
а). доменная б). внедоменная в) передельная
Характерные черты и составные части НТР
Характерные черты
НТР
Составные части
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.
Домашнее задание
- Привести примеры проявлений НТР.
- Подготовить сообщения о последних научных открытиях, изобретениях