СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - техническая революция

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему Научно - техническая революция

Просмотр содержимого документа
«Научно - техническая революция»

       «Научно - техническая  революция».

«Научно - техническая революция».

Цель урока: - установить, такое научно-техническая революция, как различают понятия «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс», почему мы говорим, что наука сегодня превратилась «в непосредственную производственную силу.

Цель урока:

- установить, такое научно-техническая революция, как различают понятия «научно-техническая революция» и «научно-технический прогресс», почему мы говорим, что наука сегодня превратилась «в непосредственную производственную силу.

Научно - техническая революция Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.

Научно - техническая революция

  • Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.
Характерные черты НТР Универсальность, всеохватность  Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований  Рост требований к квалификации работников  Военно - технический характер

Характерные черты НТР

  • Универсальность, всеохватность

  • Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований

  • Рост требований к квалификации работников

  • Военно - технический характер
Универсальность и всеохватность Преобразует все отрасли и  сферы деятельности человека:  Характер труда; Быт человека; Культуру; Психологию людей . Символы современной НТР: ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV

Универсальность и всеохватность

Преобразует все отрасли и

сферы деятельности человека:

  • Характер труда;
  • Быт человека;
  • Культуру;
  • Психологию людей .

Символы современной НТР:

ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство Быстрый моральный износ продукции Постоянное обновление продукции

Чрезвычайное ускорение

научно-технических преобразований

  • Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство
  • Быстрый моральный износ продукции
  • Постоянное обновление продукции
Время внедрения открытий

Время внедрения открытий

Интеллектуализация Возросли требования к уровню квалификации Трудовых ресурсов Во всех сферах деятельности Человека возросла доля умственного труда

Интеллектуализация

Возросли требования к уровню квалификации

Трудовых ресурсов

Во всех сферах деятельности

Человека возросла доля умственного труда

Военно – техническая революция Взрыв атомной бомбы в Хиросиме 1945 года. На протяжении «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений в военных целях

Военно – техническая революция

  • Взрыв атомной бомбы в Хиросиме 1945 года.
  • На протяжении «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений в военных целях
Структура НТР Наука: Техника а) комплекс и  знаний технология б) сфера деятельности НТР Производство Управление

Структура НТР

Наука:

Техника

а) комплекс

и

знаний

технология

б) сфера

деятельности

НТР

Производство

Управление

Наука Рост наукоёмкости Система  знаний Вид труда Человеческой деятельности Познавательно- теоретическая Функции науки Прикладная (конструктивная) Культурно- просветительская

Наука

Рост наукоёмкости

Система

знаний

Вид труда

Человеческой

деятельности

Познавательно-

теоретическая

Функции

науки

Прикладная

(конструктивная)

Культурно-

просветительская

Наука 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%. Возникновение технополисов. Рост наукоемкости производства, Появление новейших отраслей.

Наука

  • 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники
  • Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек
  • Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.
  • Возникновение технополисов.
  • Рост наукоемкости производства, Появление новейших отраслей.
 Общая научная продукция по странам мира.

Общая научная продукция по странам мира.

Расходы на науку

Расходы на науку

ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА  РЕГИОНЫ  В % ОТ ВВП МИР  ДОЛЯ В МИРЕ, % 1,4 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 100 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 2,2 87 0,5 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 13 2,5 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ 1,8 38 28 0,8 СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 27 0,8 ЮЖНАЯ АМЕРИКА АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 0,3 3,3 2 1,3 АФРИКА 1,2 0,3 0,5

ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА

РЕГИОНЫ

В % ОТ ВВП

МИР

ДОЛЯ В МИРЕ, %

1,4

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

100

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

2,2

87

0,5

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

13

2,5

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ

1,8

38

28

0,8

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

27

0,8

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

0,3

3,3

2

1,3

АФРИКА

1,2

0,3

0,5

РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5% США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2% КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1% КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РОССИЯ, ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО

РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5%

США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5%

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2%

КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1%

КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

РОССИЯ, ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО

Технопарки м технополисы В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство. Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию. Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.

Технопарки м технополисы

  • В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.
  • Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.
  • Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.
Технополисы Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири. Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями. Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).

Технополисы

  • Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.
  • Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.
  • Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ  ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - ВНЕДРЕНИЕ ОТКРЫТИЙ

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

- ВНЕДРЕНИЕ ОТКРЫТИЙ

Эволюционный путь

Эволюционный путь

Революционный путь

Революционный путь

Техника и технология Эволюцион-ный путь: Революцион-ный путь:  дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии  переход к принципиально новой технике и технологии

Техника и технология

  • Эволюцион-ный путь:
  • Революцион-ный путь:

дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии

переход к принципиально новой технике и технологии

Новые технологии В машиностроении: электрохимический, плазменный, ультразвуковой и др. способы обработки металлов В металлургии: внедоменный процесс  плавки стали, непрерывная разливка стали В связи: стекловолоконная связь,  телефаксы, электронная связь, сотовая связь

Новые технологии

В машиностроении: электрохимический,

плазменный,

ультразвуковой и др. способы

обработки металлов

В металлургии: внедоменный процесс

плавки стали,

непрерывная разливка стали

В связи: стекловолоконная связь,

телефаксы,

электронная связь, сотовая связь

Какие функции выполняют техника и технология? Трудосберегающая  Ресурсосберегающая  Природоохранная

Какие функции выполняют техника и технология?

  • Трудосберегающая

  • Ресурсосберегающая

  • Природоохранная
Производство: 6 направлений Электронизация Производство новых материалов Ускоренное  развитие биотехнологии Комплексная автоматизация Перестройка энергетического хозяйства Космизация

Производство: 6 направлений

Электронизация

Производство

новых материалов

Ускоренное

развитие

биотехнологии

Комплексная

автоматизация

Перестройка

энергетического

хозяйства

Космизация

Главные направления развития производства в эпоху НТР 1. Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники; 2. Комплексная автоматизация — развитие роботостроения; 3. Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии; 4. Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов; 5. Ускоренное развитие биотехнологии; 6. Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.

Главные направления развития производства в эпоху НТР

1. Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;

2. Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;

3. Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;

4. Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;

5. Ускоренное развитие биотехнологии;

6. Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.

 ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ

ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ

 ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Структура топливно – энергетического баланса 1 –  уголь 2 – нефть 3 – природный  газ 4 – гидроэнергия 5 – дрова 5 – атомная  энергия 6 – новые  источники

Структура топливно – энергетического баланса

1 – уголь

2 – нефть

3 – природный

газ

4 – гидроэнергия

5 – дрова

5 – атомная

энергия

6 – новые

источники

Световоды –для оптико-волоконной связи

Световоды –для оптико-волоконной связи

 УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

6. КОСМИЗАЦИЯ

6. КОСМИЗАЦИЯ

Управление Информатизация Геоинформатика Геоинформационные системы Кибернетика

Управление

  • Информатизация
  • Геоинформатика
  • Геоинформационные системы
  • Кибернетика
Проверь свои знания Для эпохи НТР характерен: а).эволюционный б).революционный путь Высокий уровень расходов на науку характерен для: а). России б). Франции в). Турции г). Индии К традиционным источникам энергии относится: а) тепловая б). солнечная в). приливная г) геотермальная Новые технологии в металлургии: а). доменная б). внедоменная в) передельная

Проверь свои знания

  • Для эпохи НТР характерен: а).эволюционный б).революционный путь
  • Высокий уровень расходов на науку характерен для:

а). России б). Франции в). Турции г). Индии

  • К традиционным источникам энергии относится:

а) тепловая б). солнечная в). приливная г) геотермальная

  • Новые технологии в металлургии:

а). доменная б). внедоменная в) передельная

Характерные черты и составные части НТР Характерные черты НТР Составные части

Характерные черты и составные части НТР

Характерные черты

НТР

Составные части

Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.

Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.

Домашнее задание Прочитать стр. 83 –88 Привести примеры проявлений НТР.  Подготовить сообщения о последних научных открытиях, изобретениях

Домашнее задание

  • Прочитать стр. 83 –88
  • Привести примеры проявлений НТР.
  • Подготовить сообщения о последних научных открытиях, изобретениях


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!