СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности работы с учащимися с синдромом Дауна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работыс учащимися с синдромом Дауна. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности работы с учащимися с синдромом Дауна.»

Дети с синдромом Дауна впервые поступили на обучение в нашу школу около 20 лет назад. Ежегодно мы принимаем до 10-15 таких детей. На сегодняшний день у нас насчитывается более 30 человек с этим синдромом.

По понятным причинам в нашу школу попадают дети с выраженными проблемами когнитивной сферы. Практически все имеют умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости. Дети с тяжёлой умственной отсталостью учатся в классе для детей со сложной структурой дефекта, остальные обучаются в разных полнокомплектных классах, сформированных по принципу интернальной интеграции. Обучение ведётся по программе класса (Воронкова В.В. или Маллер А.Р.)

Глобальная цель образования такого ребёнка – обеспечение ему по окончании школы максимально доступной социализации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Обеспечение психологического комфорта в обществе.

  2. Обеспечение максимально возможной автономности (в идеале человек сможет жить самостоятельно с минимальной помощью, применяя имеющиеся у него навыки обслуживающего труда; не идеализируя, это означает, что живя в семье, он не будет обузой для родных).

  3. Привитие социокультурных умений и навыков в широком круге: умение пользоваться общественным транспортом, оплатить и приобрести покупку, записаться к врачу, использовать компьютер, воспользоваться услугами парикмахера и пр. и пр.

  4. Четвёртая задача предполагает, что индивидуум поведенчески не выделяется в толпе людей, не привлекает к себе излишнего внимания, не мешает окружающим, правильно обращается к знакомым и незнакомым людям, выполняет правила личной безопасности и т.д.

Учитывая общую экономическую ситуацию в стране и ситуацию на рынке труда, будет ханжеством говорить о профессиональном трудоустройстве людей с умеренной умственной отсталостью. Пока не будет защищённых государством трудовых мест, созданных с привлечением бюджетных средств, всё останется пустыми разговорами. Это не значит, что подростков с синдромом Дауна не надо обучать доступному им профильному труду.



Решение всех этих задач будет затруднено без знания неких общих черт или, так называемого, профиля психомоторного развития, характерного для людей с синдромом Дауна.

Посмотрите на эту таблицу. Здесь указаны сильные и слабые стороны когнитивного и речевого развития.

Учитывая преимущества зрительной обработки информации и достаточное понимание речи людьми с синдромом Дауна, в работе с ними мы используем, прежде всего, наглядные и предметно-практические методы обучения.

Учитывая выраженные трудности самостоятельной речи и хорошее понимание обращённой, при подаче учебного материала используем жесты, мимику и другие зрительные подсказки (например, символы), учим детей пользоваться ими при самостоятельном общении.

Следующая таблица даёт представление о характерном своеобразии социально-эмоционального развития. Первое педагог обязан учитывать, организуя условия процесса обучения, второе – широко использовать в коррекционной работе.

Дети специфически эмоциональны, склонны к драматизации событий. Входить в класс к таким детям раздражённым, с плохим настроением недопустимо. Атмосфера доброжелательности и понимания – обязательное условие успешного сотрудничества с ребёнком. Очень многим детям с синдромом Дауна свойственны эмоции 3-его (высшего) уровня (по Сергею Леонидовичу Рубинштейну): у них есть чувство юмора, они понимают иронию, склонны к самоиронии, сопереживанию.

Кстати, среди детей с умеренной степенью умственной отсталости дети с синдромом Дауна рано начинают понимать свою непохожесть на других и очень переживают это, что для других не характерно.

Педагог должен усвоить, что эти дети крайне чувствительны к неудачам. Повторившаяся или подчёркнутая неловким педагогом неудача ребёнка может привести к стойкому отказу от выполнения учебного действия в дальнейшем. Некомпетентный педагог посчитает это упрямством или ленью, а на самом деле часто это реакция социального взаимодействия: не хочу позориться, не хочу быть плохим.

Следующая таблица даёт информацию о проблемах волевой сферы.

На самом деле не всё так однозначно. Этим детям свойственна хорошая целеустремлённость, упорство в достижении лично значимой для них цели. Так, самомотивированный ребёнок, параноидально фантазирующий стать морским офицером, изначально избалованный, несобранный распустёха, научился беспрекословно выполнять «приказы» учителя, отлично овладел навыками влажной уборки «палубы», дежурства по «кубрику» и, наконец, научился хорошо читать и сносно писать (так как «папа сказал: в офицеры неграмотных не берут»).



И всё же все, кто работает с ними, скажут: этим детям свойственно избегание трудностей. Часто они применяют разные уловки (от показа жестами «очень устал и болит голова» до вполне внятного «забыл дома очки» и «какая ты сегодня красивая – напиши сама»).

Привитие опыта преодоления трудностей – одна из самых сложных задач в работе с ребёнком, но вполне осуществимая.

Здесь рецепт один: у англоязычных авторов он называется «использование приёмов безошибочной учёбы», а нам более привычно «создание ситуации успеха». Для этого дробим любую учебную задачу на мелкие составляющие и подбадриваем «Смотри, получилось, и это получилось», при этом начинаем и заканчиваем работу теми заданиями, в которых проявляются сильные стороны ребёнка: социальные навыки, понимание речи, уже доступные учебные действия.

И ещё одна деталь: эти дети требуют большей индивидуальной работы с педагогом на уроке. Причём «требуют», потому что для оптимального усвоения ребёнком информации педагогу надо применить индивидуальные дидактические приёмы один на один. И «требует» сам ребёнок, потому что хочет личного общения, и часто без педагога не начинает даже уже знакомой учебной деятельности.

Следующая таблица показывает характерные для всех детей с синдромом Дауна особенности двигательной сферы. Это бросающиеся в глаза специфические нарушения крупной и мелкой моторики.

В процессе занятий физкультурой, ритмики, организации спортивных и подвижных игр эти нарушения хорошо компенсируются. Развитию мелкой моторики рук способствуют уроки ручного и обслуживающего труда, занятия по развитию психомоторики. К концу начальной школы дети достаточно ловки и координированы.

Я заканчиваю своё выступление словами американского врача педиатра Зигфрида Пушела, немного перефразируя их:

«Нам предстоит постигать этих детей через их достоинства и дарования, а не через их ограничения».

Одну из попыток такого постижения мы вам представили.













































-