Образ Ф. М. Достоевского в поэме Н. А. Некрасова «Несчастные»
Предварительное задание к уроку: ознакомиться с текстом поэмы Н. А. Некрасова «Несчастные»; индивидуальные задания (доклад о истории создания поэмы, краткая справка о ссылке Ф. М. Достоевского).
Первая волна интереса к диалогу между писателями возникает в 1951 году, в столетнюю годовщину со дня рождения Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского.
Давайте порассуждаем, что же сближает произведения писателей, какие черты объединяют их персонажей?
Ответ учащихся: изображение страдания, внимание к горестям и бедам народа. Писатели принадлежат к одному поколению.
И действительно, фигуры этих писателей находились на первом плане литературной жизни в период 1840-1870 годов. Именно Н. А. Некрасову удалось первому заметить и оценить литературный дар Ф. М. Достоевского. В «Петербургском сборнике» — одном из наиболее значимых сборников художественной русской литературы — Н. А. Некрасов публикует дебютный роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди».
2021 год ознаменован 200-летием со дня рождения писателей, и это важная причина обратиться к творчеству Н. А. Некрасова и попытаться рассмотреть в произведении «Несчастные», рекомендованном для внеклассного чтения, образ его современника.
Не раз еще пересекались жизненные пути Ф. М. Достоевского и Н. А. Некрасова. Не случайно в своей поэме «Несчастные» Н. А. Некрасов в качестве прообраза для героя использует образ своего соотечественника и современника. Но обо всём по порядку…
Учащиеся: Доклад о истории и этапах создания поэмы.
С чего начинается анализ произведения? С анализа его названия. Несчастными автор называет заключенных и ссыльнокаторжных. С их судьбой связан и замысел поэмы. Автор размышляет о жизни «друзей народа и свободы». Одним из наиболее ярких образов поэмы является Крот. Н. А. Некрасов не случайно выделяет его среди остальных персонажей поэмы. За письмом от 25 ноября 1856 года Н. А. Некрасов посылает И. С. Тургеневу рукопись под заглавием «Крот» со вписанными примечаниями автора: «В предыдущей главе рассказывающий излагает, за что он попал в Сибирь. Глава оканчивается тем, что он, вместе с другими, потеряв всякую надежду, предался дикому буйству, подавляя в себе всякое человеческое движение».
Однако в тексте поэмы мы видим градацию героя и его нравственное начало. Через романтизированный образ Крота автор раскрывает одну из главных идей произведения — судьбу интеллигента в ссылке. Пожалуйста, найдите цитату с описанием этого персонажа.
Учащиеся:
В толпе строптивой
Меж нами был один: его
Не полюбили мы сначала —
Не говорил он ничего,
Работал медленно и мало.
Кряхтя, копается весь день,
Как крот, — мы так его и звали, —
А толку нет: не то чтоб лень,
Да силы скоро изменяли.
Рука, нетвердая в труде,
Как спицы ноги, детский голос,
И, словно лен, пушистый волос
На голове и бороде.
Оброс он скоро волосами,
Питался черствым сухарем,
Но и под грубым армяком
Глядел неровней между нами.
Вполне возможно, что Н. А. Некрасов знал содержание или лично знакомился с письмом Ф. М. Достоевского к брату, написанное в феврале 1854 года, в котором Ф. М. Достоевский пишет о «злобной радости», с которой преступники на каторге встречали политических заключенных из дворянского сословия: «Сто пятьдесят врагов не могли устать в преследовании, это было им любо…». Пожалуйста, найдите перекликающуюся цитату о первом отношении заключенных к Кроту в тексте.
Учащиеся:
Его дежурный понукал,
И было нам сначала любо
Смотреть, как губы он кусал,
Когда с ним обходились грубо;
Так удила кусает конь,
Когда седок его пришпорит.
В глазах покажется огонь,
Однако промолчит — не спорит!
Бывало, подойдем гурьбой,
Повалим, будто ненароком,
Кричим: «Не хочешь ли домой?»
Он только поглядит с упреком
И покачает головой.
Несмотря на то, что автор не говорит напрямую, что герой относится к другому сословию, читатель сразу чувствует и понимает, что Крот — чужой в среде, в которую он поневоле попал. Какие слова указывают на это? В чем противопоставляется Крот другим героям?
Учащиеся (работа с текстом): герой молчит среди других, не может долго работать, был неопрятен, но «и под грубым армяком глядел неровней».
Характер персонажа раскрывается в конфликте. Среди заключенных умирает человек. Давайте посмотрим на реакцию окружающих его людей.
Учащиеся (работа с текстом):
Был вечер; скрежеща зубами,
Один из наших умирал.
Куда деваться в подземельи?
Кричим: «Скорей! мешаешь спать!»
И стали в бешеном весельи
Его мы хором отпевать:
«Умри! нам всем одна дорога,
Другой не будет из тюрьмы!..»
В то время Крот выступает обличителем людей, которые находятся на пути к потере своего сердца, души и совести, что созвучно позиции Ф. М. Достоевского.
Вдруг кто-то крикнул: «Нет в вас бога!» —
И песни не допели мы.
Глядим: добро б вошел начальник, —
Нет, просто выступил вперед
Наш белоручка, наш молчальник,
Смиренный, кропотливый Крот.
Корит, грозит! Дыханье трудно,
Лицо сурово, как гроза,
И как-то бешено и чудно
Блестят глубокие глаза.
Интересен нам и факт свидетельства самого Ф. М. Достоевского о поэме: «Однажды, в шестьдесят третьем, кажется, году, отдавая мне томик своих стихов, он (Некрасов) указал мне на одно стихотворение, «Несчастные», и внушительно сказал: «Я тут об вас думал, когда писал это… это об вас написано...».
Письменная работа, краткий ответ на вопросы:
Давайте подумаем, какой замысел преследует автор, помещая героя из дворянской среды, дворянина в эти условия? Что сближает героя и Ф. М. Достоевского?