СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.

Просмотр содержимого документа
«Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.»


Урок № 18. Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: закрепление ранее изученного материала, знакомство с условиями и компонентами, средствами общения, обобщить знания об уместном употреблении в устных и письменных высказываниях средств выразительности – тропов и фигур речи.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.


Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.


Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграф «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» Антуан Сент-Экзюпери

- О чем пойдет речь на уроке? Как вы понимаете высказывание?


Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

- Вы, наверное, слышали о древнегреческом философе Сократе и его знаменитом «сократовском методе». А знаете ли вы, как Сократ привлек в число учеников будущего своего биографа Ксенофонта. Он встретился с ним на узкой улице Афин и, тронув, палкой спросил:

- Где покупают муку?

- На базаре – последовал ответ.

- А масло?

- Там же.

- А куда идти, чтобы сделаться мудрым?

Юноша был поражён смыслом противопоставления и не мог дать ответ. «Следуй за мной» - сказал Сократ, - «Ты должен это узнать!»

Вопросы:

1. Как же Сократ помогал своим слушателям рождать из себя знание?

2. В чем суть Сократовского метода?

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Впервые чутко разграничил понятия язык и речь швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики 20 века. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой.

-Что такое язык? Что такое речь?

Под запись:Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющихся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений служащая важнейшим средством общения людей.

Речь – деятельность говорящего, использующего средства общения с другими членами данного языкового коллектива и обращения к самому себе.

Речевое общение – это форма взаимодействия двух или более людей посредством языка.

Речевое общение для человека – это среда его обитания, так как оно помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить плану, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высот цивилизации, подняться в космос, проникнуть в недра земли. Без речевого общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Речевое общение – это форма взаимодействия двух и более людей посредством языка. Для обеспечения взаимодействия между людьми в процессе общения, эффективного, конструктивного, а порой и компромиссного разрешения конфликтов нужно знать условия и компоненты процесса речевого общения.

Условиями эффективного общения являются:

потребность в коммуникации;

настроенность на тему общения;

знание фактического материала обсуждаемой темы;

знание норм речевого этикета и правил речевого общения;

умение слушать, вникать в замысел говорящего и прогнозировать ситуацию результативного общения.

Компоненты процесса речевого общения:

речевая ситуация – речевое общение происходит вопределенных ситуациях, между определенными участниками и с обозначенной целью;

речевое действие – участник (адресант) общения, произнося речь, совершает определенное действие, направленное на второго участника общения (адресанта). Например, фразой «Благодарю вас» участник совершает действие – выражает благодарность; фразой «Обещаю больше так не поступать» - речевое действие «обещание»;

виды речи – монологические виды речи в устной и письменной формах, которые выделяются в соответствии с речевыми целями говорящего (пишущего): информировать (информационная речь); убедить (убеждающая речь); призвать (речь, призывающая к действию); воодушевить (воодушевляющая речь); развлечь (развлекательная речь) и др.;

средства организации речевого общения – языковые и речевые выразительные средства; нормы и качества речи; правила речевого этикета, речевого общения; коммуникативные умения (составлять план содержания общения; отбирать фактический материал к каждому пункту плана; определять способы перехода от одной части к другой и связи между всеми частями содержания; отбирать необходимые контактные приемы и т.д.)


Внимательно слушают. Запись в тетрадь.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Чтение и анализ текста ( упр. 30)

Чтение теоретического материала, данного в учебнике на с. 20-21; составление тезисного плана.


Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Первичное закрепление

-Какова основная мысль текста?

-Что такое речевое общение?

-С какой целью оно происходит?


Выполняют задание.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

П.3 упр.41

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.


коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.