Средства общения можно определить, как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому. В современной психолого-педагогической литературе показано, что невербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Невербальные средства общения»
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом.
А.Р. Лурия указывал, что «функция, возникающая в общении и сначала разделенная между двумя людьми, перестраивает всю деятельность ребенка и постепенно превращается в сложно опосредованную функциональную систему, характеризующую строение его психических процессов».
Средства общения можно определить, как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому.
Средства общения – это операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Общение может осуществляться с помощью невербальных и вербальных средств.
В современной психолого-педагогической литературе показано, что невербальные средства не просто включены в общение, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности. С их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает общение людей. Владение такими средствами помогает ребенку снимать напряженность в общении, а так же позволяет, дополняя свою естественную речь невербальными и паралингвистическими коммуникациями, полнее передать ту информацию, которой он располагает.
Изучение невербальных средств общения у ребенка с нормальным речевым развитием связано с именами таких исследователей как Г.В. Колшанский, А.Л. Журавлева, Л.В. Дубина, В.Н. Лавриненко, В.П. Морозов, М.Е.Слива и др.
Изучение невербальных средств общения у детей с нарушениями речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны, невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В.А. Ковшиков, JI.В Лопатина, Е.А. Чаладзе и др.), с другой - как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с речевой патологией (О.Е. Грибова, О.Е. Громова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина и др.).
При достаточной разработанности вопроса о языковом развитии детей с нарушениями речи (Л.С. Волкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева,
Е.М. Мастюкова, О.С. Орлова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.), сведений об особенностях понимания и употребления ими других видов знаков недостаточно. В то же время успешность речевого развития во многом определяется неречевыми факторами: уровнем когнитивного развития, особенностями эмоциональной сферы ребенка, зрелостью социальных мотивов, сформированностью предметно-практической деятельности и т.д. Значимость неречевых факторов для становления речи и недостаточная изученность вопроса о состоянии при речевых нарушениях невербальных средств общения обусловливают актуальность исследования проблемы понимания и употребления детьми с нарушениями речи невербальных средств общения.