Для активизации мыслительной деятельности, формирования способности, учащихся к новому способу действия, расширения информационной и понятийной базы целесообразно на уроках истории и обществознания использовать тематические диктанты. Они, с одной стороны, способствуют восстановлению в памяти учащихся пройденного материала, а с другой стороны, позволяют в нетрадиционной форме оценить знания всего класса.
В своей практике я провожу диктанты традиционного типа: вопрос-ответ, а вот форма проведения диктантов не традиционна. А всё новое и необычное, как известно, вызывает у учащихся интерес, что способствует более качественному усвоению знаний. Учителю же данная форма работы позволяет затратить минимум времени на проведение и проверку диктанта, а также позволяет организовать с учащимися взаимопроверку выполненного задания.
На листочке учащиеся пишут цифры от 1 до 10 на некотором расстоянии друг от друга (например, через клетку). Цифры могут располагаться как в линию, так и в столбик. Далее учитель демонстрирует учащимся слайд с ответами на вопросы будущего диктанта. На экране таблица, состоящая из трёх столбцов. В первом и третьем столбце (для I и II варианта соответственно) вразнобой записаны цифры от 0 до 9 (всего получается по 10 цифр в столбце), в среднем - ответы на вопросы.
Детям нужно дать немного времени (не более 1 минуты) для ознакомления с ответами, осмысления, припоминания учебного материала. Далее учитель читает первый вопрос диктанта. Учащиеся выбирают в среднем столбце ответ на вопрос и в соответствии со своим вариантом находят: I вариант в первом, а II вариант в третьем столбце цифру напротив ответа. И далее записывают её на листочке под номером вопроса, который был задан. В итоге все цифры столбцов от 0 до 9 будут записаны учащимися в соответствии с вариантом под вопросами. Для проверки работы учителю необходимо составить ключ и оценить работу в соответствии с критериями. Критерии оценивания:
0-1 ошибка – «5», отлично,
2-3 ошибки – «4», хорошо,
4-5 ошибок – «3», удовлетворительно,
6 и более ошибок – «2», неудовлетворительно
Критерии оценивания рассчитаны на «средний» класс. Для более сильных детей можно каждый критерий уменьшить на балл.
Самое сложное в этой работе – в первый раз объяснить учащимся правила выполнения. В дальнейшем же диктант занимает 2-3 минуты урока. Этот вид работы позволяет учитель быстро выяснить уровень усвоения учащимися материала как целого раздела, так и отдельной темы. И в дальнейшем провести соответствующую коррекционную работу.
В данном сборнике тематические диктанты по истории для 5-8 и по обществознанию для 8-9 классов.