Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение
«Детский сад «Улыбка»
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ КНИГИ»
Выполнила: воспитатель Целикова
Надежда Юрьевна
пгт. Малиновский
2016г.
НОД «Путешествие по страницам книги»
Цель: Способствовать созданию коллективной иллюстрированной книги о нашем округе.
Задачи:
Образовательные задачи:
Расширять и систематизировать знания детей о книгах, об их истории создания. Закреплять представления детей об округе, его символике, о его обитателях и народах, живущих на территории округа; закреплять знания и представления о сезонных изменениях в природе осенью.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения и умение работать в коллективе.
Оборудование: экран, ноутбук, книги, обложка книги, заготовки страниц, пазлы с изображением медведя, глухаря, куклы обереги.
Ход занятия:
Орг. момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Юрьевна. Я очень рада видеть вас таких добрых и красивых. Подарите улыбки друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня я вам хочу рассказать одну интересную историю
(воспитатель приглашает детей на стульчики и обращает их внимание на экран, где изображены иллюстрации древних книг)
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это древние книги.
Воспитатель: Так выглядели первые книги. Вначале книга была каменная. Затем появилась глиняная книга, она похожа на кирпич – один кирпич, одна страница. Потом люди стали делать книги из папируса, это тростник с высоким толстым стволом, на листах папируса писали палочками. Появились книги из пергамента. А вы знаете, что на одну книгу уходило целое стадо баранов, потому что делали ее из шкур животных. А люди Древней Руси писали на березовой коре, мы ее называем берестой и буквы на бересте процарапывались острым стержнем. И сейчас я вам предлагаю попробовать написать на бересте свое имя. Возьмите бересту и палочки.
Легко ли было писать на бересте? Почему?
Воспитатель: Все книги о которых я вам рассказала, было сложно создавать, поэтому люди придумали бумагу. Перед вами старинная книга.
А какие книги есть в наше время?
Дети: бумажные, электронные, на дисках.
Воспитатель: А у вас в группе есть книги, покажите? Расскажите какие это книги? Покажите любимые книги?
Дети: энциклопедия, сказки, рассказы.
Книга – это самая замечательное чудо на свете. Смотришь в книгу, и вдруг начинается какое-то волшебство. Книга помогает узнать обо всем.
Как можно сделать книгу?
Дети: собрать, напечатать, сшить.
Воспитатель: Посмотрите на мою книгу. Как вы думаете, о чем она?
Дети: Это книга о нашем округе.
Воспитатель: Правильно книга будет о нашем округе. Как называется наш округ?
Дети: Наш округ называется Ханты-мансийский.
Воспитатель: Давайте с вами присядем и послушайте что я вам расскажу о нашем округе.
Воспитатель: Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известен многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями и животными. Благодаря нашему округу Россия первая в мире по добычи газа и нефти.
(воспитатель открывает книгу)
Воспитатель: Чего не хватает в книге? Как можно их сделать?
Воспитатель: Создадим первую станицу, что изображено на ней?
Дети: На первой странице изображена карта нашего округа.
Воспитатель: Предлагаю, оживить эту страницу и добавить на карту те символы, чем богат наш Ханты-Мансийский округ.
Дети: Наш округ богат, газом, нефтью, лесом, пушниной, рыбой.
Воспитатель: Ребята, наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц
Чем еще богат наш округ? (нефтью, газом).
Как вы думаете, зачем людям нужна нефть?
Как называется профессия людей, которые добывают нефть? (нефтяники).
Зачем людям нужен газ?
Как называется профессия людей, которые добывают газ?
(дети выбирают из предложенных нужные картинки и крепят на карту)
Воспитатель: В нашем округе живут люди разных национальностей, и все они живут очень дружно, как в одной семье. Как называют коренных жителей нашего округа?
Дети: Ханты и манси проживают в нашем округе
Воспитатель: Что вы знаете о них? (если не ответят, сказать, чем занимались, во что одеваются, какое жилище)
(воспитатель на слайде показывает изображение хантов)
Дети: Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу, а на ногах у них кисы. Собирают ягоды и грибы, ловят рыбу, охотятся. Занимались оленеводством.
Воспитатель: Ханты и манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни, а река и лес кормят их.
Воспитатель: Наша следующая страница называется, «Наш лес»
Перед вами множество разных картинок. Возьмите по одной картинке назовите, что изображено на ней и прикрепите на страницу.
(Дети оформляют страницу книги деревьями, ягодами, кустарниками, называя их).
Воспитатель: Ребята, скажите, как природа меняется осенью? Какое дерево сбрасывает хвою осенью (лиственница).
Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главные в лесу деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, ягоды грибы и множество животных.
О ком будет следующая страница?
Дети: Следующая страница книги будет о животных.
Воспитатель: Правильно, она так и называется «Животный мир».
(дети выходят в круг)
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, кто знает ответ, похлопайте в ладоши.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
Воспитатель: Кто это?
Дети: Это медведь?
Воспитатель: Следующая загадка. Кто знает ответ потопайте ногами.
Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок.
Как летун, он плоховат,
И, порою, глуховат.
Кто это?
Дети: Это глухарь
Воспитатель: Мы проверим ваши ответы, когда вы соберёте картинки, а сейчас поделитесь поровну на две команды.
(дети самостоятельно делятся на две команды, подходят к столу и собирают разрезные картинки)
Воспитатель: Дополните свои страницы другими животными и птицами, которые живут в нашем округе?
(дети выбирают животных и птиц и дополняют страницы книги)
Воспитатель: Поменяйтесь своими страницами и проверьте правильно ли выполнены задания.
Воспитатель: Остались еще картинки с изображением животных и птиц, которые вы, не прикрепили на страницы книги? Почему?
Дети: Потому что попугай, павлин, тигр и верблюд не живут в нашем округе?
Воспитатель: Как звери осенью готовятся к зиме? (Назовите зверей осенью впадающих в спячку? Кто меняет шубку на зиму? Есть ли на странице перелетные птицы? Почему птицы улетают на юг?)
Дети: Потому что не будет корма, наступают холода.
Воспитатель: Какие вы молодцы, а теперь предлагаю собрать все страницы книги.
Первая страница книги будет с картой. Остальные страницы расположите самостоятельно.
(дети называют следующую страницу и совместно с воспитателем вкладывают в книгу).
Воспитатель: Одна бы я не составила такую книгу, а все вместе быстро справились. Что вы можете сказать о нашей книге? Кому можно рассказать о книге? Кому еще можно сегодня показать? (обратите внимания на наших гостей).
Дети: Эту книгу можем показать другим ребятам, своим родителям.
Воспитатель: А еще эту книгу можно дополнять новыми страницами.
Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свои обычаи и традиции. У коренных жителей хантов и манси есть интересный обычай – делать обереги (слайд с изображением куклы оберега) и я дарю вам каждому куколку оберег, если вы захотите узнать о кукле больше, то возможно следующие страницы книги будут о играх и игрушках хантыйских детей.
Я желаю вам успехов и прощаюсь с вами.
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности
Вашему вниманию было представлено занятие «Путешествие по страницам книги» с детьми подготовительной группы.
Цель: Способствовать созданию коллективной иллюстрированной книги о нашем округе.
Данное занятие направлено на решение следующих задач:
Образовательные задачи:
Расширять и систематизировать знания детей о книгах, об их истории создания. Закреплять представления детей об округе, его символике, о его обитателях и народах, живущих на территории округа; закреплять знания и представления о сезонных изменениях в природе осенью.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать дружеские взаимоотношения и умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Словесный: рассказ (объяснение), беседа (вопросы к детям)
Наглядный: демонстрация (рассматривание)
Практический: специальные упражнение, эксперимент
(продуктивная деятельность детей)
Игровой: дидактические игры (загадывание загадок, выполнение различных игровых действий детьми)
Технологии: ИКТ, проектная деятельность,
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная
Этапы занятия были последовательны и взаимосвязаны между собой, достаточно плавно вытекали один из другого
Содержание НОД:
Этапы | Виды детской деятельности | Формы работы | Задачи |
1.Вводна часть: Организационный момент. Мотивация и целеполагание: введение в тему (виртуальная экскурсия в историю создания книги). | Коммуникативная Познавательно-исследовательская | Просмотр и обсуждение слайдов. Побуждающий диалог. Экспериментирование | Создание благоприятного эмоционального фона детей. Развитие умения делать вывод и аргументировать его. |
Проблемная ситуация (постановка и принятие детьми цели занятия). | Коммуникативная | Ситуативный разговор Сюрпризный момент (внесение книги без страниц). | Определение детьми темы занятия и его содержания. Умение самостоятельно находить решения проблемной ситуации из личного опыта детей. |
2. Основная часть Решение проблемной ситуации | Коммуникативная Продуктивная Игровая | Проектная деятельность (создание страниц книги: карта ХМАО, коренные жители округа, природный и растительный мир). Совместная деятельность взрослого и детей | Закреплять представления детей об округе, его символике, о его обитателях и народах, живущих на территории округа; закреплять знания и представления о сезонных изменениях в природе осенью. |
3. Заключительная часть Подведение итогов и представление продукта | Коммуникативная Продуктивна | Самостоятельная деятельность детей | Развитие умения детей видеть предполагаемую работу по её завершению. Создание конечного продукта «Книга о ХМАО» |
Рефлексия | Коммуникативная | Побуждающий диалог. Сюрпризный момент. | Умение детей анализировать выполненную работу. Повысить эмоциональную насыщенность у детей от результатов выполненной работы. Побуждение детей к созданию нового проекта. |
Соблюдены санитарно-гигиенические нормы к организации деятельности детей.
На протяжении занятия старалась оказать индивидуальную помощь замкнутым детям, одобрить их действия. Воспитательный эффект присутствовал на протяжении всего занятия - дети спокойно общались друг с другом, оказывали взаимопомощь.
Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию и создать книгу.
В ходе занятия получился продукт (книга), которую можно презентовать в детском саду, родителям, поместить в мини - музей по патриотическому воспитанию. Книга может использоваться, как демонстрационный и дидактический материал.
Подаренная детям кукла оберег может вывести на новый детский познавательно - творческий проект, который поможет узнать о традициях народах севера.
Проведенное занятие показывает нам как можно использовать проектный метод с детьми по расширению знаний о малой родине и обобщению знаний по теме «Осень».