НОД по художественно-эстетическому развитию (обрывная аппликация с элементами нетрадиционного рисования) «В гости к животным Севера»
Подготовила: Воспитатель МКОУ СОШ им.М.Х. Барагунова с.п. Урожайное ДОУ Хатухова Нина Михайловна
Цель: систематизация ранее приобретенных знаний об обитателях Крайнего Севера, развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства
Задачи:
Образовательные:
- уточнять, углублять и систематизировать знания детей об обитателях крайнего севера.
- закреплять умение передавать своё отношение к животным в рассказах и продуктивной деятельности;
Развивающие:
- расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание);
- развивать у детей чувство цвета и композиции; развивать творческое воображение и фантазию, развивать интерес к природному окружению
- совершенствовать навыки владения ножницами и работы с бумагой, картоном;
- развивать мелкую моторику; развивать чувство формы;
Воспитательные:
– воспитывать интерес к работе со смешанными техниками (рисование + аппликация)
– воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении новых способов рисования (мелками)
- продолжать воспитывать бережное отношение к окружающему миру, животным.
Оборудование: глобус, иллюстрации животных севера (северный олень, белый медведь, песец, полярная сова, касатка, тюлень, морж), шаблоны белого медведя на каждого ребенка, черный картон, мелки, бумага, ножницы, пластилин клеёнки, салфетки.
Ход занятия:
Орг момент: Дети стоят вокруг стола.
В: Ребята отгадайте, кто сегодня пришел к нам в гости!
Загадка:
Там, где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет,
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый.
(Белый медведь)
В: Правильно. Это белый медвежонок. А зовут его Умка. (выглядывает мягкая игрушка).
Умка: здравствуйте дети! Я так рад с Вами познакомиться!
В: Здравствуй Умка! Ребята, а как вы думаете, где белый мишка живет? Ответы детей.
В: правильно на Севере, где очень холодно.
Умка: Ребята, а Вы любите путешествовать? Я приглашаю Вас совершить путешествие на Крайний север и хочу рассказать еще о животных, которые живут со мной на Севере.
В: Мы согласны Умка, только прежде чем отправиться на Крайний Север, нужно отыскать Арктику на глобусе. Давайте посмотрим на него.
В: Умка, смотри какие цвета на глобусе, ты знаешь, что они обозначают?
Умка: нет, а Вы ребята знаете?
Дети и воспитатель. Голубой цвет – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – леса. Жёлтый цвет – пустыни, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – это снег и лёд.
В: Где мы будем искать Арктику? Ответы детей.
Умка. В верхней части глобуса, смотрите она белая на макушке.
В: Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север! Но для того, чтобы попасть на Северный полюс, нам нужно встать полукругом на наш волшебный ковер в группе рядом с доской! Теперь необходимо каждому взять лист бумаги. Теперь закрываем глаза…. Подносим лист к носику….(Включается фонограмма ветра, вьюги, на доске появляются северные пейзажи). И открываем… глаза. Вот и Северный полюс. Белым-бело, какие снежные пейзажи! И здесь слышны любые шорохи. (Посмотрите у нас в контейнере что-то есть, давайте потрогаем…дети и воспитатель сжимают крахмал в ладошках, получается звук «хруст снега»). А еще можно «похрустеть» бумагой. (Воспитатель мнет бумагу, издавая звук «хруста снега», а дети повторяют).
В: А как много снега! Давайте же с Умкой поиграем в снежки! Для этого нам нужно из бумаги сделать комок. А теперь постарайтесь попасть в эту цель! (Воспитатель обращает внимание на корзину). Молодцы ребята! какие вы меткие.
В: Ребята, внизу под нами Северный Ледовитый Океан, покрытый толстым слоем льда, арктические моря, на побережьях которых вечная мерзлота. Как называется это место, куда мы с вами попали?
Дети: Арктика.
Умка: Ребята, у меня на Севере зимой солнце не бывает. Зато в ночном небе бывает…ЧТО? северное полярное сияние - это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая, искриться разноцветными огнями проносятся по небу с одного края на другой. Очень красиво, вот посмотрите! (На доске появляется северное сияние).
В: как красиво! Умка, а ты нас познакомишь с другими животными, которые живут на Севере?
Умка: да, но сначала отгадайте загадки! и покажите кто из животных спрятался за льдиной.
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
Дети: Олень (звук)
За треской и за селедкой,
Может плавать очень ловко,
И ныряет целый день,
Этот северный …
Дети: Тюлень (звук)
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы - бурый...
Дети: Морж (звук)
Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой.
Дети: Песец. (звук)
Что, за дикий, страшный зверь,
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
За добычей поспешит.
Знает он в охоте толк,
Отвечаем, это.
Дети: Волк (звук)
Умка: А ещё на севере обитают белые чайки, крачки, тупик, белые совы! Вот, например, чайка белая, лапки у неё чёрные. Кайра сверху чёрная: голова, шея, крылья, хвост, а грудь и брюшко белые. Чайки зимуют на Севере. Кайры зимуют на Севере. Весной чайки и кайры слетаются к скалам. А еще кит гренландский, северные дельфины: белуха, касатка.
В: как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?
Умка. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. И им совсем не холодно в ледяной воде. Вот давайте представим, как это! Нам мишка сейчас покажет, что такое ледяная вода! (Детям дают потрогать холодную воду в тазике).
В: Молодцы ребята, вы справились с этим непростым заданием. отгадали все загадки, назвали всех животных, которые спрятались за льдину. (Выставляются животные к ширме).
В: как же интересно, но пора нам возвращаться. Давайте поблагодарим Умку за интересное путешествие.
Дети: Дети благодарят медвежонка.
В: Ребята, ну, что, готовы? Тогда поехали…(физминутка)
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
В: Хорошо, а теперь аккуратно садимся на свои места. Медвежонок Умка оставил Вам небольшие подарки!
В: Внимательно смотрим, что же лежит перед нами: мы видим лист черной бумаги (ночь), мелки, клей, ножницы, голубая бумага и шаблон северного медведя. А давайте сделаем белому медведю друзей?".
Дети: Давайте!
В: Я предлагаю вам нарисовать такое необычное природное явление как северное сияние. А наш рисунок дополнить аппликацией белого медведя.
Рисовать я буду вместе с вами, пошагово.
Положили лист горизонтально перед собой. В руки взяли мелок белого цвета. Как вы думаете, что можно нарисовать белым?
Дети: снег!
В: правильно. Белым мелом в нижней половине листа мы с вами будем рисовать снег. Мелки растираем пальчиком, заполняя пространство
Далее берем разноцветные мелки. Тот цвет, которым вы хотите нарисовать свое северное сияние (Мы же с вами видели, что северное сияние переливается разными цветами). Проводим полосу в верхней части листа и пальчиком растираем мел вверх. Так повторяем несколько раз разными цветами. Провели полоску, растерли мелок вверх…
У вас хорошо получается.
Северное сияние мы с вами нарисовали. А теперь давайте добавим на наш рисунок льдинки из голубой бумаги, обрывая её и северного медведя. Берем в руки наш лист и аккуратно по контуру вырезаем медведей. Приклеиваем их на снег. Затем промазываем шаблон медведя клеем, берем ватный диск и примакиваем, получается шубка.
В: Посмотрите, какие необычные работы у вас получились. Все разные и не похожие друг на друга. Какие красивые, замечательные белые медведи у вас получились.
Окончание работы. Итог:
В. Вот и подошло наше путешествие к концу, где мы с вами побывали? Какое животное вам больше всего запомнилось? Какое явление мы с вами мы с вами рисовали? Что вам показалось самым трудным? Все ребята справились с заданием вы большие молодцы!