Конспект открытого занятия по финансовой грамотности с детьми разновозрастной группы «Теремок» май 2023 г.
«Путешествие в страну Рубляндия»
Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать формировать первичные финансово-экономические представления;
-расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами: купюра, монета, семейный бюджет;
-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
-закреплять умение выполнять математические вычисления с помощью использования Робомыши и раздаточного материала.
Развивающие:
-развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
-воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость);
-формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Формы организации детей: подгрупповая.
Предварительная работа: беседы на темы: «Откуда деньги пришли?», «Беседы об экономике», сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Словарная работа: активизировать словарный запас детей по теме НОД, экономный, семейный бюджет, цена, деньги (купюры и монеты).
Материал и оборудование: копилка, игрушечные российские деньги, монеты, мультимедийная установка ,поля с Робомышью, карточки ,знаки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
В нашей группе яркое
Солнышко сияет!
Здесь ребята дружные,
Это каждый знает!
Ты – мой друг и я – твой друг!
Как прекрасен мир вокруг,
Мы друг другу улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
(Стоя в кругу) – ребята, вы любите путешествовать?
Я сегодня хочу предложить вам небольшое путешествие. Хотите? (ответы детей)
На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
А я знаю ещё один способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал».
(Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)
Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое? – (ответы детей) Деньги.
Совершенно верно - «деньги». И мы оказались в волшебной стране «Рубляндия». (Давайте поздороваемся с гостями).
- Ребята, для вас Рублик приготовил задания. Но сначала отгадайте загадку:
У меня есть чудо - кошка,
На её спине - окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты.
За хлебом в магазин ходили,
Мне сдачу мелочью вручили,
Хлеб нести я помогаю,
В неё я денежку кидаю?
У меня игрушка есть , монеток в ней не счесть.
Моя игрушка –свинка, дырка у неё на спинке,
Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду!
Воспитатель: Правильно, копилка (воспитатель демонстрирует копилку). Ребята, для чего нужна копилка? Правильно, чтобы копить деньги.
-У нас на тарелочке лежать монеты разного достоинства, сегодня за правильные ответы вы будете получать монеты и складывать в общую копилку.
Рублику очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги–кладите в копилку монету, достоинством 2 руб.
Садитесь на стульчики, ребята.
Воспитатель: Молодцы, вам смело можно доверить семейный бюджет.
А что такое семейный бюджет?- ответы
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги? ответы
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
-ответы
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. А кто еще является членом семьи? -ответы
Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами? Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Воспитатель: А дети, могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей). Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия, а студентам –стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет.
-вы правильно отвечали на вопросы- получите ещё 2 руб. в копилку!
-Итак, слушайте задачу от Рублика. «Подсчитайте семейный бюджет».
Воспитатель: Папа зарабатывает- 2 рубля. Мама зарабатывает- 1рубль, дедушка с бабушкой получают пенсию- 2 рубля.
Вопрос: сколько рублей составляет семейный бюджет семьи?
Решите задачу и найдите на столе нужную монету (Дети выполняют математическое вычисление, получают монету , достоинством 5 руб за правильное вычисление).
- Следующее задание от Рублика для «Знатоков» :
- Расположите карточки по мере возрастания цены на товар? ( на столе)
Для « Почемучек»: С помощью знаков больше , меньше определить, какой из товаров «Дороже» , а какой «дешевле»? ( на доске)
- Молодцы! Получите монеты за правильное выполнение заданий- по 1 руб. каждая команда!
Рублик просит пройти ребят к столам с робомышью.
- Третье практическое задание для «Почемучек» на поле с РОБОМЫШЬЮ
-нужно выложить направления, запрограммировать мышь и дать Старт мыши. ( распределите задание между собой- кто какое задание будет выполнять) .
Задание: «Найди Российские Деньги». (За правильное выполнение задания монетка- 1 руб)
Для «Знатоков» игра «Сосчитай-ка» (Бегемотики и слоники )
Нужно решить задачу «Сколько всего животных»? на поле найти правильный ответ , разложить направление для мыши и запрограммировать её! Дать старт .
Ребята, распределите задание между собой- кто какое задание будет выполнять .
За правильное выполнение задания –монете 1 руб.
-Ребята , вы молодцы, справились с заданиями ! Пришла пора посчитать деньги в копилке!( идет подсчет) 13 руб.
( открывается доска с картинкой «Магазин»)
- Ребята , у нас скоро выпускной утренник , вам нужно купить все необходимое для этого праздника , на ту сумму, которую вы заработали.
( дети выбирают товар)
-Воспитатель : Путешествие подошло к концу , попрощайтесь с Рубликом и гостями, проходите через наш волшебный «портал» в группу!
( дети проходят через шоколадные монеты, и каждый себе берет монетку).