СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативное кризисное развитие дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отноше­ниях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребен­ка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии нормативными кризисами возрастно­го развития.

 

Возрастной нормативный кризис развития – это нормальное планомерное состояние для каждого растущего человека.

Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые умения и потребности, меняется поведение.

Просмотр содержимого документа
«Нормативное кризисное развитие дошкольника»

МБДОУ «Детский сад №17» г. Усолье-Сибирское НОРМАТИВНОЕ КРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Подготовил: педагог-психолог Н.А. Крячко 2023 год

МБДОУ «Детский сад №17» г. Усолье-Сибирское

НОРМАТИВНОЕ

КРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ

ДОШКОЛЬНИКА

Подготовил:

педагог-психолог

Н.А. Крячко

2023 год

 Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень важное значение для всей последующей жизни человека.  В развитии дошкольника психологи выделяют три периода: младенческий - с рождения до одного года; раннее детство - от года до трёх; дошкольное детство - от трёх лет до семи.

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень важное значение для всей последующей жизни человека.

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

  • младенческий - с рождения до одного года;
  • раннее детство - от года до трёх;
  • дошкольное детство - от трёх лет до семи.
Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отноше­ниях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребен­ка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии  нормативными  кризисами возрастно­го развития.  Возрастной нормативный кризис развития – это нормальное планомерное состояние для каждого растущего человека. Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые умения и потребности, меняется поведение.

Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отноше­ниях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребен­ка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии  нормативными кризисами возрастно­го развития.

Возрастной нормативный кризис развития – это нормальное планомерное состояние для каждого растущего человека.

Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые умения и потребности, меняется поведение.

Младенческий нормативный кризис

Период от рождения до одного года является крайне важным, так как на этом этапе происходит психическое и психомоторное развитие малыша.

В младенчестве жизнь и деятель­ность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта - взрослый человек.

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже  встает на ноги   и учится самостоятельно ходить.  Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть  кризис первого года жизни  – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Ранний нормативный кризис К трем годам у ребенка появляются и свои собственные же­лания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрос­лых. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к  самостоятельности  и  независимости  от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название  кризиса трех лет.  

Ранний нормативный кризис

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные же­лания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрос­лых.

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к  самостоятельности  и  независимости  от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название  кризиса трех лет.  

Советы для родителей Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего по­могает только одно — взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют кап­ризулю, он успокоится.

Советы для родителей

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего по­могает только одно — взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют кап­ризулю, он успокоится.
Нормативный кризис дошкольного возраста К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Воз­раст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс­тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Одна­ко главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Нормативный кризис дошкольного возраста

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Воз­раст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быс­тро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Одна­ко главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Нормативный кризис дошкольного возраста  Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом, который описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая- то переходная ступень – уже не дошкольник и ещё не школьник.  Когда дошкольник вступает в кризис, сразу бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая – то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Нормативный кризис дошкольного возраста

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом, который описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая- то переходная ступень – уже не дошкольник и ещё не школьник.

Когда дошкольник вступает в кризис, сразу бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая – то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Нормативный кризис дошкольного возраста Проявления кризиса: Пауза (игнорирование ребенком на какое – то время обращения, просьбы (как будто не слышит)). Это относится только к известным ситуациям. Спор. Непослушание (не выполнение просьбы не потому что не хочется, а потому, что это сказали взрослые). Хитрость (нарушение требований в скрытой форме, а также намеренное создание ситуаций, из которых ребенок может извлечь пользу). «Взрослое поведение» (копирование ребенком поведения взрослых в карикатурной форме, иногда начинает философствовать, резонерство). Упрямство (проявляется не к чему-то конкретному, а просто так). Требовательность (настаивание на своем, напоминание об обещанном). Симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показывать).

Нормативный кризис дошкольного возраста

Проявления кризиса:

  • Пауза (игнорирование ребенком на какое – то время обращения, просьбы (как будто не слышит)). Это относится только к известным ситуациям.
  • Спор.
  • Непослушание (не выполнение просьбы не потому что не хочется, а потому, что это сказали взрослые).
  • Хитрость (нарушение требований в скрытой форме, а также намеренное создание ситуаций, из которых ребенок может извлечь пользу).
  • «Взрослое поведение» (копирование ребенком поведения взрослых в карикатурной форме, иногда начинает философствовать, резонерство).
  • Упрямство (проявляется не к чему-то конкретному, а просто так).
  • Требовательность (настаивание на своем, напоминание об обещанном).
  • Симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показывать).
Нормативный кризис дошкольного возраста  Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, необходимую общественно полезную деятельность. В наших условиях это выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь ребенок впервые начинает понимать, что принесет ему выполнение (невыполнение) той или иной деятельности, т.е. появляется ориентация на смысл поступка.  К концу кризиса ребенок научается руководствоваться не тем, что хочется, а тем, что надо. У него появляется интерес к преодолению своих сиюминутных желаний, получает удовольствие от выполнения правил. Но это быстро проходит. Кроме того, у него формируется представление о себе.  В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. е него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях

Нормативный кризис дошкольного возраста

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, необходимую общественно полезную деятельность. В наших условиях это выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь ребенок впервые начинает понимать, что принесет ему выполнение (невыполнение) той или иной деятельности, т.е. появляется ориентация на смысл поступка.

К концу кризиса ребенок научается руководствоваться не тем, что хочется, а тем, что надо. У него появляется интерес к преодолению своих сиюминутных желаний, получает удовольствие от выполнения правил. Но это быстро проходит. Кроме того, у него формируется представление о себе.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. е него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях

Советы для родителей  Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять или запрещать малышу).  Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нем. И что в решении некоторых проблем он может помочь.  Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого взрослого.  Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Советы для родителей

Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять или запрещать малышу).

Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нем. И что в решении некоторых проблем он может помочь.

Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого взрослого.

Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!