Новая экологическая концепция России
Прежде всего, остановлюсь на учении о ноосфере, разработанного русским академиком В.И.Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в начале ХХ века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в мире. По мнению учёного, ум человека превращается в основную геологообразующую силу, и, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы. “Под влиянием научной мысли и человеческого труда, - писал В.И. Вернадский, - биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу”(3).
Ноосфера – это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Разум человека, его научная мысль призваны спасти человечество от гибели. Учение о ноосфере, к сожалению, на практике оказывается нереализованным. По призванию теоретиков права, это учение может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем(4).
Необходимость разработки новой экологической концепции Российской Федерации – ноосферного пути развития – диктуется следующими причинами :
а) До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия;
б) Условия выживания человека диктуют переход его на ноосферный путь развития. Впервые термин “ноосфера” ввел в обращение академик В.И.Вернадский, понимая под этим разумно управляемое развитие человека, общества и природы, переход всего человечества в новую эпоху – ноосферу. Фундаментом ноосферного развития является понимание того, что человек является частью природы и обязан подчиняться ее законам. Переход к ноосферному развитию – единственный путь спасения современной цивилизации от гибели;
в) Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды;
г) Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению
___________________________________________________________
3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. M.,1977.c.19.
комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.
Экологическая доктрина РФ, принятая Правительством РФ от 31 августа 2002г., определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период. Она базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития.
Важно то, что документ содержит кроме основных направлений государственной политики в области экологии (обеспечение устойчивого природопользования, снижения загрязнения окружающей среды и ресурсосбережения, сохранение и восстановление природной среды) пути и средства реализации государственной политики в этой области. Постараюсь раскрыть некоторые положения из этого направления.
В первую очередь указывается на развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием. Основной задачей в этой сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике. Для этого предлагается:
- развивать государственное регулирование охраны окружающей среды и использовать природные ресурсы с учётом различных форм их освоения;
-чётко разграничить полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей среды;
-совершенствовать механизм и усилить роль государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологии и государственных программ;
Самое главное, предлагается поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации.
В экологической доктрине в сфере нормативно-правовом обеспечении и правоприменении отмечается следующие задачи: - устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства РФ, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права; - обеспечение реализации законодательных актов путём принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов; - гармонизация законодательства РФ в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств РФ по международным договорам. Экологическая доктрина определяет приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ. В документе перечислены следующие направления: а) Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях. Здесь отмечается необходимость разработки и реализации мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также необходимость реабилитации территорий и акваторий, загрязнённых в процессе функционирования объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, в том числе при производстве, испытании, хранении и уничтожении оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований. б) Экологические приоритеты в здравоохранении Основными задачами в указанных областях являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности населения путём снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды. Своевременным является необходимость оказания адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимых к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие матери и др.), а также поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации. в) В приоритетное направление выделено контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически изменённых организмов. 3. Законы и их применение в защиту экологических прав.
В этой работе я попытаюсь дать представление о законодательных гарантиях права граждан России на благоприятную окружающую среду и научить умению использовать это законодательство в практической деятельности.
Законодательство РФ в сфере экологии основывается на Конституции РФ и включает в себя совокупность федеральных законов, правовых нормативных актов высших органов власти, законов и нормативных правовых актов субъектов Федерации в сферах безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, обороны, ”связанных иерархией и соподчинённостью, взаимодействующих между собой … и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления”(5).
Первый и самый главный законодательный акт, на котором я остановлюсь - это Конституция Российской Федерации (1993г). При анализе Конституции РФ как источника права окружающей среды можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и экологические. Здесь же рассмотрю лишь четыре основные положения:
Статья 42 гарантирует право гражданина России на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней. Но перед человеком встает вопрос, как он может реально защитить свое конкретное конституционное право. Конституция дает ответы и на это. Не вызывает сомнений, что любые действия группы людей всегда более результативны, чем действия отдельного человека.
В статье 30 Конституции говорится, что каждый имеет право на объединение для защиты своих интересов. Применяя к жизни это положение, необходимо помнить, что, создавая общественную организацию, мы реализуем свое конституционное право, поэтому любые неправомерные препятствия органов власти в создании организации являются нарушением Конституции. И второе положение этой статьи: свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Об этом следует напоминать тем, кто попытается незаконно ограничить деятельность организации. В связи с этим привычным явлением стали митинги, демонстрации, пикеты.
___________________________________________________________
5.Гущин В.В. Административно-правовое обеспечение общественной безопасности. M. 1996г. C30.
Проводя такие мероприятия, следует помнить, что эти действия являются конституционными и их недопустимо рассматривать как нарушение общественного порядка, что было до недавнего времени. Акции представляют собой непосредственную реакцию общества на действия и решения властных структур, затрагивающих общественные интересы. Поэтому защищая свои права таким путем, нужно знать статью 31 Конституции, в которой сказано, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты. Конституция предусматривает и еще одну форму защиты прав граждан - судебную. Она гарантирована статьей 46: Каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Кроме Конституции остановлюсь на законах, которые будут необходимы в деятельности по защите окружающей среды и экологических прав граждан.
Федеральный закон ”Об охране окружающей среды”.
Этот Закон был принят 10 января 2002 года. Анализируя его, постараюсь остановиться на основных моментах, без знания которых будет трудно отстоять свою позицию. Важное значение имеет глава третья "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды". Глава начинается статьей 11, которую рекомендую прочитать очень внимательно, т. к. опираясь на ее положения, можно использовать другие статьи этого Закона. Эта статья гарантирует каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. И очень важно, что в статье перечислены также обязанности граждан, а именно: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.
В пункте 2 статьи 11 регламентируются полномочия граждан в области охраны окружающей среды. В ней более конкретно изложены основные права граждан, закрепленные в Конституции, применительно к области охраны окружающей среды.
Статья 12 определяет круг полномочий общественных организаций. Эти полномочия совпадают с полномочиями граждан, однако, обращаю внимание на два дополнительных очень важных момента: общественные организации имеют право требовать назначения государственной экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе. И наконец, еще одна глава Закона, положения которой очень важны. Это - глава VI - "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза". Рассмотрим наиболее важную статью этой главы: статью 32 - "Проведение оценки воздействия на окружающую среду". Здесь нужно хорошо запомнить следующее. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения. Используя это требование закона можно получить информацию о решении строительства какого-либо объекта или реализации любого другого вида деятельности, вправе потребовать у авторов решения сведений о том, имеется ли положительное заключение государственной экспертизы, полученное до принятия решения. Финансирование и осуществление работ по всем объектам и проектам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Необходимо знать и уметь использовать Федеральный Закон РФ "Об экологической экспертизе”, вступивший в силу 30 ноября 1995 г. Рассмотрим его основные положения. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта. Закон "Об экологической экспертизе" указывает на то, что установление соответствия экологическим требованиям производится не только в отношении хозяйственной деятельности, а в отношении и любой другой. Необходимо запомнить и принципы экологической экспертизы, закрепленные в статье 3. Наиболее важные из них:
- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
и принцип, закрепленный Законом "Об охране окружающей среды" и повторенный в Законе "Об экологической экспертизе" - обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы. Обязательно следует знать положение статьи 11 данного Закона о том, что обязательной государственной экспертизе подлежат проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду. Из этого следует, что объектом экологической экспертизы могут быть не только планируемые виды деятельности (намечаемое строительство и пр.), но и проекты актов высших органов государственной власти, включая проекты законов РФ и указов Президента.
Закон ”О безопасности” закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности. В ст.12 Закона называются виды безопасности: государственная, общественная, экологическая, экономическая, оборонная, информационная.
Хочу заметить, что законодательство об окружающей среде в собственном смысле – новое явление для РФ, и представлено пока лишь некоторыми актами. Наряду с Законом ”Об охране окружающей среды” к нему относятся (к сожалению, я в этой работе только смогу их перечислить):
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. “О континентальном шельфе”;
- Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. ”О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”;
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях”;
- Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии”;
- Федеральный закон от 9 января 1996г. “О радиационной безопасности населения”.
Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство, которое представляет совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов. Приведу некоторые из них:
- Закон РСФСР от 14 июля 1982 г.”Об охране атмосферного воздуха”;
- Федеральный закон от 3 марта 1995 г.”О внесений изменений и дополнений в Закон РФ ”О недрах””;
- Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.”О животном мире”;
- Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995г.;
- Лесной кодекс РФ от 29 января 1997г.;
- Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г.