«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Цаплина Оксана Владимировна
старший воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Бебяевский детский сад №1»
Бебяево,2021 год
Программные документы Министерства образования РФ
- Закон «Об образовании в РФ»
(№ 273 от 29.12.2012 г.)
- «Концепция дошкольного воспитания»
- ФГОС ДО (№ 1155 от 17.10.2013 г.)
- «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено»
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Актуальность
- Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения – одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
- Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются основы патриотизма.
- Решение задач патриотического воспитания возможно при условии постоянного повышения профессиональной компетентности педагога, творческой активности.
- Система работы по патриотическому воспитанию предполагает активное взаимодействие ДОУ, родителей воспитанников и объектов социума.
- Способствует формированию у дошкольников чувства патриотизма, любви к родному краю.
- Интенсивное обновление , модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован
педагог – новатор, педагог – исследователь , поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Основные педагогические технологии на современном этапе образования
- Технологии проектной деятельности(проектирования);
- Технологии исследовательской деятельности;
- ТРИЗ (теории решения исследовательских задач);
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии;
- Технология портфолио;
- Музейная технология.
«Знание – это абсолютная ценность нашего мира.
Необходимо учиться, необходимо познавать.
Непознаваемого – не существует,
мы можем говорить лишь о том,
что существует непознанное».
М. Горький
- Проектный метод побуждает педагогов повышать свой
профессионально-творческий уровень.
- Содействует активному взаимодействию всех специалистов
ДОУ, родителей воспитанников и организаций социума.
- Формирует у дошкольников умение планировать,
самостоятельно решать поставленные проблемы,
способствует развивает познавательную и творческую
активность.
Метод проектов
совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей, с обязательной презентацией (представлением) этих результатов.
Развивает творческие
способности и
коммуникативные навыки
Даёт возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные знания
Осуществление замысла
от момента его
возникновения до
его завершения
Проектный метод
Предоставление детям
возможности самостоятельного
приобретения знаний
при решении практических
задач или проблем
Возможность
воспитывать «деятеля»,
а не «исполнителя»,
развивать волевые
качества личности,
навыки партнерского
взаимодействия
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ:
дети экспериментируют,
а затем результаты оформляют
в виде драматизации, детского
дизайна, газет и её
презентации.
дети собирают информацию
и реализуют её, ориентируясь
на социальные интересы
оформление группы,
отдельных уголков, выставки и их
презентация.
РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ:
ТВОРЧЕСКИЕ:
дети входят в образ
персонажей сказки и
решают по-своему
поставленные проблемы.
дети собирают информацию,
оформление результата
происходит в виде праздника.
Основные этапы проекта
- Подготовительный
- Разработка проекта
- Выполнение проекта
- Подведение итогов – представление продукта проекта
Проект :
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях организации проектной деятельности»
ЦЕЛЬ: Создание системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр, тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов России).
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям.
3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, бережное отношение к природным 4.Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
7. Воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине. 8. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.
I этап – диагностико-организационный
1. Изучение новинок методической литературы:
- история возникновения проектного метода;
- типы и виды проектов;
- структура проектов.
2. Знакомство с опытом работы педагогических коллективов других ДОУ
Изучение литературы
Изучение предметно-пространственной среды
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»
- Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
- Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
- «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.
- Новицкая М.Ю. «Наследие»
2. Программа развития ДОУ.
1. Проекты программ по
самообразованию педагогов .
3. «Разработка Основной Общеобразовательной Программы МБДОУ «Бебяевский детский сад №1»»
4. «Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Результат:
- преобразование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
«Моя семья»
(детско – родительский проект)
Цель: формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам
Педагогические проекты:
Проект «Мой род. Моя родословная»
Цель: систематизация знаний семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям
- Результат: презентация генеологического древа и герба семьи, совместное мероприятие «Семья - это место где ценят и любят »
Подарок маме, бабушке, папе
Выставки
«Мой папа»,
«Моя мама»,
«Моя семья »
Герб семьи
Генеалогическое древо
Совместное мероприятие
Проект: «Люби и знай свой край родной»
Цель: Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою «малую» Родину .
Макет шахты
Экскурсия в сельскую
библиотеку
Посетили представление в ДК
Экскурсия на почту
Экскурсия «По дорогам села»
Экскурсия в школу
Хоккейная коробка
Экскурсия к церковь
« Родной свой край люби и знай
Мемориал защитникам Отечества
«Мастерская матрёшек»
Проект «Музейная педагогика »
Цель: создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Мини музей
«Куклы народов мира»
Мини музей
«Природа родного края»
Мини музей
«Народные промыслы»
Мини-музей «Матрешки»
Мини-музей «Родной мой край люби и знай»
Мини-музей «Русская горница»
Проект « Неофициальные символы России »
Цель проекта : формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Паспорт проекта
Вид проекта: Познавательно-исследовательский , групповой
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта:
- Вид проекта: Познавательно-исследовательский , групповой Продолжительность проекта: 1 месяц Участники проекта:
- дети старшей группы педагоги ДОУ музыкальный руководитель родители воспитанников
- дети старшей группы
- педагоги ДОУ
- музыкальный руководитель
- родители воспитанников
Музыкальные символы
Узорчатые символы
Живые символы
Теплые символы
Цель - углубить знания о декоративной росписи родного края.
Работа над проектом
Открытая ООД по рисованию по мотивам росписи «Тарелочка»
Участие в семинаре-практикуме
Совместное мероприятие с родителями
Дидактическая пособие «Выскажите нам откуда, появилось это чудо»
«Я-исследователь» – проект «Мультфильм своими руками»
Районное семинар для воспитателей ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда «Декоративно – прикладное искусство»
Мини-музей «Народные промыслы»
Работы детей
Проект « Защитники земли русской »
Цель – воспитание уважения к Защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны, своего народа.
Паспорт проекта
Вид проекта: Познавательно-творческий групповой
Продолжительность проекта: 1 учебный год
Участники проекта:
- Вид проекта: Познавательно-творческий групповой Продолжительность проекта: 1 учебный год Участники проекта:
- дети подготовительной группы педагоги ДОУ музыкальный руководитель родители воспитанников
- дети подготовительной группы
- педагоги ДОУ
- музыкальный руководитель
- родители воспитанников
Темы проекта:
- «История возникновения Руси»,
- «Былинные богатыри – первые защитники земли Русской»,
- «Великие князья Руси»,
- «Полководцы и герои»,
- «Навстречу Дню Победы» (герои ВОВ),
- «Защитники и герои современной России».
Рисунки детей
Богатыри земли русской»
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»
Соревнования «Малышада»
Проект «День Победы»
Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне .
Выставка поделок
к 9 Мая
Возложение цветов к памятнику «Защитникам Отечества»
Акция «Бессмертный полк»
Акция «Голубь мира»
Акция «Полотно Победы»
Акция «Окна Победы»
Встреча с ветеранами
Оформление стенда
«Они сражались за Родину!»
Итоговое мероприятие «Этих дней не смолкнет слава!»
Посещение детьми с родителями «Парада Победы»
Детские проекты:
- «Мультфильм своими руками»
- «Чудо – сапожок»
- «Как звучит свистулька»
- «Как греет шуба» и
и другие
Ожидаемы результат:
- проектная деятельность способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями;
- дает педагогам возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту;
- создание продуктов, которые можно предъявить социуму;
- развитие у детей таких качеств как социализированность и активность;
- активное развитие, обогащение, совершенствование материально – технической базы
III этап - контрольно –оценочный
Цель: обобщение результатов и оценка эффективности созданной системы работы ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
- Проведение повторной диагностики.
- Анализ предметно-пространственной развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию.
- Результат взаимодействия педагогического коллектива с родителями партнерами в реализации задач нравственно – патриотического воспитания детей.
- Анализ и обобщение результатов работы.
Оставляйте всегда что – то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз
возвратится к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А.