Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Актуальность
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой народ, воспитать в них патриотизм, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, обеспечить преемственность поколений в семье, то есть определенное отношение к собственной стране, ее истории, ее народу.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родной природе, городу, к своей стране.
1.2. Цели и задачи .
Целью нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является :
воспитание у дошкольников эстетических и патриотических чувств через связь с окружающей социальной жизнью и приобщение к духовно-нравственным ценностям.
Задачи, стоящие перед педагогами для реализации данного комплекса и выполнения воспитательно-образовательных задач по нравственно-патриотическому воспитанию :
повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме;
совершенствовать работу педагогического коллектива;
сформировать комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения системы патриотического воспитания;
ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;
формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания;
помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
Рекомендации по созданию уголков
по нравственно-патриотическому воспитанию
Младший дошкольный возраст.
Основная цель работы с детьми младшего дошкольного возраста
ознакомление их с ближайшим окружением.
1.В уголке можно разместить материал по социально - нравственному воспитанию:
взрослые люди (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид — иллюстрации, тематические папки, дидактические игры),
семья (подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов семьи, — заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы),
дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению),
ребенок и сверстники (подбор иллюстраций, тематические папки о детях — девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.),
эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы),
поведение детей (тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо — плохо», «так можно делать, а так нельзя», этикет).
2. Материал для знакомства детей с малой родиной — детским садом, близлежащими улицами, родным городом:
фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты — группы, детского сада, улицы или микрорайона, где расположен детский сад.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
предметы старины,
русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.;
куклы из деревянных чурбачков, обереги),
предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, Хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.),
куклы в национальных костюмах.
4.Художественная литература по фольклору
песенки,
потешки,
сказки и т.д.
Средний дошкольный возраст.
Основные направления в работе - моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1.В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.
2.Материал для знакомства детей с малой родиной - детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями города, природой, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города, сравнение понятий «город - село»:
иллюстрации,
альбомы,
подбор открыток,
тематических папок,
различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, где расположен детский сад,
материалы об истории возникновения города.
3.Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
предметы старины,
русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожи и т.д.;
куклы из деревянных чурбачков, обереги),
предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.),
различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья),
куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4.Художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.).
5.Элементы государственной символики (флаг, герб).
6.Элементы областной символики (флаг, герб Белгородской области).
7.Элементы муниципальной символики (флаг, герб города, промышленных предприятий).
8.Материал для ознакомления с защитниками Отечества (подбор иллюстраций, тематические папки).
Старший дошкольный возраст.
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
1.Моя семья :
семейные фотоальбомы,
самодельные книги на тему «Герб моей семьи»,
«Генеалогическое древо».
2.Родной город:
иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы:
«История возникновения города»,
«Промышленность города»,
«Наука, образование и культура»,
«Знаменитые земляки»,
«Страна в годы ВОВ»,
«Достопримечательности»,
«Архитектура»,
«Спорт»,
подбор стихов о городе,
карта города,
символика города (флаг, герб),
макеты (микрорайон, улица, архитектурное сооружение города).
3.Мой район :
Символика района, карта района, материал, знакомящий детей со славными делами и достижениями района.
4.Родная страна :
карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах нашей страны (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности);
природные зоны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство;
символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).
различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т.п.).
5.Защитники Отечества:
иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки — славяне»,«Богатыри земли русской»,«Великая Отечественная война», «Российская армия»,
фотоматериал «Памятники воинской славы»,
художественная литература и
дидактические игры по теме,
макеты (например, древняя крепость, военная техника и т.п.).
6.Приобщение к истокам русской народной культуры :
иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния», «Народный календарь»;
предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа и т.д.;
куклы из деревянных чурбачков, обереги),
предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.),
различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья),
куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме.
7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
8. Великие соотечественники:
портреты,
художественная литература, рассказывающая о наших великих соотечественниках, прославивших Россию.
9.Наша планета Земля :
глобус, детская карта мира,
художественная литература, иллюстрации,
тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.