СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание.Задачи,содержание и формы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нравственного воспитания - установление истинных,основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание.Задачи,содержание и формы.»









НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ























Тарасенко Нэллия Ивановна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1» г. Поворино

Тема: «Нравственное воспитание: содержание и формы»

К. Д. Ушинский, заложивший научные ос­новы педагогической мысли в России, осо­бо подчеркивал роль духовного и нрав­ственного воспитания как основы для раз­вития индивидуальности.

Целью нравственного воспитания явля­ется установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаи­моотношениях между людьми.

Достичь этого можно, как показывает опыт, работая по определенной программе, в которой должны быть вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеником. Задачи такой программы могут быть следующими:

1. Помочь ребенку познать природу ми­ра, природу межличностных отношений, природу окружающей среды, открыть себя в этом мире и найти свое место в нем.

2. Подготовить младшего школьника к вхождению в социум.

3. Сформировать у младшего школьни­ка осознанное волевое поведение.

4. Пробудить самостоятельное логичес­кое мышление.

5. Развить общую культуру ребенка.

Содержание и формы нравственного об­разования и воспитания в I – IV классах мо­гут быть следующими.

Я и окружающий мир. Наблюдение за объ­ектами живой природы. Выделение сходства и различий между животными и человеком. Фор­мирование представлений о месте человека в природе. Создание ситуации поиска своего пред­назначения в жизни и природе.

Познание себя. Игра «Тайный друг». Иссле­дование собственных качеств личности. Форми­рование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.

Мое дерево жизни. Формирование пред­ставлений о своем будущем. Определение нрав­ственных идеалов среди окружающих людей, «примеривание» их качеств на себя. Мини-сочинение, «Каким человеком я хочу стать?».

Стремление и желание. Наблюдение за внешним видом и выражением лица людей раз­личных социальных групп. Размышление о при­чинах нравственного падения людей. Определе­ние понятий «стремление», «желание», отличие их друг от друга. Формирование способности ставить перед собой цель и добиваться ее.

Счастье. Рассматривание фотографий и оп­ределение счастливых людей по их мимике. Оп­ределение понятия «счастье». Выделение наи­более важных желаний детей. Игра «Вообразилия». Уточнение определения «счастливый че­ловек».

Ценность жизни. Уточнение понятия «це­на», выделение в мире и природе вещей, кото­рые невозможно купить. Определение понятия «ценность». Анализ собственных поступков, которые представляют ценность, и поступков, о которых ребенок сожалеет. Попытка опреде­ления детьми собственного смысла жизни. Иг­ра «Вообразилия».

Добро и зло. Танцевальная картинка «Тем­ные и светлые». Определение понятий «добро» и «зло». Исследование проявлений добра и зла в человеке. Рассмотрение мотивов поведения лю­дей относительно добра и зла.

Мир добрых дел. Игра «Вообразилия». Оп­ределение добрых поступков. Рассмотрение мо­тивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.

Что такое хорошо и что такое плохо. Уточ­нение понятий «хорошее» и «плохое». Рассмот­рение соответствия норм морали в разные вре­мена. Знакомство с нравственными заповедями. Определение понятий «заповедь», «закон».

Характер. Наблюдение за поведением мла­денцев. Выделение качеств характера на приме­ре главных героев русской народной сказки «Дочь и падчерица». Определение понятия «ха­рактер». Формирование объективной самооцен­ки при анализе качеств своего характера и харак­теров одноклассников.

Я и моя тень. Анализ своих качеств характе­ра по оценке одноклассников. Выявление поло­жительных и отрицательных черт своего харак­тера, рассмотрение влияния их на окружающих. Определение черт характера, важных для обще­ния и жизни с другими людьми.

Люди среди людей. Игра «Вообразилия». Определение понятия «отношения», выделение основных связей между людьми. Исследование причин разрушения человеческих отношений и поиск способов налаживания контактов между людьми. Установление правил сохранения доб­рых отношений между людьми.

Коллектив. Рассмотрение отношений в классе. Определение понятий «класс» и «кол­лектив», выбор из них подходящего для уточ­нения отношений в классе. Исследование при­чин возникновения ссор в коллективе и поиск способов установления добрых отношений в коллективе. Создание «Законов нашего кол­лектива».

Уважение и терпимость. Проигрывание си­туации дискриминации: рассаживание детей по симпатиям учителя. Определения понятия «уни­жение». Исследование причин неодинакового от­ношения одноклассников друг к другу. Выработ­ка линии поведения по отношению к людям, не­достойным уважения (по мнению детей).

Справедливость. Анализ записей детей о людях, недостойных их уважения. Определение понятия «справедливость». Знакомство с поня­тием «дискриминация». Исследование причин несправедливого отношения к человеку в разные исторические эпохи. Мини-сочинение «Обраща­юсь к вам, люди...».

Самоуважение. Инсценирование или про­смотр фрагмента «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Выявление причин раздраже­ния царицы. Игра «Свет мой, зеркальце, ска­жи...». Анализ качеств своего характера, достой­ных и недостойных уважения. Определение по­нятий «самоуважение», «самолюбие», «себялю­бие», отличие их друг от друга.

Совесть. Чтение фрагмента рассказа А. Гай­дара «Совесть». Предположение детей о причи­не расстройства героини рассказа. Понятие «чувство вины». Исследование причин возник­новения мук совести. Мини-сочинение «Если бы ни у кого не было совести».

Голос совести. Инсценирование ситуации внутренней борьбы человека перед совершением поступка. Сопоставление желаний и понимания невозможности совершить действие по осущест­влению желания. Рассмотрение ситуаций внут­ренней борьбы из собственного жизненного опыта. Исследование природы принятия пра­вильного решения.

Что есть Бог? Создание ситуации спора о су­ществовании Бога. Знакомство с представления­ми о Боге у разных народов и в разные исторические эпохи. Определение понятия «религия». Исследование природы стремления человека поклоняться чему-либо. Поиск ответа на вопро­сы: Почему Бог допускает страдания? За что Бог наказывает? Чтение и анализ рассказа В. Осе­евой «Кто наказал его?».

Честность. Анализ жизненной ситуации. Исследование причин лжи. Определение поня­тия «честность». Описание чувств, когда обма­нули тебя и когда обманул ты. Исследование последствий лжи и поиск способов исправления лжи. Представление пяти доводов, почему нужно быть честным.

Самообман. Анализ доводов детей в пользу честности. Создание ситуации «невинной лжи». Определение понятия «быть честным перед со­бой». Рассмотрение влияния самообмана на вза­имоотношения между людьми. Определение по­нятия «доверие». Мини-сочинение «Можно ли мне доверять?».

Привязанность. Преданность. «Разговор» с дворняжкой. Выявление доброго или недоброго отношения людей к животным. Определение по­нятия «преданность». Знакомство с проявлени­ем преданности животных друг к другу на при­мере рассказа Л. Толстого «Лев и собачка». При­ведение подобных примеров из жизни живот­ных. Мини-сочинения «А у нас во дворе».

Дружба и привязанность. Анализ одного из рассказов (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», Я. Тайц «В школьном переулке», В. Осеева «Три товарища»). Рассказ детей о своих друзьях. Рас­смотрение мотивов возникновения дружбы. Оп­ределение понятия «дружба». Выявление основ­ных качеств настоящего друга. Проигрывание ситуаций спора и ссоры между друзьями.

Прощение. Анализ ситуации ссоры между друзьями. Поиск способов примирения. Опреде­ление понятия «прощение». Выделение преиму­ществ прощения. Приведение детьми примеров из собственного опыта и описание чувств, возни­кающих при попытке простить.

Ответственность и свобода. Выбор из пред­ложенных карточек действий под девизом «хо­чу». Сопоставление их с возможностью выпол­нения в данный момент в определенном месте. Рассмотрение ситуаций из жизни, когда прихо­дится поступать по правилам. Определение по­нятия «ответственность».

Эгоизм. Создание и анализ проблемной си­туации. Соотнесение чувств ребенка и качеств его характера. Вычленение качества характера «себялюбие». Определение понятия «эгоизм». Анализ ситуаций проявления эгоизма в своей жизни. Обдумывание последствий проявления эгоизма.

Душа. Инсценирование ситуации обраще­ния к врачу с жалобой на болезнь души. Анализ выражения «душа болит». Определение понятия «душа». Исследование причин душевной боли. Поиск способов «излечения» душевной боли. Формирование бережного отношения к чужим переживаниям, к чужой душе.

Учимся вежливости. Инсценирование ситу­ации столкновения двух людей. Знакомство с понятиями «вежа» – «невежа». Игра «Вежли­во – невежливо». Исследование причин невы­полнения правил приличия. Инсценирование различных жизненных ситуаций с целью выра­ботки вежливого поведения. Написание позд­равления и пожелания однокласснику.

Грубость. Инсценирование детского стихот­ворения «Наша Таня громко плачет» с различ­ными вариантами концовки стихотворения. Ис­следование влияния пожеланий Тане на ее наст­роение. Определение понятий «грубый чело­век», «грубое поведение». Анализ жизненных ситуаций, когда была проявлена грубость по от­ношению к кому-нибудь и испытана грубость от кого-нибудь. Исследование последствий прояв­ления грубости и поиск способов исправления ситуации конфликта.

Невыдержанность. Определение свойств ха­рактера по поведению человека. Инсценирова­ние поведения с заданным свойством характера. Вычленение свойства характера «невыдержан­ность», определение понятия и сопоставление с фразеологизмами «выйти из себя», «держать се­бя в руках» и т.п. Исследование причин проявле­ния несдержанности у окружающих людей и в себе. Игра «Стоп». Выработка умения сдержи­вать свой гнев.

Доброжелательность. Анализ записей детей о чувствах, возникающих в момент прощения. Постановка детей в ситуацию нравственного вы­бора и раскрытие преимущества прощения. Вы­ведение понятия «доброжелательность». Инсце­нирование жизненных ситуаций и отслеживание реакции окружающих на проявление доброжела­тельности.

Внимание: конфликт! Наблюдение за дра­кой животных в мультфильме или кинофильме. Исследование причин их злобы. Сопоставление ситуации ссоры животных с ситуацией ссоры людей. Определение понятия «конфликт». Предположения последствий конфликта. Поиск способов решения конфликта. Решение психо­логических задач. Выработка линии поведения в роли свидетеля конфликта.

Герой. Анализ рассказа Б. Емельянова «Храбрая девочка». Определение поступка де­вочки и ее статуса. Уточнение понятия «герой». Приведение примеров героического прошлого народа. Наблюдение за окружающими и опреде­ление людей, которых можно обоснованно наз­вать героями. Анализ собственной жизненной позиции, позиции родителей относительно геро­изма. Отличие истинного героизма от ложного. Игра «Вообразилия».

Смелость. Мужество. Храбрость. Поста­новка детей в ситуацию проявления мужества. Анализ чувств и описание собственных слабос­тей. Чтение и анализ произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житкова «Храбрый утенок». Поиск способов преодоле­ния страха и неуверенности в себе. Психологи­ческие упражнения.

Воля. Анализ характера Сыроежкина из фильма «Приключения Электроника». Исследо­вание причин его неуспеваемости. Определение понятия «воля». Приведение примеров волевых и неволевых поступков из жизни детей. Поиск путей преодоления слабостей. Приведение при­меров обязанностей, для выполнения которых требуется проявление воли.

Привычки и поступки. Приведение примера постоянного опоздания одного из детей. Опреде­ление понятия «привычка». Описание детьми их привычек. Классификация привычек. Исследо­вание влияния привычек на взаимоотношения с окружающими. Поиск способов искоренения дурных привычек.

Проступок. Преступление. Наказание. Ана­лиз ситуации наказания ребенка из повседнев­ной жизни. Создание ситуации спора о справед­ливости наказания. Исследование причин, при­ведших к наказанию. Отличие поступка от прос­тупка. Определение понятия «преступление». Исследование причин, приведших к соверше­нию преступления. Рассмотрение наиболее распространенных среди детей видов преступле­ния. Знакомство с видами наказания по Уголов­ному кодексу РФ.

Воровство. Исследование природы и послед­ствий соблазна взять чужое. Описание внутрен­ней борьбы при возникновении соблазна взять чужое. Выработка линии поведения в роли сви­детеля воровства.

Жадность и щедрость. Анализ венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Определение понятия «жадность». Исследова­ние причин нежелания делиться. Описание чувств, возникающих при необходимости де­литься. Предположение последствий жадности и преимуществ щедрости.

Богатство. Игра «Вообразилия». Определе­ние понятий «богатство», «бедность». Анализ жизненной ситуации на тему «Деньги и друж­ба». Уточнение понятия «богатство». Введение понятия «духовное богатство». Составление списка необходимых для жизни вещей. Мини-сочинение «Если бы я был миллионером...».

В мире вещей. Анализ стихотворения К. Чу­ковского «Федорино горе». Выяснение предназ­начения вещей. Игра «Живая шляпа» («оживле­ние» предметов). Знакомство с технологией про­изводства некоторых вещей. Выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами.

Аккуратность. Наблюдение за внешним ви­дом людей на улице. Выяснение причин неже­лания общаться с некоторыми из них. Письмен­ный анонимный анализ собственного внешнего вида, внешнего вида учителя и одноклассников. Определение понятия «аккуратность». Инсце­нирование маминой заботы о внешнем виде ре­бенка. Предположение последствий неаккурат­ности.

Мода. Выяснение причин желания общаться с окружающими. Вычленение и определение по­нятий «модный человек», «мода». Соотнесение их с определением красивой одежды. Соотнесе­ние желания и возможности модно одеваться. Приведение детей к умозаключению о важности душевных качеств, а не одежды. Введение поня­тий «элегантность», «гармония».

Быть собой. Чтение и обсуждение вообража­емого письма одноклассницы о ее плохих качест­вах. Исследование причин ее недовольства со­бой. Определение понятия «самооценка». По­пытка дать объективную самооценку себе в фор­ме внутреннего спора «Я – такой, зато...». Письмо однокласснику «Ты – лучше».

Волнение и переживание. Исследование причин недовольства собой на основе материала урока «Познание себя». Объекты волнений и пе­реживаний. Исследование причин недовольства окружающими людьми, предметами и явлениями. Определение понятия «пессимист». Выделе­ние положительных качеств предмета и явления. Мини-сочинение «Не хочу быть занудой!».

Застенчивость и скромность. Анализ жиз­ненной ситуации, когда в гостях родители уго­варивают ребенка поздороваться. Определение понятий «стеснительность», «застенчивость». Выяснение причин стеснительного поведения. Сопоставление понятий «застенчивость» и «скромность». Уточнение понятия «скром­ность». Приведение примеров застенчивого по­ведения из своего жизненного опыта. Опреде­ление уместности скромного или застенчивого поведения в конкретной ситуации (инсцениро­вание).

Настроение. Выяснение причин вялого и радостного поведения человека. Определение понятия «настроение». Приведение примеров своего хорошего и плохого настроения. Рас­смотрение ситуаций влияния своего настроения на окружающих и чужого настроения на себя. Поиск способов создания атмосферы доброже­лательности.

Остроумие. Анализ ситуации розыгрыша. Определение понятий «юмор», «остроумие». Приведение примеров реальных розыгрышей. Исследование последствий обидных и безобид­ных шуток. Выяснение качеств и ситуаций, над которыми смеяться нельзя.

Тактичность. Деликатность. Опыт «Чувство меры». Определение понятий «такт», «тактич­ность». Анализ ситуации ссоры между однокласс­никами. Определение справедливых и неспра­ведливых высказываний ссорящихся. Выяснение последствий несправедливых действий. Опреде­ление понятия «деликатность». Инсценирование жизненных ситуаций и выработка чувства меры в высказывании своей точки зрения.

Благородство. Классификация качеств ха­рактера главных героев прочитанных художе­ственных произведений. Исследование причин невозможности поступить иначе в той или иной ситуации. Определение понятия «благо­родство». Приведение примеров проявления благородства среди окружающих. Мини-сочи­нение «Смогу ли я пожертвовать чем-либо ра­ди кого-то».

Честь и достоинство. Анализ размышлений детей о самопожертвовании. Определение поня­тий «честь», «достоинство». Приведение приме­ров из собственной жизни о проявлении качеств характера, которыми можно гордиться. Анализ поступка героя рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».

Жестокость и сочувствие. Предположение причин получения увечий. Определение поня­тия «жестокость». Приведение примеров жесто­кого обращения с людьми или животными. Опи­сание чувств и переживаний при виде покале­ченных людей или животных. Определение по­нятий «сочувствие», «милосердие». Выработка линии поведения при проявлении жестокости по отношению к себе и окружающим.

Обида. Месть. Зависть. Инсценирование ситуации оскорбления. Описание чувств оскорб­ленного и предположение его дальнейших действий. Определение понятия «месть». Выяв­ление возможных причин мести. Определение понятия «зависть». Исследование последствий мести. Мини-сочинение «Как избавиться от чувства мести».

От конфликта к войне. Анализ сочинений предыдущего урока. Предположение послед­ствий нежелания погасить чувство обиды, злобы и мести. Выявление причин возникновения конфликтных ситуаций. Приведение примеров из истории о причинах развязывания военных действий. Определение понятия «террор». Выс­казывание своего отношения к войнам и терро­ру. Выработка линии поведения в экстремаль­ной ситуации.

Я патриот своей страны. Выражение сво­его отношения, отношения родителей к Родине. Определение понятия «патриот». Мини-сочи­нение «Что я могу изменить в своем городе, стране».

Предательство. Анализ поступка Плохиша из произведения А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Определение понятия «предательство». Исследование причин предательства. Выраже­ние своего отношения к чужой тайне. Описание чувств преданного человека. Формирование си­лы воли в хранении чужих секретов.

Порядочность. Инсценирование любого аморального поступка. Выделение качеств ха­рактера человека в этой ситуации. Оценка уров­ня нравственного воспитания человека. Выявле­ние в себе способности или неспособности со­вершить безнравственный поступок. Определе­ние понятия «порядочность». Мини-сочинение «Как стать порядочным человеком».

Чувство времени. Анализ ситуации из школьной жизни о невыполнении поручения. Сравнение количества выполненных дел одноклассниками, родителями, учителями за опреде­ленный период времени. Исследование причин и последствий невыполнения дел из-за нехватки времени. Введение понятия «чувство времени». Поиск способов рационального использования времени. Составление плана на день. Организа­ция досуга.

Пунктуальность. Анализ ситуации постоян­ного опоздания одноклассницы. Описание чувств опаздывающего и рассмотрение влияния чьего-нибудь опоздания на настроение ждущего. Определение понятия «пунктуальность». Как стать пунктуальным? Расчет времени на выпол­нение различных дел.

Личность. Анализ ситуации вмешательства прохожего в уличную драку. Рассмотрение воз­можных последствий его вмешательства. Выде­ление качеств характера прохожего. Приведение примеров, когда кто-то рискует жизнью и здо­ровьем ради других. Определение понятия «лич­ность». Мини-сочинение «Смогу ли я?». Как не «потерять свое лицо».

Идеал. Определение идеала личности. Кого из окружающих я считаю личностью, соответ­ствующей идеалу. Поиск способов формирова­ния значимой личности.

Этический кодекс класса. Анализ высказы­ваний окружающих о коллективе класса. Рас­смотрение последствий проявления скверного характера коллектива. Поиск способов измене­ния нелестной характеристики класса. Опреде­ление понятий «этика», «кодекс». Определение цели самовоспитания и составление этического кодекса класса.

Трудолюбие. Рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей. Уточнение понятия «трудолюбие». Выявление дел, выпол­няемых с желанием и без желания. Предположе­ние о последствиях проявления лени и нежела­ния трудиться. Поиск способов искоренения ле­ни и безответственности.

Семья. Рассказ детей о своих родных, своем доме. Выражение своего отношения к родным, к дому. Определение понятия «семья». Анализ конфликтной ситуации в семье. Исследование причин конфликтов и нежелания детей идти до­мой. Поиск способов установления мирных от­ношений между всеми членами семьи.

Любовь. Выделение важнейшего условия существования семьи. Определение понятия «любовь». Выявление любящих и любимых детьми людей. Рассмотрение особых чувств матери по отношению к своему ребенку. Анализ произведений И. Панькина «Легенда о мате­рях», Б. Емельянова «Про маму». Сочинение оды своей маме.

Мама и папа. Определение понятия «счаст­ливая семья». Выявление предпосылок создания семьи. Откуда появляются дети? Исследование причин распада семьи. Рассмотрение послед­ствий распада семьи. Выработка линии поведе­ния по отношению к разведенным родителям. Письмо-попытка примирения родителей.

Жена, муж. Определение понятий и истори­ческой роли жены, мужа. Исследование причин изменения роли жены, мужа в современном ми­ре. Описание и анализ обязанностей родителей. Определение понятия «семейный очаг». Знаком­ство с обязанностями хозяина и хозяйки дома во времена домостроя и сопоставление их с совре­менными.

Мальчик будущий мужчина. Анализ ха­рактера героя произведения Л. Кассиля «Алек­сей Андреевич». Сопоставление качеств харак­тера мальчика и взрослого мужчины. Определе­ние понятия «настоящий мужчина». Анализ сти­хотворений А. Барто «Рыцари», «Есть такие мальчики». Письменное обращение девочек к мальчикам. Выработка линии поведения маль­чика по отношению к девочке.

Девочка будущая женщина. Выявление отличительных черт характера девочек. Рассказ девочек об их домашних обязанностях. Пред­ставление девочек об их будущей жизни. Анализ произведения С. Михалкова «Про мимозу». Письменное обращение мальчиков к девочкам. Выработка линии поведения девочки по отноше­нию к мальчику.

Первая любовь. Анализ произведения И. Бунина «Любовь». Письменный рассказ де­тей о первом чувстве любви. Поиск способов привлечения внимания любимой (-ого). Знаком­ство с историей возникновения Дня святого Ва­лентина. Приведение примеров большой любви из истории и повседневной жизни. Изготовле­ние и преподнесение «валентинок».

Семейные традиции. Рассказ детей о прове­дении праздников в семье. Определение понятия «традиция». Выяснение с помощью бабушек и дедушек историй зарождения семейных тради­ций. Запись мудрых поступков и изречений предков. Анализ шведской народной сказки «Гвоздь из родного дома». Мини-сочинение «Что я хотел бы сохранить и передать потомкам».

Непослушание. Инсценирование ситуации невыполнения родительского наказа. Приведе­ние примеров непослушания из жизни детей. Исследование причин и предположение послед­ствий непослушания. Представление себя на месте взрослых. Анализ рассказа Р. Фраермана «Непоседа». Поиск способов предупреждения и исправления ошибок и неприятностей.

Приемные дети. Просмотр видеоматериала о детском доме или приюте. Определение понятий «сирота». Формирование позиции ребенка по отношению к своим родителям. Чтение стихо­творений современных поэтов на тему «Моя ма­ма». Поиск способов поддержки сирот, создания отношений, близких к семейным.

Одиночество. Представление себя на месте одинокой бабушки-соседки. Описание чувств одинокого человека. Определение понятия «ду­шевное одиночество». Исследование причин одиночества. Поиск способов избавления от оди­ночества.

Мечта. Представление детей о своем буду­щем. Написание в «секретных» тетрадках своих заветных желаний. Уточнение понятия «меч­та». Приведение примеров и анализ действий для исполнения мечты родителей, знакомых, друзей. Мини-сочинение «Если бы я был вол­шебником».

Судьба. Определение понятия «судьба». Формирование иронического отношения ко вся­кого рода приметам, поверьям и предсказаниям. Выработка волевого отношения к собственной судьбе.

Мое место в жизни. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Выявление про­фессиональных интересов детей. Определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии. Выделение важнейшего качества че­ловека для любого рода занятий. Мини-сочине­ние «Что я знаю о профессии, которая мне нра­вится».

Наркотики. Алкоголь. Сигареты. Рассмот­рение зависимости безвольного человека от обс­тоятельств. Исследование причин попадания в алкогольную, наркотическую, никотиновую за­висимость. Просмотр видеоматериалов по дан­ной теме. Выработка волевого поведения. Мини-сочинение «Я – свободен!».

На занятии по теме «Я и окружающий мир» первоклассники сравнивают себя с другими представителями живой природы и выделяют важнейшее отличие человека от животных: способности думать, выра­жать свои мысли, контролировать свои действия. Затем можно предложить детям мысленно переселиться, на любую другую планету, после чего они понимают, что мы не можем жить без природы: человек – часть природы. Далее мы рассуждаем о предназначении человека на земле и делаем вывод, что Земля – наш общий дом, люди должны в этом доме соблюдать порядок, поскольку они – разумные существа. В конце занятия дети записывают свои пред­ставления о предназначении человека на земле в своих «секретных тетрадях». Что такое «секретная тетрадь»? В ней записы­ваются самые сокровенные мысли, она вы­полняет роль близкого друга. Потому она и «секретная», что никому не показывается: ни друзьям, ни родителям. Только учитель при условии строгой конфиденциальности опирается на письменные высказывания детей в целях формирования определенных нравственных качеств личности.

После игры «Тайный друг» на занятии по теме «Познание себя» дети пытаются предположить, за какие личные качества им кто-то подарил сердечки. В тетради они рисуют в середине солнышка свой «порт­рет», а вдоль лучей записывают все свои (внешние и внутренние) хорошие качества, которые, возможно, вызвали желание пода­рить сердечко. Затем предлагается игра: де­ти, слушая своего одноклассника о его хо­роших качествах, выражают согласие мол­чаливым кивком или покачиванием голо­вы («нет») в случае несогласия. Ребята делают вывод, что, оказывается, они не все в себе замечают. Свои открытия учащиеся снова записывают в «секретную тетрадь». Теперь рядом с солнышком появляются тучки. «Я думаю, что я нравлюсь людям, а может, и не нравлюсь. Со мной все играют, я вижу, что они добры ко мне. А некото­рым, наверное, я не нравлюсь, я — горячий. Но себе я нравлюсь точно, потому что я не чужой себе, я добрый, и лицо у меня краси­вое» (Ринат Киньябаев). «Я себе не нрав­люсь, я дура. Меня все обзывают пухлень­кой» (Даяна Абдулина).

На занятии по теме «Коллектив» школь­ники рассматривают отношения «учитель – ученик, ученик – ученик», сопоставляют понятия «класс» и «коллектив». Далее вы­ясняется, что мешает назвать класс насто­ящим коллективом, дети ищут причины возникновения ссор в коллективе. Задав­шись вопросом, что делать, чтобы всем в классе было комфортно, предлагаются способы сохранения добрых отношений в коллективе.

На примере изучения различных обще­ственных формаций, поняв, что, как в игре существуют правила, без которых игра не получается, в природе, обществе существу­ют законы, по которым живет человечество, ученики III класса выработали законы сво­его коллектива:

Каждый член коллектива:

1. Обладает всеми правилами и свобода­ми и несет равные обязанности, участвует в управлении делами коллектива.

2. Соблюдает чистоту и порядок в классе.

3. Бережет школьное имущество.

4. Стремится к знаниям, к открытиям, старается учиться только на 4 и 5.

5. Помогает в учебе, переживает коллек­тивные неудачи и поддерживает успехи.

6. Уважительно относится к старшим.

7. Стремится быть честным, правдивым, справедливым.

8. Стремится расти сильным, смелым, здоровым, умеющим защитить слабых.

9. Все члены коллектива обязаны ува­жать право, честь и достоинство других членов коллектива, не оскорблять других своим внешним видом, грубым поведением и речью.

10. Органы самоуправления класса обя­заны соблюдать законы коллектива. Перед законом все равны.

На подобных занятиях, которые тесно переплетаются с уроками литературы, рус­ского языка, окружающего мира и даже ма­тематики, младшие школьники изучают та­кие нравственные понятия, как совесть, справедливость, добро и зло, честность, от­ветственность, порядочность, тактичность, жадность, щедрость и многие другие.

После чтения и анализа рассказа А. Гайдара «Совесть» в ходе беседы и рас­смотрения различных жизненных ситуа­ций ученики нашли ответ на вопрос «Откуда берется совесть?»: из нашего знания правил поведения, нравственных зако­нов – ведь если человек не знает их, то он и не понимает, что нарушает какие-то нравственные принципы, значит, и не пе­реживает об этом, т.е. его не мучает со­весть. «Бог – это и есть совесть. И наказы­вает нас не Бог, а наша совесть» (Даша Зеркина); «Совесть – это воспитание. Немного больно и как будто камень на груди, когда ты врешь родителям, учите­лю. Совесть – она нужно. Совесть – это правда» (Даяна Абдуллина). В заключение этого занятия дети пишут мини-сочинение «Если бы не было совести».

В дальнейшем младшие школьники учатся находить причины возникновения конфликтной ситуации и пути ее решения, начиная с самой мелкой ссоры в классе, се­мейной ссоры до разногласий между раз­личными слоями общества и войн между государствами.

В ходе занятий дети учатся сопережи­вать, не быть равнодушными, они остро реагируют на возникшие в мире конфликт­ные ситуации. Так, ученики III класса пос­ле серии террористических актов в нашей стране, особенно после трагедии 11 сен­тября в США, решили написать письмо Президенту Российской Федерации. Ад­министрация Президента РФ в лице за­местителя начальника Управления Прези­дента РФ по работе с обращениями граж­дан В. Д. Матвеева отметила позитивное отношение молодых граждан Российской Федерации к добру, миру, справедливос­ти, а также их озабоченность таким рас­пространенным явлением, каким стал тер­роризм, и поблагодарила учеников за вы­сокую гражданскую позицию (№ А26-20-368675 23/01/2003 г.).

Очень больная и серьезная тема – се­мейные конфликты, которые дети пытают­ся решить по-своему, иногда мудрее, чем взрослые. На занятиях они размышляют о том, как рождается семья, что нужно для семейного счастья, что такое «любовь», что значит «любить», «умеем ли мы любить», почему распадается семья, почему дети убегают из дома, обозначают роли жены, мужа, хозяина, хозяйки, предлагают пути достижения взаимопонимания между всеми членами семьи (как важнейшего усло­вия сохранения семьи): «Папе не надо мно­го пить. Ведь так меньше ругани» (Юра Са­шков); «Надо научиться прощать, уважать мнение другого человека, не быть эгоис­том» (Даша Зеркина); «Без любви жить нельзя» (Радмир Батыршин); «Для счастья в семье нужно, чтобы мама была дома, а па­па работал где-нибудь поближе, в Магнит­ке» (Ринат Губайдуллин); «Если никто ни­кого не будет любить, будет война, потому что все будут друг другу чужие и злые» (Катя Соловьева).

К концу IV класса дети спокойно, без пошлых ухмылок говорят о любви, дружбе, продолжении рода, делятся переживания­ми, первыми нежными чувствами.

Младшие школьники в наше время очень много знают об алкоголе и наркоти­ках. На занятиях по теме «Наркотики. Ал­коголь. Сигареты» они сравнивают харак­тер и поведение зависимого от пагубных привычек человека с поведением человека волевого (игра «Марионетка»). Детям не нравится быть игрушкой, они не хотят, чтобы кто-то парализовал их волю, не счи­тался с их желаниями. Далее они обсужда­ют стадию развития организма курящего или пьющего человека, состояние здо­ровья наркомана, пытаются понять цель наркодельцов. Дети приходят к убежде­нию: «Я выбираю здоровье. Я не хочу ста­новиться безвольным из-за зависимости от наркотиков!»

Занятия по подобной программе, естест­венно, не лекционные. Здесь используются доверительная беседа, обсуждение пробле­мы, обыгрывание жизненных ситуаций, мо­делирование отношений между детьми в деловой и сюжетно-ролевой играх, экскур­сии, наблюдения, обмен впечатлениями, тестирование и др. Стержнем всех занятий является деятельность самих учащихся, са­мостоятельные умозаключения. Учитель только координирует поиск решения проб­лемы, следуя общепедагогическим принци­пам доступности, научности, связи с жизнью, сознательности.