Мотивация, актуализация знаний | 20 | Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; -определить содержательные рамки урока | -актуализировать учебное -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, учащимися учебного действия | содержание, необходимое для изучения нового материала; | обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами | Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации. -Ребята, как вы понимаете, что такое добро? -Кто для вас является добрым человеком ? -Как вы понимаете эпиграф к рассказу Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях -Сегодня мы вновь будем говорить о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». -Первые ассоциации после прочтения заголовка? -О чём бы вам хотелось поговорить, спросить учителя? -От какого лица ведётся повествование? -Как высчитаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо? -Да, детство Распутина было трудным, послевоенным. -Распутин говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня » (слайд) -Выскажите своё мнение. -Кому был посвящён этот рассказ? Учитель создает проблемную ситуацию. | Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы. Дети приводят примеры из жизни. Делают выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: весёлым, случайным, героическим Ребята формулируют тему урока :Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Учащиеся анализируют определение Ожегова. Ученики приводят примеры нравственности. Учащиеся работают с характеристиками главных героев, объясняют приём антитезы. Учащиеся создают литературную галерею персонажей произведения с помощью цитат. 1) «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками»-т.Надя. 2) «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую чёлку наверх, небрежно сплёвывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам»-Вадик. 3) «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть наперёд директора»-директор 4) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил |
Диагностика результатов урока | 20 | Цель: -оценить результаты деятельности | | Практическая работа в группах с проверкой Цель: -показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; Работа в группах по составлению плана на тему «Правила жизни»; предлагает выбрать д/з выставляет оценки. Закрепление изученного материала: Цель: -проверить свое умение применять полученные знания | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка. Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей. Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи. | -Подведём итог. Назовите нравственные проблемы в рассказе, которые поднимает автор. -Объясните следующие фразы: «И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они » -Ребята, забыл Распутин учителя? -А вы всегда помните своих учителей? -Помните ли своего первого учителя? А почему вы его помните? -В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил в соседних абзацах. Для чего? Как называется этот приём противопоставления в литературе? Его роль? -Какую лексику использует автор при описании характеристики героев и почему? (слайд) | Учащиеся работают с характеристиками главных героев, объясняют приём антитезы. Учащиеся делают вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, спасла его, преподала уроки доброты, понимания, сочувствия, любви. Учащиеся делают вывод, что Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, спасла его, преподала уроки доброты, понимания, сочувствия, любви. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |