СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Познакомить с повестью Н. В. Гоголя «Страшная месть», выделить нравственные проблемы.

Задачи урока:

Обучающие:

1.      Познакомить с повестью «Страшная месть».

2.      Познакомить учащихся с элементами, составляющими единство литературного произведения: темой, идеей, основной мыслью, конфликтом.

Развивающие:

1.      Совершенствовать приемы анализа литературного текста как художественного целого.

2.      Обучать умению делать выводы при анализе художественного произведения.

3.      Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

4.      Формировать коммуникативные умения и навыки на основе обучаемого произведения.

Воспитательные:

1.      Воспитывать нравственные качества у учащихся, таких, как любовь, милосердие, сострадание, доброта.

2.      Воспитывать интерес к изучению литературы.

Цель урока:

Познакомить с повестью Н. В. Гоголя «Страшная месть», выделить нравственные проблемы.

Задачи урока:

Обучающие:

1.      Познакомить с повестью «Страшная месть».

2.      Познакомить учащихся с элементами, составляющими единство литературного произведения: темой, идеей, основной мыслью, конфликтом.

Развивающие:

1.      Совершенствовать приемы анализа литературного текста как художественного целого.

2.      Обучать умению делать выводы при анализе художественного произведения.

3.      Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

4.      Формировать коммуникативные умения и навыки на основе обучаемого произведения.

Воспитательные:

1.      Воспитывать нравственные качества у учащихся, таких, как любовь, милосердие, сострадание, доброта.

2.      Воспитывать интерес к изучению литературы.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».»

Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Страшная месть».

Класс: 5

Дата: 3 декабря 2016 года.


Цель урока:

Познакомить с повестью Н. В. Гоголя «Страшная месть», выделить нравственные проблемы.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Познакомить с повестью «Страшная месть».

2. Познакомить учащихся с элементами, составляющими единство литературного произведения: темой, идеей, основной мыслью, конфликтом.

Развивающие:

1. Совершенствовать приемы анализа литературного текста как художественного целого.

2. Обучать умению делать выводы при анализе художественного произведения.

3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

4. Формировать коммуникативные умения и навыки на основе обучаемого произведения.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества у учащихся, таких, как любовь, милосердие, сострадание, доброта.

2. Воспитывать интерес к изучению литературы.


Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук.


Ход урока.

  1. Орг.момент. Проверка домашнего задания.

Приветствие. Проверка присутствующих.

Учитель: О чем вы с вами говорили на прошлом уроке? Каким было ваше домашнее задание?

(Ответы детей)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место». В какой сборник вошла эта повесть?

Дети: Вечера на хуторе близ Диканьки.

Учитель: Верно. Сегодня мы с вами поговорим о другой повести из этого сборника, которая называется «Страшная месть».

Учитель: Ребята, как вы понимает слово «месть»?

(Ответы детей)

Учитель: Слово «месть» в толковом словаре трактуется как «действие в оплату за причинённое зло, возмездие за что-либо».

(Слайд 2)

Учитель: Месть - это хорошо или плохо? Почему?

(Ответы детей)

Учитель: Хорошо. На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся это выяснить.

  1. Основная часть.

Учитель: Понравилась ли вам повесть? Чем?

(Ответы детей)

Учитель: Кто главный герой повести?

Дети: Данила Бурульбаш и колдун.

Учитель: Расскажите, что с ними случилось.

(Дети кратко пересказывают сюжет повести)

Учитель: Давайте вспомним их черты характера, отношение к вере, к земле Русской, к своим близким, посмотрим, как ведут они себя в бою, на что способны?

(Слайд 3)

Учитель: Итак, Бурульбаш – носитель Добра, а колдун – Зла. Как известно, Добро всегда побеждает Зло. Почему же Бурульбашу не удается победить колдуна?

Дети: Колдун кем-то и для кого-то храним.

Учитель: Кем и для кого?

Дети: Богом для Ивана.

Учитель: То есть конфликт между Данилой и колдуном не основной. Появляется новый герой – всадник.


Работа с термином.

Я сказала слово «конфликт», а как вы думаете, что это такое?

Конфликт – столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц. (Запись в тетрадь.)

(Слайд 4)


Учитель: Что мы знаем об Иване?

Дети: Он брат Петра. Когда он убил пашу, король Степан дал ему жалованье, которое он поделил с братом. Но брат не выдержал того, что кто-то имеет богатство и убил своего брата вместе с него с сыном.

Учитель: Откуда мы узнаем эту историю?

Дети: От слепого старца-бандуриста.

Учитель: Хорошо. Что случилось дальше?

Дети: Когда умер Петр, Бог призвал обоих к себе и попросил Ивана выбрать Петру казнь.

Учитель: Какую казнь придумал Иван для Петра?

Дети: Он просит Бога, чтобы он сделал последнего в роде Петра злодеем и как только придет к нему смерть, Иван явится и свергнет его в пропасть, а Петр не сможет подняться и будет грызть самого себя.

Учитель: То есть получается, что история Ивана и Петра - это то, с чего все начиналось. Давайте попробуем определить, какой частью композиции является история Ивана и Петра?

Дети: Завязка - событие, которое кладет начало развития действия

Учитель: Почему же завязка перенесена в конец повести?

Дети: Интерес

Учитель: Почему повесть называется «Страшная месть»? Кто кому мстит и за что?

Дети: Иван Петру за то, что он столкнул его с сыном в пропасть и забрал все добро себе.

Учитель: Итак, завязка повести: это просьба Ивана к Богу о страшной казни Петра. Давайте теперь определим, что же было кульминацией? (Кульминация – это высшая точка повествования)

Дети: Встреча колдуна и всадника.

Учитель: А когда наступает развязка, и в чем она состоит? (Развязка- разрешение конфликта произведения)

Дети: Всадник убил колдуна.

Учитель: Итак, все возвратилось на круги своя. Обидчик наказан, круг замкнулся. И все должны быть счастливы и довольны. Так ли это?

Дети: Нет покоя Ивану

Учитель: Какие слова говорит Бог Ивану, когда тот рассказывает ему, какую он казнь придумал Петру? (Найти и зачитать):

«Страшна казнь, тобою выдуманная, человече! Пусть будет все так, как ты сказал, но и ты сиди вечно на коне своем, и не будет тебе царствия небесного. Покаместь ты будешь сидеть там на коне своем.»

(Слайд 5)

Учитель: Почему не дал Бог Ивану царствия небесного?

Дети: Не простил врагу. Задумал зло. Сам уподобился злодею. Нарушил завет Библии – прощать врагу своему.

(Слайд 6)

Учитель: Теперь, когда мы с вами все обсудили, можете ли вы выделить темы и главную идею повести? ( Тема - это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления. Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.)

Дети: Тема повести «Страшная месть» - борьба добра и зла. Идея повести заключается в том, что всё зло, причиненное человеком то ли самому себе, то ли другим людям, нарушает в мире хрупкое равновесие гармонии, а потому - наказуемо.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Какой же вывод мы можем сделать из этой истории?

Дети: Произведение ярко показывает, что человек должен быть милостив, не отвечать злом на зло, не совершать плохих поступков, за которые придется расплачиваться не только тому, кто совершил зло, но и его потомкам.


Вывод: Вот такие серьезные нравственные проблемы решает такая, на первый взгляд, совсем не серьезная, сказочная повесть. Оказывается, она учит нас выполнять христианские заповеди. Сегодня мы закрыли последнюю страничку «Вечеров…». Но я надеюсь, что эта последняя страничка станет первой вашей ступенькой к знакомству с таким замечательным писателем, как Н.В.Гоголь.

Каждый год вы будете узнавать что-то новое об этом человеке и знакомиться с его произведениями. Я верю, что, уже будучи взрослыми людьми, вы в минуту грусти и веселия будете открывать эту книгу и встречаться со своим старым другом, который сумеет сделать вашу грусть чуть веселее, а веселье – искрометнее. От всей души желаю вам этого.

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

Мне было интересно…

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

Я буду дальше работать над..

(Слайд 7)

  1. Оценивание. Домашнее задание.

1.Составить словарик по незнакомым словам, встретившимся вам в тексте. (Не менее 15 слов)

2. Образ Днепра в повести (Глава Х)

(На выбор учащегося)

(Слайд 8)








5