«Давайте понимать друг друга с полуслова» (воспитание толерантности»
Учитель начальных классов
ГБОУ гимназии № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области
Склярова Наталья Анатольевна
Что такое толерантность?
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению , образу жизни , поведению и обычаям.
Толерантность не равносильна безразличию .
Она не означает принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Для сведения .
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений человека, которое определяет его понимание мира , места в нем человека .
Склярова Н.А. Классный час.
Опрос «черты толерантной личности»
Характеристики, представленные в опроснике свойственны толерантной личности.
Инструкция.
- В колонке «А» поставьте «+» напротив тех 3-ёх черт, которые по–вашему мнению, у вас наиболее выражены; «-» - напротив тех 3-ёх качеств, которые у вас наименее выражены.
- В колонке «Б» поставьте «+» напротив 3-ёх черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Для сведения.
♦ Бланк останется у вас, о результатах никто не узнает, поэтому ответы должны быть максимально правдивые.
♦ Время заполнения 3-5 минут.
Склярова Н.А. Классный час.
Бланк опросника. (ОБРАЗЕЦ)
Черты толерантной личности.
А
- Расположенность к другим.
2. Снисходительность ⃰ .
Б
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм ⃰ .
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм ⃰ .
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.
Склярова Н.А. Классный час.
Бланк опросника. (ОБРАЗЕЦ)
Черты толерантной личности.
А
- Расположенность к другим.
+
2. Снисходительность.
Б
3. Терпение.
+
4. Чувство юмора.
+
+
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
-
+
9. Умение владеть собой.
-
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
_
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
+
15. Способность к сопереживанию
Склярова Н.А. Классный час.
Снисходительность.
Покровительственное , нетребовательное,
терпимое,
мягкое отношение к кому-либо
Склярова Н.А. Классный час.
Альтруизм.
Бескорыстная забота о других; действие на пользу постороннего лица;
приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
Склярова Н.А. Классный час.
Гуманизм.
Система взглядов - основу которой
составляет защита достоинства и цен-
ности личности, ее свободы и права
на счастье.
Склярова Н.А. Классный час.
Для педагога .
Черты толерантной личности.
А
- Расположенность к другим.
Б
2. Снисходительность.
0
3. Терпение.
4
4. Чувство юмора.
6
5. Чуткость.
6. Доверие.
1
7. Альтруизм.
3
8. Терпимость к различиям.
5
0
9. Умение владеть собой.
0
10. Доброжелательность.
1
11. Умение не осуждать других.
2
12. Гуманизм.
1
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
0
3
15. Способность к сопереживанию
2
0
Ведущий заполняет бланк на доске ( ответ Б).
Ответы суммируются.
Три качества, набравшие наибольшее количество баллов,
являются ядром толерантной личности
( с точки зрения данной группы)
Склярова Н.А. Классный час.
Тренинговые упражнения
Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент.
Группа людей сидит в кругу. Ведущий приглашает в круг одного участника на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Сергей, ты очень справедливый человек» или «Оля, у тебя замечательная прическа».
Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и т.д.
Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста).
Света выходит в круг и приглашает таким же образом выйти другого участника.
Важно, чтобы комплимент был сказан каждому играющему
Игра продолжается до тех пор пока все участники не окажутся в центре круга.
Склярова Н.А. Классный час.
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л. Толстой)
Благодарю за работу!
Склярова Н.А. Классный час.