Муратбаева Гулбарчын Насаркуловна
кандидат юридических наук,
и.о. доцент
Узгенский институт технологии и образования
Ошского технологического университета,
г. Ош, Кыргызская Республика.
0772340516
О НЕКОТОРЫХ ГЕНДЕРНО-ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ИНДИКАЦИИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
В статье предпринята попытка разработки системы гендерных индикаторов. В указанном нами аспекте, представляет существенный практический и научно-правовой интерес Программа развития ООН, где гендерная индикация (индикаторы) рассматривается в контексте индекса человеческого развития. Так, данный подход позволяет анализировать гендерное развитие на уровне отдельно взятой страны. Как известно, индекс человеческого развития подразумевает три важнейших характеристики: образование; уровень доходов населения; продолжительность жизни.
Важно отметить, что подход ООН заключается в гендерной дифференциации индекса человеческого развития, сравнительном анализе «женского» и «мужского» индекса по всем составляющим, что позволяет обнаружить различие:
- в доходах;
- доступе к работе;
- к политическому участию и принятию решений [1, с. 26].
Вместе с тем, стоит отметить, что существующие системы гендерно-чувствительных индикаторов, еще не имеют завершенного характера и могут оцениваться как экспериментальные, поскольку существуют противоречия в типологии индикаторов, в соотношении количественных и качественных гендерных индикаторов, а также в критериях их отбора.
Отметим условную типологию в индикации гендерных аспектов: Как известно, количественные индикаторы, выражаемые в цифрах, дают информацию о фактах и являются формализованными, четко сформулированными, а потому в полной мере убедительными и достоверными. Эти индикаторы можно установить, анализируя гендерную статистику, административные документы, судебно-правовую статистику.
Второй тип индикаторов – качественные, которые дают информацию «второго уровня», т.е. не о фактах и о том, как эти факты оцениваются действующими субъектами и действующим правом. Эти данные можно получить путем опросов, анкетирования, интервьюирования, в рамках фокус-групп, в рамках правового анализа.
Качественные индикаторы необходимы в условиях действия программ, проектов, которые, на наш взгляд, ориентированы на учет особенностей конкретного контекста и формата. Следует уточнить, что посредством качественных гендерных индикаторов для законотворчества, правоприменения есть возможность включать в контекст общие универсальные подходы [2, с. 116].
Заметим, что в исследованиях придерживаются следующей системы критериев для определения гендерных индикаторов:
- индикаторы должны быть соответствующими потребностям пользователя на таком уровне, который понятен пользователю (в данном случае заказчику гендерной экспертизы);
- необходимо применять как количественные, так и качественные индикаторы, использовать их комбинации;
- отобранное количество индикаторов должно быть небольшим по объему;
- гендерно-чувствительные индикаторы измеряют перемены в гендерном статусе обществе, происходящие во временном пространстве [2].
Полагаем, что в продолжение анализа, следует определиться с понятием гендерное неравенство. В литературе, различных источниках, нормативно-правовых актах традиционно дается определение гендерного равенства и все, что нарушает содержательное проявление данного понятия, априори понимается как гендерное неравенство.
Оттолкнемся, от классического определения. Гендерное равенство - принципы равных прав и равного отношения к женщинам и мужчинам. Понятие гендерного равенства означает, что все человеческие существа обладают свободой для развития своих персональных способностей и выбора без ограничений, налагаемых гендерными ролями, что различное поведение, взгляды и потребности принимаются, оцениваются и поддерживаются равным образом [3: Электронный ресурс: http: // www. gender, ru/gender/ discrimination, html #discrimination].
Что является ценным в вышеприведенном определении в контексте нашего анализа? Какой возможен ориентир для конкретного определения гендерного равенства?
Рассмотрим данную проблему на уровне образовательных систем, вызывающих обеспокоенность в кыргызстанском обществе. Одной из главных тенденций в системе образования является растущая феминизация сферы образования: 73,5% женщин и 26,5 % мужчин работающих в сфере образования. А процент студентов на педагогических факультетах составил 25,1 % - молодых людей, а девушек – 74, 9 %.
Полагаем, что данные факторы феминизации обусловлены тем, что преподаватели и учителя имеют очень низкую заработную плату; обладают весьма низким социальным статусом в обществе.
Важно отметить, что образование, чувствительное с гендерной точки зрения, является приоритетом среднесрочного стратегического плана ЮНИСЕФ. «Чувствительная с гендерной точки зрения система образования – такая система в которой устранены все гендерные предрассудки и дискриминация [3: Электронный ресурс: http: // www. gender, ru/gender/ discrimination, html #discrimination].
Кроме того, чувствительное с гендерной точки зрения образование, способствует продвижению концепции «гендерной направленности», которая впервые была озвучена на Четвертой Всемирной конференции женщин в Пекине (1995 г.) [4, с. 96-99], а позже разработана в стратегиях и программах
ЮНИСЕФ. Основываясь на принципах Конвенции ООН о правах ребенка (КРП) и Конвенции по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин (СИДО), гендерная направленность предполагает интеграцию чувствительных с точки зрения стратегий в национальную стратегию развития и программы на всех уровнях и через все секторы.
Возьмем отчет Четвертой Всемирной конференции женщин в Пекине (1995 г.), в котором отмечается, что, решая проблему неравного доступа к образованию и неодинаковых образовательных возможностей, Правительства и другие организации должны продвигать активную политику внедрения гендерных аспектов во все стратегии и программы.
В Конституции Кыргызской Республики, не выделяется в особый приоритет равноправие мужчин и женщин, а скорее дается обобщенный подход естественно-правового, позитивного характера.
Полагаем, что в Конституции и текущем законодательстве Кыргызской Республики следует провозгласить равноправие мужчины и женщины, дать общее определение термину «дискриминация». Необходимо введение определения «прямая, косвенная фактическая дискриминация», которые будут рецепиироваться и в нормы Уголовного кодекса КР, и в составах других статей.
Хотя в Кыргызской Республике отсутствуют явные, критические формы проявления гендерного неравенства, ощущаются ее косвенные проявления. Так, наблюдается гендерная сегрегация труда, когда женщины чаще заняты в малооплачиваемых и нестабильных видах занятости.
Как верно заметили эксперты Всемирного банка «не существует достаточных эмпирических данных, доказывающих систематическое ущемление прав женщин на рынке труда в странах региона» (СНГ и Восточной Европы). Однако анализ совокупного эффекта реформ позволяет предположить, что имеются «непропорционально тяжелые последствия осуществляемой в настоящее время реструктуризации рынка труда для среднестатистической женщины»[5. Электронный ресурс: http: // www.Womens environment and development organization (WEDO) 2005].
Гендерные различия и гендерное неравенство на рынке труда проявляются в следующих индикаторах:
- уровень и характер занятости мужчин и женщин в формальном и неформальном секторах экономики, уровень и характер безработицы, факторы их конкурентоспособности на рынке труда;
- дифференциация трудовых занятий по полу, степень феминизации и маскулинизации отраслей экономики, сфер занятости, профессий, занятий;
- гендерный разрыв в показателях оплаты труда и других доходов, экономический вклад женщин и мужчин в бюджет семьи;
- гендерные различия в продвижении по профессионально-квалификационной и должностной лестнице, представительство женщин в высших руководящих должностях организаций.
Ассиметричное по полу высвобождение кадров – одно из проявлений гендерного неравенства в сфере занятости. Уже первые шаги по пути рыночных реформ показали неодинаковое воздействие социально-
экономической трансформации на экономическое положение мужчин и женщин в кыргызстанском обществе.
Динамика уровня безработицы показывает, что на первых этапах радикальных реформ пришелся по женщинам, тем более, если учитывать, что в последнее время демографической тенденцией становится воспитание детей в неполных семьях, где бремя зарабатывания ложится на плечи женщин. Сокращение общей численности занятого населения происходит практически за счет активного вытеснения женщин из сферы оплачиваемой занятости в домашнее хозяйство, либо в стремительно расширяющуюся область нерегулярной занятости труда, самыми распространенными формами которой являются мелкая розничная торговля и челночный бизнес [5. Электронный ресурс: http: // www.Womens environment and development organization (WEDO) 2005].
Недостатком неформальной экономики является то, что здесь остаются невостребованными ранее накопленные работниками профессиональные знания и опыт, отсюда трудно вернуться в сектор, требующий высокой квалификации и представляющий возможности профессионального рота и продвижения.
Несмотря на достигнутое представительство женщин во всех областях трудовой деятельности, продолжает наблюдаться половая сегрегация определенных видов занятий, в общественном сознании сохраняются традиционные стереотипы о разделении «мужских» и «женских» видов деятельности, трудовых способностях и моделях поведения.
Так, наиболее феминизированными оказались такие области как здравоохранение и предоставление социальных услуг, финансовая деятельность, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.
Одним из наиболее очевидных гендерных различий являются более низкие доходы работающих женщин. Среднее соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин в экономике составляет 60,8 %. Наиболее сильный гендерный разрыв наблюдается в таких сферах, как финансовая деятельность, правоохранительная деятельность, законодательная деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, промышленность. То есть можно заключить вывод о том, что разделение рынка труда усиливает воздействие гендерных различий.
Конституционно-правовая защита прав женщин фиксируется в различных нормах права. В связи с этим, государственная политика по улучшению положения женщин в Кыргызстане обеспечивается:
- в порядке обеспечения общечеловеческих прав, принадлежащих всем людям независимо от каких-либо признаков;
- в порядке обеспечения прав женщин путем предоставления особых дополнительных прав женщинам-матерям.
Для защиты прав и свобод женщин имеют определенное значение внутригосударственные правозащитные механизмы, поскольку вопросы регулирования прав и свобод человека остаются в сфере внутренней компетенции каждого государства, с учетом взятых на себя международных
обязательств, определяет время, последовательность и конкретный способ их выполнения.
Можно также полагать, что участие женщин в политической жизни государства зависит от располагаемых женщинами ресурсов, то есть от свободного времени, денег и других материальных резервов, образования, информации, знаний и умения ими пользоваться, членства в политических партиях или принадлежности к общественным организациям. Отработаны механизмы взаимодействия государственных органов власти и многочисленных женских организаций по решению политических и социально-экономических вопросов, выработке оптимальных моделей управления. Однако все еще остается не решенным вопрос о принятии нормативно-правового акта, содержащего конкретные мероприятия, направленные на повышение роли женщин в управлении делами государства. Кроме того, женщины как демографическая группа и электоральная масса до сих пор не объединены и не структурированы политическими партиями и движениями.
В предлагаемом аспекте, государству необходимо организовать специальный центр по подготовке женщин к участию в политической государственной деятельности и управлении. Необходимо организовать подбор лидеров из состава женщин, совершенствовать методики их отбора и оценки, создать стратегии их конкретного продвижения. Кроме того, разработать соответствующие программы обучения женщин-кандидатов в органы законодательной и исполнительной власти, включающие анализ избирательного законодательства, освоение новейших электоральных технологий, разработку стратегии и тактики избирательной кампании.
Между тем, государственной системе социального обеспечения присуще сокращение значительного количества пособий и льгот, предоставляемых женщине как матери. Отказ от социальной поддержки одиноких матерей, отмена единовременных пособий по родам, выплачиваемых в зависимости от количества имеющихся детей является несвоевременным шагом государства. Полагаем, что возобновление выплат указанных видов пособий принесет реальную помощь матерям и семьям, а также повлияет на рост рождаемости в Кыргызской Республике.
Важно отметить, что государством обеспечивается применение женского труда с учетом природных особенностей женщин. Правовая система охраны материнства и детства в сфере труда включает установление облегченных условий труда и дополнительных льгот в связи с материнством. Рассмотрев вопросы социальных гарантий, предоставляемых женщинам государством, полагаем, что равноправие женщин будет тогда, когда женщины, обладая тем же объемом прав, будут наделены еще и дополнительными.
Таким образом, в целях улучшения положения женщин в сфере труда предлагаем в трудовое законодательство включить льготы, предоставляющие женщинам сочетать общественно полезную деятельность с материнством.
Имеющиеся в наличии нормы носят, в основном, уголовно-правовой аспект. Между тем, необходимо закрепить нормы, обеспечивающие
правовой механизм личной свободы женщины, превентировать трафик людей, в том числе молодых кыргызстанок за пределы Кыргызской Республики, обусловленных трудовой миграцией.
В данной связи обосновывается внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О внешней трудовой миграции» (в редакции от 17 июля 2000 г.) следующего содержания:
- «разрешить выезд молодых кыргызстанок за пределы страны, достигших совершеннолетия только при наличии письменного согласия родителей и близких родственников».
Такая норма будет превентировать нелегальную миграцию, способствовать мониторингу и учету наших соотечественников за пределами, поскольку все еще имеются факты трафика людей, торговли в трудовое и сексуальное рабство.
Полагаем, что в Конституции и текущем законодательстве Кыргызской Республики следует:
- дать общее определение термину «дискриминация»;
- необходимо введение определения «прямая, косвенная фактическая дискриминация», которые будут рецепиироваться и в нормы Уголовного кодекса КР, и в составы других статей.
В Кыргызской Республике следует принять Закон «О равных правах и возможностях мужчин и женщин», в котором следует внедрить законодательный механизм предпочтения, при прочих равных условиях продвижения женщин на уровни принятия решений, в сферах, где женщины составляют большинство работников.
Список использованной литературы:
1. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М., « Народное образование», 1995г. – С. 25-26.
2. Доклад ООН: Международные акты // SQ 245\3 (6) INT, 1967. Doc.«B». Р.3-4.
3. Электронный ресурс: [URL Московский центр гендерных исследований. Что такое гендер? http: // www. gender, ru/gender/ discrimination, html #discrimination. Дата доступа 12. 05. 2015].
4. Пекинская платформа действий // Документы ООН о детях, женщинах и образовании [Текст] /: Сборник документов. - М.: Народное образование, 1995. - 112 с.
5. Электронный ресурс: [URL Гендерные проблемы в странах с переходной экономикой / Под ред. П. Пачи. Пер. с англ. – М.: «Весь мир», 2003. – С.13-14 http: // www.Womens environment and development organization (WEDO) 2005. Дата доступа 12.05. 2015].
В статье проведен анализ некоторых гендерно-правовых аспектов индикации гендерного равенства в Кыргызстане. Автором предпринята
попытка разработки системы гендерных индикаторов. В указанном аспекте, представляет практический и научно-правовой интерес программа развития ООН, где гендерная индикация (индикаторы) рассматривается в контексте индекса человеческого развития, данный подход позволяет анализировать гендерное развитие на уровне Кыргызской Республики