Слайд 2.
О некоторых приемах создания ситуации успеха на занятиях химии и биологии.
Я хотела бы рассказать притчу:
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Эта притча взята не случайно, так как именно в наших руках, руках преподавателей, возможность создать как в конкретной группе, так и в колледже, такую атмосферу, в которой студенты смогут максимально раскрыть свои способности. Создание ситуации успеха.
Слайд 3.
Что означает для ребенка успех? Оказывается очень многое: даже одноразовое переживание успеха может привести к изменению отношения ребенка к обучению. Переживание успеха вселяет чувство уверенности, поднимает его самооценку, повышает его статус в коллективе. Учитывая, что химия и биология изучается на 1 курсе, когда для ребят очень важным является и мнение окружающих, и своя самооценка, то создание успеха на занятиях позволят решить эти задачи.
Слайд 4.
«Доброе слово и кошке приятно»- гласит русская пословица. Фразы «Молодец», « Ты просто умница», «Очень хорошо», «Ты меня удивил, порадовал» и так далее можно использовать для ребят любого возраста. Это доступно, под силу каждому преподавателю. Метод успешно работает со слабыми студентами, да и сильным студентам, лидерам тоже приятно и полезно это услышать в свой адрес. Слабый студент услышав слова одобрения усилит своё стремление к успешному завершению работы и получении высокой оценки своего результата. А если слова похвалы еще и подкрепить отметкой, пусть даже и слегка завышенной, то у такого ребенка и активность работы возрастет и мотивация повысится, что, конечно же, на руку преподавателю.
Слайд 5.
Существует такая методика «отложенная отметка», которую можно применять в своей практике. На занятие студент ответил на вопрос, выполнил задание, дополнил ответ. Мы понимаем, что надо отметить его ответ, но уровень отметки где-то между «4» и «5» например, своего рода «4,5». Меньшую ставить не очень хочется – ребенок очень старался, но и на большую он не тянет. С согласия студента отложим решение на следующее занятие. Спросим этого ребенка на следующем занятие и ставим в итоге большую. То, что студент подготовится к следующему занятию и ответит практически можно не сомневаться – он же хочет получить отличный результат. А мы получаем хорошо подготовленную тему, или правильно выполненное задание. Этот способ работает хорошо с ребятами, чьи результаты средние, но кто стремиться к более высокому результату.
Похожая ситуация наблюдается в случаях тех обучающихся, которые удачно дополняют ответы своих однокурсников. Вроде бы и до полноценного ответа не дотянул, но и дополнение было важным.
Можно ввести на своих занятиях систему так называемых «бонусов» - -дополнительное вознаграждение, премия. Если сегодня ты удачно дополнял, отвечал, то на следующем занятие или доработаем твою отметку (отложенная отметка) или можем увеличить на балл результат твоей самостоятельной работы, проверочной работы, если таковая проводится на этом занятие. Конечно, поступать таким образом можно только с согласия студента, но, наверно, мало кто откажется прибавить балл к отметке за самостоятельную работу. Сложность заключается в том, что бы правильно вести учет таким бонусам и отложенным отметкам. Здесь выручает рабочая записная книжка преподавателя, которая есть у каждого. Такие «бонусы» любят получать студенты не только 1 курсов.
Слайд 6.
Еще один из эффективных способов созданий ситуации успеха на занятие – специальная ошибка. На занятие, при объяснении новой темы или повторении, допускаем ошибку. На занятиях химии это может быть неправильный подсчет в задаче, неверно расставленные коэффициенты в уравнении, неправильно записанная формула и многое другое. Тому, кто заметил ошибку, а это может быть любого уровня подготовки студент, отметка или же другое поощрение. Если вдруг ошибку никто не заметил, то можно обернуть ситуацию в свою сторону – превратить в дополнительное задание типа «Найдите ошибку».
Слайд 7-8.
Даже в письменные, самостоятельные работы можно внести элементы создания ситуации успеха. Это и знакомые нам дифференцированные задания и открытый доступ к критериям отметки за работу.
Пример: Проверочная работа по теме «Типы химической связи»
1. (6 баллов) Составьте схему образования соединений, состоящих из химических элементов:
А. магния и фтора.
Б. серы и водорода.
Укажите тип химической связи для каждого соединения.
2. (4 балла) Назовите химические элементы, имеющие следующие схемы энергетических уровней в атоме:
А. 2е, 1е. Б. 2е, 8е, 7е. В. 2е, 4е. Г. 2е, 8е, 8е, 2е.
Сочетание каких элементов приведут к образованию
1) ковалентной неполярной связи,
2) ковалентной полярной связи
3) ионной связи. Выпишите пары букв (пример 1 – АБ).
Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому студенту выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные студенты получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Самостоятельный выбор задания
Студентам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, студенты же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью преподавателя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
Слайд 9.
Самостоятельная работа по теме «Азот. Аммиак. Соли аммония».
Отметка «3» ставится за выполнение 1 и 2 задания, без выполнения задания выделенного курсивом.
Отметка «4» ставится за выполнение 1,2,3 задания, без выполнения задания, выделенного курсивом.
Отметка «5» ставиться за ВСЕ выполненные задания.
Составьте электронные формулы атомов азота и фосфора, отметьте сходство и различия между ними.
Формула оксида, который образуется в земной атмосфере при электрических разрядах:
а)N2O б) SO2 в) NO2 г) NO .
Напишите уравнения реакции этого процесса, укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Какие химические реакции возможны при обычных условиях:
а) NH3 + HNO3 → б) NH4OH + HCl → в) NH3 + O3 → г) NH4Cl + AgNO3 →
Составьте уравнения этих реакций. Для одной из реакций запишите уравнение в полном и сокращенном ионно-молекулярном виде.
Можно в самостоятельной работе создать систему заданий, ответы на которые приведут к отметке или поощрительной фразе.
Слайд 10.
Пример: самостоятельная работа по теме «Кислород. Сера»
Высшая степень окисления серы равна……...
Запишите уравнение реакции между серой и фтором.
Сумма коэффициентов в уравнении реакции равна……
Составьте уравнение реакции горения алюминия. Коэффициент перед формулой металла равен……..
Какие аллотропные модификации образуют атомы серы.
Количество аллотропных модификаций равно……
5. Запишите уравнение реакции горения метана (СН4). Сумма коэффициентов в реакции равна……
Выпишите все числа, которые вы получили в ответах. Найдите их сумму, прибавьте к сумме 6 и разделите на 6. Запишите ответ, округлив до целого числа (ответ 5).
Перечисленные методы созданий ситуации успеха можно использовать и в отношении отдельных студентов, и в работе в группах, парах. Если это не групповая работа, то эти приемы лучше работают в отношении слабых, неуверенных в своих силах студентах.
Слайд 11.
Вовлечь студентов в процесс обучения через создание ситуации успеха можно использовать различные технологии, приемы и методы:
-игровой технологии;
-технологии развития критического мышления;
-технология проблемного обучения;
-деятельностный подход;
-мини-проекты;
-коллективный способ обучения.
Слайд 12.
Приемы
Слайд13.
«Парадоксальные факты»
Тело спящего человека на полсантиметра длиннее, чем бодрствующего. Почему?
Ответ:
Известно, что колебания роста наблюдаются в течение дня. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может быть меньше на 1 - 2 см. После длительных и интенсивных физических нагрузок рост на какое-то время может уменьшиться на 2 и более сантиметра (после занятий с гирями, штангой - на 3 см и больше). Связано это с уплотнением межпозвонковых дисков. Это объясняется тем, что в течение дня тяжесть тела давит на позвоночник и межпозвоночные диски несколько уплощаются. Ночью, когда человек лежит, позвоночник освобождается от тяжести, межпозвоночные диски благодаря своей эластичности выпрямляются и к утру рост человека восстанавливается. Человек ночью становится выше, чем днем, на один сантиметр. Когда человек долго лежит параллельно земле, на хрящи хребта не воздействует сила земного притяжения, и они удлиняются. Это и приводит к сантиметровой разнице ночного и дневного роста.
Слайд 14.
Картофель имеет красивые цветки – белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
Ответ
Цветы картофеля, содержат ядовитые вещества, поэтому не любят насекомые посещать цветущую плантацию картошки
Слайд15.
«Создание проблемной ситуации»
В опытах по изучению утомления мышц руки И.М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Как объяснить это явление?
Ответ
При работе второй руки ускоряется кровоток в целом, поэтому уставшая мышца восстанавливается быстрее.
Студенты знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причин этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.
Перекись водорода превращается в пузырьки, когда она входит в контакт с ферментом, называемым каталазой. Большинство клеток в организме содержат ее, поэтому, когда ткань повреждена, фермент высвобождается и становится доступным для реакции с пероксидом.
Слайд 17-18-19.
«Использование художественной литературы»
При изучении темы «Фосфор» на уроке использую фрагмент произведения А. Конан-Дойла «Собака Баскервилей»: «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
Фосфор, - сказал я».
Далее мы разбираем, какую ошибку допустил А. Конан-Дойл. Этот методический прием повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.
Вопрос: какими свойствами обладает фосфор? Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойля?
Ответ: Аллотропное видоизменение фосфора-белый фосфор- действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров Р4 с кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор (например, выделенный из его раствора в сероуглероде после испарения последнего) самовоспламеняется. Загорается он и при трении. Белый фосфор ядовит : 0,1 г вещества – смертельная доза. Из свойств белого фосфора следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» собаку не только снаружи, но и её пасть, то она немедленно бы погибла от отравления, а её труп превратился бы в пылающий костёр.
Слайд 20.
«Анализ жизненных ситуаций»
Давно подмечено, для того, чтобы не чихнуть сильно, надо потереть переносицу или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
Ответ
Раздражение кожи переносицы или мышечное давление на зубы вызывает торможение чихательного рефлекса. в этом проявляется одна из физиологических закономерностей: деятельность одних органов может тормозить работу других.
Слайд 21.
Многим известен способ лечения насморка или радикулита с помощью поваренной соли. Ее нагревают на сковороде или в духовке, насыпают в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают к больному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли использованы в этом рецепте? Кстати, вместо соли можно использовать и чистый песок, который, как известно, состоит преимущественно из SiO2.
Ответ:
Это задание на повторение физических свойств химических соединений, которые нередко определяют сферу их применения.
В данном случае играют роль не химические, а физические свойства хлорида натрия – его довольно высокая теплоемкость. Аналогичным свойством обладает и песок.
Слайд 22.
Прием «Удивляй»
Преподаватель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Прием «Удивляй», использую в теме «Галогены».
Студентам сразу же приходиться удивиться: оказывается, что светло – желтый газ фтор, обладает громадной разрушительной силой. В его атмосфере дерево, ткань, резина немедленно вспыхивают и сгорают. Он разъедает стекло и металлы, заставляет гореть воду, взрывается при соприкосновении со снегом; небезразличен этот газ и к живой ткани: съедает кожу и ногти, разрушает легкие, делает глаза незрячими. Немало ученых заплатили здоровьем и жизнью за попытку получить его в свободном виде. Но, несмотря на все это, фтор все больше и больше применяется в жизни человека.
Можно предложить такую задачу: «Вы выбираете зубную пасту. На упаковке пасты №1 указано, что в ней содержится 0, 454% фторида олова (II), а зубная паста №2 содержит 0,8% монофторфосфата натрия Na2PO3F. Какая из этих паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса?»
Слайд 23.
Занятие «Жиры».
Например, пробежав трусцой 7 км, человек тратит примерно столько же энергии, сколько он получает, съев всего лишь одну стограммовую плитку шоколада (35% жира, 55% углеводов). Физиологи установили, что при физической нагрузке, которая в 10 раз превышала привычную, человек, получавший жировую диету, полностью выдыхался через 1,5 часа. При углеводной же диете человек выдерживал такую же нагрузку в течение 4 часов.
Слайд 24
2)Прием «Отсроченная отгадка»
Занятие по теме «Аммиак».
а) связь с другими предметами
Начиная изучение новой темы, обращаюсь к истории.
История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? Идёт обсуждение.
б) Кроссворд
Пример: занятие «Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм».
Можно начать урок с кроссворда, студенты должны отгадывать слова, в результате чего получат ключевое слово, которое является и темой занятия.
Кроссворд “Разминка” по повторению свойств углерода и его соединений.
Ключевым словом является название оксида углерода (II) (Угарный газ).
1. Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду. (Угольная).
2. Агрегатное состояние углекислого газа. (Газообразное).
3. Поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества. (Адсорбция).
4. Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. (Аллотропия).
5.Вещество, имеет линейное строение, обладает особым свойством – совместимостью с тканями человеческого организма. (Карбин).
6.Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, металла и углерода. (Карбиды).
7.Химический элемент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева под порядковым номером №14. (Кремний).
8. Важнейшее аллотропное видоизменение углерода. (Графит).
10. Общее название солей угольной кислоты. (Карбонаты).
11. Твердое, прозрачное, бесцветное аллотропное видоизменение углерода. (Алмаз).
в) Использование задач
Занятие можно начать с задачи на определение вещества. Заданное вещество и будет темой занятия.
Пример: Это вещество используют для получения искусственного меда; 26% ее содержится в сахарном тростнике; она является основным источником энергии для питания головного мозга. Про какое вещество идет речь, если известно, что 0,25 моль этого вещества имеет массу 85,5г, а массовая доля Углерода – 0, 421, Водорода – 0,064, Кислорода – 0,547. Определите молекулярную формулу этого вещества. (Ответ:С12Н22О11 – сахароза).
Слайд 25.
3) Прием «Ассоциативный куст»
К теме или конкретному понятию занятия нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце занятия вернуться, что-либо добавить или стереть.
Пример: занятия по теме «Кислоты»
Какие ассоциации у вас возникают с понятием «кислота»?
4) Прием «Мозговая атака»
Метод, используемый для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Работая в группе или в паре, студенты зачастую получает гораздо больший заряд энергии, уверенности в своих силах. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается, а на стадии рефлексии может быть получен конечный продукт.
Пример: по теме «Карбоновые кислоты».
На столе на тарелке лежат яблоки, мандарины, апельсины, лимоны (можно использовать рисунки этих фруктов). Студент (показывает на фрукты) и спрашивает: что объединяет эти вкусные продукты (Ответ: содержатся кислоты).
5)Прием «Картинная галерея»
Дайте студентам задание предварительно подготовить иллюстрированные материалы по теме, которая планируется для изучения. Преподаватель вывешивает на доске 4–5 картин (фотографий), содержащих признаки основного понятия или явления. Объединив студентов в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой занятия. Преподаватель записывает его на доске.
Пример: занятие по теме «Кислоты».
Вывешиваются фотографии связанные с кислотами: формулы кислот, фотографии лимонов и мандаринов, фотография кислотного дождя.
Вопрос: Что объединяет эти фотографии?
Или по теме «Глицерин» Фотографии тосола, меда, растительного масла, детского крема, жевательной резинки.
Вопросы: Что их объединяет? Можете ли вы назвать их свойства? Известно ли Вам их строение? Можете ли Вы сказать их состав?
6) Прием «Необъявленная тема»
Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку преподавателя, которая не хочет выводит саму тему. Тема формулируется в конце урока, при подведении итога работы. Или дети формулируют темы, которые записываются на доску, а в конце урока выбирается наиболее точная.
Пример: по теме «Альдегиды»
Студенты предлагаются формулы соединений. Студенты должны их назвать и ответить к какому классу органических соединений они относятся. Студенты не могут назвать все формулы, так как не изучали данную тему.
CH4 | CH2=CH2 | CH3CООH |
C2H5OH | CH3CОH | C6H6 |
C6H5NO2 | C6H5CH3 | CH3OCH3 |
Слайд 26.
Нельзя утверждать, что создание ситуации успеха – «панацея» от всех проблем, но все же такие хитрости помогают в работе.
Ситуация успеха активизирует учебную деятельность только в том случае, если происходит смена позиции студента – он становится творцом. Из субъекта обстоятельств ситуации успеха студент становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала, способного создавать себе условия для успешной деятельности.
Создание ситуации успеха в колледже — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни. Профессия «преподаватель» предполагает постоянный поиск новых методов, способов, которые приведут к успеху не только ваших студентов, но и вас.
8