Обеспечение оперативной методической помощи, регулирование текущих вопросов по реализации ГОС в рамках школьного методического объединения.
Для начала уточним, что слово «оперативный» означает «непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь , тогда контекст «оперативность» определяется как способ быстро, вовремя исправить или направить ход деятельности как таковой.
О сроках говорить нет смысла: чем быстрее и раньше, тем лучше.
Такое действие как «методическая помощь» представляет собой систему способов (формы, механизмы, виды) теоретического или практического исследования, приемов в какой – либо области деятельности.
Поскольку речь идет об управлении конкретным процессом, то регулирование является одним из его этапов заключительным, поэтому ему должны предшествовать такие этапы , как или организация, планирование и контроль.
Наука утверждает , что работа методического объединения(школьного, городского, районного) – это объективно специфический вид педагогической деятельности, который включает в организацию того или иного вида деятельности следующие объекты контроля и руководства:
-соответствие рабочего учебного плана нормативно-правовым документам системы государственного образования;
- реализация ведущих, базовых образовательных принципов и стандартов;
-соответствие учебным програмам и часам дополнительных форм обучения и воспитания;
-ресурсное обеспечение учебного плана, которое предполагает наличие соответствующих кадров, достаточность , современную материально-техническую базу, межведомственное сотрудничество;
- различные формы мониторинга уровня преподавания и результатов обучения, который включает не менее пяти блоков:
Мониторинг управленческой деятельности.
Мониторинг управленческой деятельности педагогов школы.
Мониторинг результатов обучения.
Мониторинг когнитивного развития учащихся.
Социологический мониторинг.
Социально-педагогические и психолого- медицинские исследования.
Применительно ко всему этому. что регулирование деятельности методического объединения учителей физкультуры невозможно без представления двух основных групп контроля – педагогического и медицинского.
Медицинский служит тому, что отслеживает функциональное состояние организма учащихся под влиянием учебно- тренировочных занятий и уровня их здоровья;
- осуществляет коррекцию учебно- оздоровительного процесса коллективного и индивидуального характера с привлечением соответствующих медицинских работников.
Педагогический контроль предполагает:
-оценивание эффективности исследованиях учебно-оздоровительных нагрузок;
-способствует выполнению плана учебно-тренировочных занятий;
-установление контрольных нормативов по оценке различных сторон подготовленности учащихся;
- содействие выявлению динамики развития спортивных результатов и прогнозирование достижений определенных учащихся и учебного заведения в целом.
К методам педагогического контроля относятся:
Анализ рабочей документации учебно- тренировочного процесса.
Педагогические наблюдения во время учебно- тренировочных занятий.
Тестирование различных сторон подготовленности учащихся.
Изучение и регистрация показателей характеризующих деятельность учащихся на конкретном учебно-тренировочном занятии.
Планирование и прогнозирование учебно-воспитательного процесса.
Критерии оценки управленческой деятельности:
Достижения поставленных целей и задач;
Забота о достижении достоинства, чести, здоровья работников;
Улучшение условий работы персонала;
Повышение личной компетентности и профессионализма работников;
Актуализация делового интереса у подчинённых к новациям;
Создание условий для перспективного развития коллектива.
Вполне успешно уместно вспомнить о специфике работы (городского) методического объединения независимо от предмета:
горизонтальный характер взаимоотношений объектов и субъектов взаимодействия « учитель - учитель», их обязательность и особенности периодической деятельности конкретного учителя физкультуры;
объективные трудности данного этапа урока;
объем и масштаб деятельностного пространства; и высокая динамичность и физическая нагрузка;
быстрая и частая смена технической оснащённости урока;
необходимость спортивного универсализма учителя.
В практической плоскости анализа возможности городского или школьного методического коллектива, которым руководит добросовестный и ответственный профессионал высокого уровня.
План работы школьного методического объединения учителей физической культуры
на 2016 – 2017 учебный год ООШ № 9
1 заседание (сентябрь)
Изучение и утверждение рабочих программ
по физической культуре для учащихся 1-11 классов разработанных в соответствии с основными положениями временного государственного образовательного стандарта. Планирование учебной и спортивно-массовой работы.
Дата проведения: 02.09.2016
1. | Рассмотрение и утверждение рабочих программ и календарно-тематических планов по предметам (ф/к, охр. здоровья и ЗО), учебных программ и программно-методического обеспечения в соответствии с учебным планом и ВГОС. | |
2. | Изучение методических рекомендаций и нормативно-правовых документов министерства образования ЛНР. | |
3. | Составление списков учащихся школы по состоянию здоровья отнесенных к подготовительной , специальной группам и освобожденным от уроков (по итогам мед. осмотра),специфика работы с учащимися. Оценивание уч-ся спец. мед. группы. | |
4. | Рассмотрение вопросов ведения журналов: журнала учета случаев травматизма. Рассмотрение вопросов ведения журналов: журнала учета случаев травматизма. | |
5. | Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый 2016-2017 учебный год. | |
6. | Планирование спортивно-массовой работы с учетом современных требований на 2016 – 2017 уч. год.(спортивно-массовые мероприятия «Спорт в каждую школу» среди школьников и внутришкольной спартакиады учащихся) | |
7. | Физкультурно-оздоровительная преемственность ДДУ и ООШ: составление совместного плана работы на 2016-2017 уч. год. | |
2 заседание (октябрь) Дата проведения: 12.10.2016 |
Положение о медико-педагогическом контроле за физическим воспитанием учащихся в общеобразовательных учебных заведениях. |
1. | Общий доклад о положении медико-педагогического контроля по физическому воспитанию учащихся в общеобразовательных учебных заведениях. Медико-педагогический контроль уроков физкультуры в школе. | |
2. | Участие в городском методическом семинаре учителей физической культуры(совместно с работниками санитарной станции) по вопросу санитарно-гигиенических требований к занятиям физкультурой. Знакомство с материалами | |
3. | Особенности структуры урока в соответствии ВГОС. | |
4. | Подготовка к участию в городском семинаре по вопросу «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе». | |
5. | Подготовка и участие в спортивных соревнованиях посвященных дню города между Д/С «Березка» , «Журавушка» и учащимися 1 классов ООШ № 9 (в рамках преемственности). | |
6. | Участие в заседании республиканского межведомственного круглого стола «Роль физкультурно - оздоровительной и спортивной работы в физическом развитии обучающихся образовательных учреждений ЛНР» г.Луганск 11.10.2016 Участие города и школы в пилотном проекте по разработке и апробации республиканского комплекса « ГТО» ЛНР (Вручение сертификата). Участие в республиканском мониторинге по физкультуре учащихся 2-11 классов. | |
3 заседание (ноябрь) Дата проведения: 28.11.2016 |
Коррекция спортивно-массовой и учебной работы за первую четверть. |
1. | Подведение итогов прошедших спортивных соревнований . Распределение обязанностей среди членов методического объединения по подготовке сборных команд учащихся в последующих спортивных соревнованиях согласно городского плана спортино-массовой работы . | |
2. | Применение компьютерных технологий в учебной и спортивно – массовой работе учителями физкультуры и членами предметной комиссии. | |
3. | Оказание методической помощи учителям в проведении современного урока в соответствии с требованиями ВГОС . | |
4. | Анализ занятости учащихся 1-11 классов в спортивных секциях. | |
4 заседание (декабрь) Дата проведения: 30.12.2016 Итоги учебной и спортивно-массовой работы за первый семестр. |
1. | Подведение итогов учебной и спортивно-массовой работе в школе по окончанию первого семестра | |
2. | Рассмотрение плана работы с учащимися 1-11 классов на зимних каникулах. | |
3. | Ознакомить с методическими рекомендациями по проведению ГИА с учащимися 11 класса. (по материалам заседания городской методической комиссии, совещании администрации школы и педагогического коллектива.) | |
4. | Планирование учебной и спортивно – массовой работы на 2 семестр 2016-2017 уч. года с учетом современных требований. | |
5. | Подготовка и участие команды педагогического коллектива для участия в спартакиаде работников образования. | |
| 5 заседание (февраль) Дата проведения: 1.02.2017 |
| Формирование здорового образа жизни учащихся | |
1. | Круглый стол по обобщению опыта работы (внутришкольный план) : медико-педагогический контроль на уроках физкультуры, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий | |
| Физкультурно-оздоровительная преемственность ДДУ и ООШ. |
2 | О специфике физкультурно-оздоровительной преемственности ДДУ и ООШ. Подготовка и участие в спортивных соревнованиях «Веселые старты» среди воспитанников д/с «Березка» и д/с «Журавушка» и учащихся ООШ № 9(1-А, 1-Б,1-В кл.) | |
Военно-патриотическое воспитание учащихся |
3. | О специфике военно-патриотического воспитания учащихся. | |
4. | Подготовка и участие в спортивных соревнованиях городского и школьного уровня учащихся школы в рамках городского месячника военно-патриотического воспитания, смотре строя и песни. | |
6 заседание (март) Дата проведения: 2.03.2917 |
Подготовка и проведение Государственной итоговой аттестации учащихся 11 класса |
1. | Анализ работы по подготовке к проведению ГИА с учащимися 11 класса. (создание уголка ГИА по физкультуре, создание информационного сайта для учащихся 11 класса, создание методической папки с материалом по ГИА для учащихся 11 класса.) | |
8 заседание (апрель) Дата проведения: 3.04.2017 |
Предметная неделя |
1. | Обсуждение выполнения учебных программ в соответствии с учебным планом и ВГОС. | |
2. | «Здоровый образ жизни – это личный успех каждого». Всемирный день здоровья (мероприятия). | |
3. | Подготовка и проведение общешкольной недели физической культуры. | |
4. | Подготовка команды учащихся для участия в военно-спортивной игре «Зарница» | |
5. | Составление плана работы по проведению бщешкольного военно-спортивного праздника посвященного годовщине образования ЛНР и подготовка мероприятий с учащимися 1-11 классов. | |
9 заседание (май) Дата проведения: 23.05.2017 |
Итоговое заседание предметной комиссии |
1. | Анализ работы методического объединения учителей физкультуры за 2015-2016 учебный год. | |
2. | Подведение итогов учебной и спортивно-массовой работы за 2016-17 уч. год. Определение победителей в номинациях: «Спортсмен года» «Самый спортивный класс» | |
3. | Обсуждение плана спортивных мероприятий посвященных окончанию учебного года. | |
4. | Перспективное планирование учебной и спортивно-массовой работы на 2017-2018 уч.г. | |
Как видим актуальность момента, специфика предмета, регламента, разнообразия форм, участников соответствует требованиям. Документальное подтверждение это деятельность на должном уровне. Психо-эмоциональное состояние после каждого очередного заседания методического объединения у всех участников всегда одинаково удовлетворительное, хотя в процессе работы возникают совершенно противоположные точки зрения, а дискуссия оппонирующих сторон превышает допустимые лексические нормы.
Этап организации и планировании работы резко контрастирует с возможностью контроля и регулирования принятых решений. Особенно в части практических действий.
И тем не менее школьное методическое объединение (как и городское) может и должно делать больше того, что обычно считается достаточным для удовлетворительной оценки.
(Схема-анализ) 
Схема-анализурока с позиций соблюдения здоровье-сберегающих технологий

Конспекты урока физической культуры

Тестирование уровня физического развития

рекорды

сертификат

Кардинально изменить условия профессиональной деятельности учителя физкультуры никакая методическая работа по многим причинам не может:
ни одного голодного «еще никто не смог насильно накормить»
общественный контроль (м/о) бесперспективен
сократить нагрузку, увеличить зарплату, обеспечить максимум условий для комфортной работы;
найти работников более высокой квалификации и ответственности - мечта и не более.
Снизить интенсивность, повысив результативность работы учителя физкультуры на городском уровне возможно следующими действиями:
Методические объединения проводить только в каникулярное время это четыре-пять раз в год.
Сократить текущую, второстепенную отчетность, особенно в форме требующей большой затраты времени и материальных средств;
Разнообразить формы внутришкольного контроля и мотивации профессиональной деятельности учителя физкультуры.
Рассмотреть вопрос о материальном вознаграждении учителя физкультуры в размере одного должностного оклада по итогам рейтинга успешности учебного года.