Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе
Цели урока:
1) Образовательные: раскрыть образ Васютки
Задачи:
1. вспомнить содержание произведения,
2. проанализировать поступки главного героя произведения,
2) Развивающие:
- развивать творческие способности, речевые умения и навыки;
3) Воспитательные: воспитывать твёрдость духа, стремление найти выход из трудной ситуации
Методические приёмы: сообщения учащихся, беседа, рассказ по иллюстрациям, тесты
Оборудование: презентация, приготовленная учителем
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и целей урока
Писатель Николай Сладков так описал тайгу «Тайга — самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы» Как 13 мальчишке удалось выжить в тайге?
3. Проверка домашнего задания:
Назовите обитателей тайги:
птицы: кедровка, глухарь, утка-свиязь, кулик, куропатка, синица, дятел, сойка, гагара, гуси, коршун; -11
животные: белка, медведь, водяная крыса, мышь, рысь, песец, -6
рыба: пелядь, чирь, сига(белая), осетр, стерлядь, таймень, налим, ёрш, щука.-9
4. Самый внимательный читатель
1. Где Васютка укрылся от дождя?
2. Сколько дней Васютка бродил по тайге?
3. На сколько километров он ушел от дома?
4. Сколько патронов было у Васютки?
5. Как звали деда мальчика?
6. Какую птицу в лесу первой он увидел?
7. На какой реке происходили события?
8. Сколько , по - мнению Васютки, весил глухарь?
9. Как звали собаку мальчика?
10. Деревья, по которым мальчик надеялся выйти к реке
Ответы
1. пихта
2. 5 дней
3. 60 км
4. 10 патронов
5. Афанасий
6. Кедровка
7. Енисей
8. 5-6 кг
9. Дружок
10. лиственница
Оценки
«5» - 10 баллов
«4» - 8 -9 баллов
«3» - 6-7 баллов
«2» – 5 и менее баллов
»
5. Отвечаем на вопросы
- Какому отрывку рассказа соответствует данная иллюстрация?(встреча с кедровкай).
Чем полезна эта птица?
-Какая беда случилась с Васюткой? Почему? (Потерял затеси, погнавшись за глухарем)
ТАЙГА ХЛИПКИХ НЕ ЛЮБИТ
Расслабленный, растерянный, отчаявшийся.
Отчаяние - состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности
-Когда Васютка почувствовал отчаяние? (когда вышел не к Енисею, как он думал, а к болоту)
Расскажите о первой ночи в тайге
Какой же увидел тайгу Васютка, забравшись на высокое дерево на 2 день ? Найдите цитату.
«Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная, с высоты она казалась огромным темным морем».
Синонимы к равнодушная: безразличная, безучастная, бесчувственная, неотзывчивая
- Какому отрывку рассказа соответствует данная иллюстрация?( Васютка вышел к озеру)
-Докажите, что Васюткино озеро- одно из тех мест, куда не ступала нога человека( утки плавали, не боясь, рыбы было очень много)
Перечислите породы рыб, встречающихся в рассказе
Почему Васютка стремился выйти к реке? По каким приметам он выходил к реке? (по лиственнику, который растет на берегу рек)
Как Васютка подавал сигналы о бедствии? (кричал, выстрелил из ружья)
Вывод.
Почему мальчик не пропал в тайге? Какими чертами характера наделён герой новеллы?
Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге? (сумел взять себя в руки и принять правильное решение, сильный, мужественный, не падает духом, решительный)
Законы тайги
1. Отправляясь в тайгу, бери еду, спички.
2. Береги спички, патроны.
3. Не мечись по лесу.
4. Не теряй затеси.
5. Ложась спать, клади ружье рядом.
6. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным
7. Уметь ориентироваться по сторонам света.
8. Не терять веры в свои силы.

Деревья, деревья, деревья. Под ногами - мох и жухлая трава, над головой равнодушные облака. А в сердце – холодный ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, мне кажется, увидел и испытал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Но главный герой рассказа сумел взять себя в руки и принять верное решение. Любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает.
Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда – он заблудился. Но Васютка проявил мужество и выдержку. Бесценными оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно вести себя, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли мальчику целых пять дней продержаться в осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. В эти минуты он вспоминал слова деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Но не только самообладание помогло герою. Его поддерживают мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
«Природа – это книга, которую надо прочитать правильно понять» Дополни предложения
1. Трава в лесу растет обычно (вблизи больших водоемов).
2. Лиственный лес тянется (по берегам реки.)
3. Эхо в лесу откликается на (ближнем водоеме).
4. Почти голая сторона у сосны – значит в ту сторону (север), а где ветвей больше – (юг).
5.Если в озере речная рыба, значит оно (проточное).
6. В Заполярной тайге медведи встречаются (редко), волков и змей (нет).
7. Еду в лесу надо хранить,( повесив на ветку, чтобы мыши не добрались до него).
8. Звездное небо – (к холоду).
9. Кровянистое небо и стонут гагары – (к непогоде).
Правила выживания в лесу (презентация)
Домашняя работа
Разгадать кроссворд
Сделать иллюстрацию к рассказу