Обобщающий урок географии в 8 классе по теме
«Природа России».
Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических и практических знаний при обобщении и систематизации знаний раздела «Общие особенности природы России»
Оборудование: Физическая карта России, карточки – задания, стихотворения различных поэтов, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
- Изучая географию своей страны, ее природу вы приобретаете различные сведения о ней, познаёте сущность гигантского жизненного пространства своей Родины. Вам предстоит жить, работать, сохраняя и преумножая богатства нашей страны, осознавая себя гражданином великой Родины.
- Давайте вспомним, что мы изучали на уроках географии в 1 полугодии?
- Сегодня обобщающий урок по теме «Особенности природы России».
- Каковы будут цели урока?
-Мы его проведём в игровой форме. По итогу игры практически все участники получат оценки за работу.
II. Актуализация полученных знаний.
Вступительное слово: Мы живём с вами в России, в стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить следующими словами поэта Бокова:
Откуда начинается Россия?
С Курил, с Камчатки, с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба
И если ты причастен к ней –
Россия не с гор берёт начало, а с тебя!
Эпиграф к уроку:
«Любить Родину, значит знать её» В. Г. Белинский
III.Повторение. Команды должны придумать себе название и выбрать капитана.
1 Задание. «Реши задачу»
А) Логическая задача: Что в цепочке лишнее и почему?
1. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.
2. Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Сихотэ –Алинь.
3. Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.
4. Ладожское, Каспийское, Онежское, Баренцево, Баскунчак.
2 Задание. Задача на определение поясного времени. «Кто быстрее?»
«Группа школьников из Южно-Сахалинска (9 часовой пояс), вылетела на экскурсию в Москву (2 часовой пояс) в 13 часов по местному времени. Продолжительность полёта 10 часов. Определите, в какое время приземлится самолёт в Москве?» - 16 часов
3 Задание. Рельеф России. Игра «Да-нет»
1. В России преобладают территории с равнинным рельефом. +
2. Обширнейшие горные системы расположены на севере страны. -
3. Области с равнинным рельефом приурочены к платформам. +
4. Курильские острова и полуостров Камчатка – самые сейсмоопасные территории России. +
5. Россия богата различными полезными ископаемыми. +
6. Моренный рельеф – рельеф созданный ледником. +
7. Алтай – самые высокие горы России. -
8. Самая низменная равнина России – Западно-Сибирская. –
9. Самая низкая впадина на территории России – Прикаспийская низменность +
4 Задание. Конкурс капитанов
Задание: по описанию определите природный компонент.
№1. «В. В. Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом» природы, подчеркивая нам тем самым, что ПК отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия». (Почва)
№2. «Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это «… продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы». (Внутренние воды)
№3. «Этот ПК оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека… Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающая поверхность». (Климат)
№4. « Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушений внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв». (Растительность)
№5. «Этот ПК очень разнообразен. Приспосабливается к определённым условиям существования, распространение зависит от природных условий, растительности и характера почв». (Животный мир)
№6. «Этот ПК является важным звеном природной системы, это «каркас» ландшафта, обладающий способностью перераспределения вещества и энергии по поверхности Земли, оказывая этим влияние на другие природные компоненты». ( Рельеф и горные породы)
5 Задание. Самое, самое…
1.Самое крупное озеро Русской равнины: Каспийское
2. Самая высокая вершина Кавказа: г. Эльбрус
3. Самая высокая вершина Урала: г. Народная
4. Самая крупная река Западной Сибири: Обь
5. Самые высокие горы Восточной Сибири: Алтай
6. Самый высокий вулкан на Дальнем Востоке: Ключевская Сопка
6 Задание: Покажи меня. (Проверка номенклатуры карты)
Каспийское море
Восточно-Европейская равнина
Горы Алтай
Ладожское озеро
река Волга
6. вулкан Ключевская Сопка
7.Уральские горы
Западно-Сибирская равнина
Охотское море
Кавказ
хребет Черского
река Обь
Среднесибирское плоскогорье
Озеро Байкал
Река Амур
7 Задание. Почвы, растительный и животный мир России.
Определите, к каким природным зонам относятся данные утверждения.
1. Распространены самые плодородные почвы. степь
2. Самая большая по площади ПЗ России тайга
3. Распространены мхи и лишайники. Арктическая пустыня, тундра
4. Характерна травянистая растительность. степь
5. Практически отсутствует растительный покров. Арктическая пустыня, полупустыня
6. Распространены подзолистые почвы. тайга
7. Обитают моржи, белые медведи. Арктическая пустыня
8. Произрастают хвойные деревья. Тайга
9. Много грызунов. Степь
10. В животном мире преобладают пресмыкающиеся. Пустыни и полупустыни
8 Задание - «Занимательная страничка» обучающиеся отвечают на вопросы викторины:
1) Какой город России может парить в небесах? (Орёл)
2) Какой полуостров «говорит» о своей величине? (Ямал)
3) Какая земля никогда не состарится? (о. Новая Земля)
4) Каким поясом не подпояшешься? (часовым)
5)Назовите столицу России? ( Москва)
6) Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан? (р. Волга)
7) Объясните поговорку «Река Ока – Волги правая рука». Что, вы назовёте левой рукой Волги? (р. Кама)
8) «Я город – герой, стою над Невой!». О каком городе, идёт речь? (г. Санкт – Петербург)
Ответьте быстро:
9) Бриз – это не город, а … (ветер).
10) Айсберг – это не вулкан, а … (отколовшаяся часть ледника).
11) Тундра – это не река, а … (природная зона).
12) Гейзер – это не растение, а … (фонтанирующий горячий источник).
IV. Итоги игры. Рефлексия. Участники команды, занявшей 1 место получают 5, а участники команды, занявшие 2 и 3 место получают 4.
Подводя итог сегодняшнему уроку, хочу подчеркнуть, что мы повторили и закрепили знания о природе России.
V. Физминутка
Поработали?
А теперь все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Руки вверх и руки вбок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Замедляем шаг,
И на месте стой, вот так.
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
VI. Выполнение заданий ВПР. Теперь нам необходимо выполнить задания для подготовки к ВПР.
VII. Домашнее задание.
Урок заканчиваем стихотворением Т.Чистяковой «Россия»
Я люблю мою Россию
За рассвет и за закат,
За дождинки голубые,
За багряный листопад,
За весенние поляны
В жёлтом мареве цветов.
И за шепот тихий, нежный
Опадающих цветов.
Катит воды голубые
Меж лесов моя река,
Холодна вода в пучине,
Холодна и глубока.
А в воде прозрачной, чистой
Моет волосы трава.
Это всё моя Россия,
Это Родина моя!
На доске:
Конкурс/команда | 1 логич.задачи макс.2 балла | 2 определение времени макс.2 балла | 3 рельеф верный ответ 1 балл | 4 капитаны верный ответ 1 балл | 5 самое верный ответ 1 балл | 6 карта верный ответ 1 балл | 7 прир.зоны верный ответ 1 балл | 8 заним.стр. верный ответ 1 балл | ИТОГИ |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | |