«Плюсы и минусы программы воспитания как одной из форм организации образовательной среды в МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР».
Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность в полиэтническом многофункциональном российском обществе. Социокультурная ситуация в Российской Федерации, а также в Мордовии характеризуется многообразием народов и их культур. Людям настоящего и особенно будущего, придется жить и трудиться в многонациональной и поликультурной среде. Однако каждый человек вступает в мир как носитель определенных идеалов, ценностей, верований, норм поведения собственного народа. В современных условиях многие национальные традиции, которые веками собирались по крупицам, утрачены. Выросли новые поколения, воспитанные на совершенно иных ценностях и духовных ориентирах. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений. Согласитесь, именно в такой момент большое значение имеет отношение самого человека к родной культуре. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни и труду в поликультурном пространстве должна стать одной из важных задач в сфере образования, в том числе и дополнительного.
Поликультурное воспитание в системе дополнительного образования имеет более глобальную цель, чем знакомство с культурой различных национальностей. Так в Концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что дополнительное образование становится ведущим каналом социализации, обеспечивающим адаптацию личности к изменениям; в дополнительном образовании создаются условия для обеспечения преемственности в передаче культурных традиций, повышения общекультурного уровня через реализацию дополнительных общеобразовательных программ различной направленности. Следует отметить, что в этом году все программы претерпели изменения, в связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» и Указом Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», а также с Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Изменения нашли отражение в структуре дополнительной общеобразовательной программы, которая теперь включает в себя обязательный раздел «Воспитание». Данный раздел в дополнительных общеобразовательных программах Центра разрабатывается педагогами с учетом цели и задач «Программы воспитания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района». Именно эта программа, на наш взгляд, может стать одной из форм организации поликультурной образовательной среды в нашем Центре «ЮНИТЭР».
Поликультурная образовательная среда, по нашему мнению, - это совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, в которых происходит становление детей как граждан России, представителей определенного этноса. Состав обучающихся нашего Центра многонационален, поэтому воспитательная работа направлена на формирование у обучающихся любви к Родине, родному краю, толерантности, готовности к межэтническому и межкультурному общению через реализацию дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей. Обучающиеся принимают участие в работе кружков по краеведению, знакомятся с работами мастеров народной культуры, с фольклором народов России, таким образом происходит включение обучающихся в активную этнокультурную деятельность.
Благодаря реализации «Программы воспитания» создаются условия для усиления толерантности, обеспечения преемственности в передаче культурных традиций и практик, повышения общекультурного уровня и коммуникативной компетентности обучающихся, посещающих творческие объединения Центра. Данная программа включает в себя следующие направления (модули): «Воспитание на учебном занятии», «Воспитание в детском объединении», «Ключевые культурно-образовательные события», «Взаимодействие с родителями», «Профессиональное самоопределение», «ЮНИТЭР» – территория здоровья»», «Я – гражданин России», «Тропинками природы».
Содержание модулей программы направлено на формирование у обучающихся позитивного отношения к людям различных национальностей. Научить подрастающее поколение жить в поликультурном обществе, принимать традиции разных народов, быть толерантными к их этнической принадлежности – задача педагогов нашего Центра.
Особое внимание при реализации данных модулей педагогами уделяется общим принципам общения между представителями различных этносов: толерантности, гуманности, а также манерам, стиле, нормам общения, бытующим у того или иного этноса. Одной из важных задач, обозначенных в «Программе воспитания» как форме организации поликультурной среды остается привитие любви к малой и большой Родине, уважения к представителям различных этносов и их культуры, к постижению общечеловеческих и этнических ценностей, стремление к межэтническому и межкультурному общению, к взаимодействию и сотрудничеству народов региона.
«Программа воспитания» – важная составляющая поликультурного воспитательного процесса в системе дополнительного образования. От того, как научатся наши дети общаться с представителями различных национальностей, зависит успех их дальнейшей социализации и социокультурной адаптации в межэтническом сообществе, каковым является наша необъятная Родина – Россия. Человек будет счастлив только в нравственной системе ценностей. И если, владея этими ценностями, учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество, а значит, сильным будет и наше государство.