СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по самообразованию"Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по самообразованию"Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по самообразованию"Личностно-ориентированный подход  на уроках русского языка и литературы"»



Обобщение опыта

по теме самообразования:

«Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»



учителя русского языка и литературы

СЛИНЬКО

НАДЕЖДЫ ИВАНОВНЫ





















2024 год




Перед каждым учителем возникает множество проблем, над решением которых он трудится порой всю свою педагогическую деятельность.
Не секрет, что современный школьник не испытывает особого интереса в изучении русского (родного) языка. Поэтому снижается грамотность, дети не умеют правильно и логично выражать свои мысли. Что для этого нужно делать?

Необходимо найти пути решения этой проблемы.
Во - первых, наша задача - научить их быть грамотными. Учащиеся должны понять, что русский язык – это, прежде всего слово ёмкое, правильно написанное и произнесённое. Необходимо помочь школьнику осознать себя личностью, помнить при этом, что каждый неповторим, нет одинаковых, у каждого разный уровень обучения.

Учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно - ориентированным подходом.

К моменту поступления в школу ребенок уже является носителем собственного познавательного опыта, где он начинает саморазвиваться и самореализовываться.

Таким образом, используя личностно - ориентированный подход в обучении, главная цель для меня - обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и опыта; построение учебного процесса с использованием инновационных технологий; повышение своего теоретического, научно - методического уровня, профессионального мастерства в рамках выбранной темы.

Для достижения намеченной цели необходимо решить задачи:

- использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности;

- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- поощрять стремление ученика найти свой способ работы, анализировать работы других учеников;

- создавать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.


Каждый человек индивидуален. И в различных видах деятельности он

может саморазвиваться, стремиться к самопознанию. Поэтому я стараюсь всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на своих уроках. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.

Основные методы моей работы:

  1. Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность.

«Познавательная самодеятельность - это стремление к постоянному углублению в проблему», - поясняет психолог Д.Б. Богоявленская. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно - доказательного поискового мышления. Так на уроке русского языкав ходе обмена мнениями учащиеся сами ставят проблему, которая решается после самостоятельной работы с текстом учебника.

2. Частично - поисковый (эвристический) - готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. (Например: предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы)

3. Исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. «Слушаю - забываю, смотрю - запоминаю, делаю – понимаю». Слова Конфуция очень точно отражают важность этого метода. Исследование - один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.


Выбор формы организации личностно - ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности. Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, то используется индивидуальная форма работы. Если некоторые испытывают затруднения, то им предлагается другая, более приемлемая для них форма работы. На определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне.

Преобладающими формами работы учащихся на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом являются:

- групповые

- парные

- индивидуальные

Так в условиях групповой работы школьники приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтролю, совершенствуют умения совместной деятельности.

При разработке дидактического материала учитываю психолого -педагогические особенности учащихся, сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

   Формирование у учащихся прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, например, с учетом специфики их памяти. Для этого использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаем к выполнению упражнений. не отрывая теорию от практики. В результате многократного проговаривания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Осуществлению личностно ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, семинары, практикумы, игры и т.д.

Особое место на уроках занимает анализ текста (лингвистический), высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.

Поэтому необходимо учиться понимать тексты и работать с ним в школе.

Чтобы постичь текст в целом, необходимы знания из области теории литературы, истории языка, этнографии. Изучая текст, дети учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, исправлять ошибки, овладевают богатством точной и выразительной речи. И долг учителя - словесника - организовать работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую личность.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, стараюсь создавать на уроке чувство новизны, удивления. Это дает учащимся возможность для желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, отвечать на необычный вопрос. Для достижения этой цели использую разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Во - первых, стараюсь давать уроки, в которых есть простота, отсутствие какой - либо усложненности в подаче материала, во - вторых, это организация игровых форм урока. (Например: урок - путешествие, урок -расследование, урок - фестиваль и т.д.) Ребята могут выступать в роли «проводников», «ассистентов», «детективов». В - третьих, попробовать написать вместе с учениками увлекательного рассказ с необычным сюжетом.

Проблемные ситуации, на которых строится урок, способствуют развитию творческого потенциала личности учащегося.

Стараюсь готовить учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).

        Также, планируя уроки литературы, ставлю перед учащимися увлекательные задачи, которые вызывают живой творческий отклик. При изучении художественной литературы выявляю предпочтения учеников к работе с произведениями разных стилей и жанров. (Например: при изучении творчества поэта одна группа учащихся сообщала биографические сведения, другая читала стихи, третья анализировала поэтические тексты. Это позволяло работать на уроке более эффективно, так как они хорошо ориентировались в заранее подготовленном материале).

В старших классах много времени уделяю подготовке к написанию сочинений. Конечная цель работы по развитию речи – формировать умение воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы.

Именно литература обладает возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя).


Важнейшая задача на уроках русского языка - всесторонне развитие основных видов речевой деятельности. Орфографический навык осуществляется у каждого ученика персонально. Обучение грамматике реализуется при работе с художественными текстами. Одновременно прививается и любовь к слову.

Приведу пример урока русского языка в 6 классе по теме: «Употребление глаголов в речи».

Цели урока:

- осмысление значений глаголов для достижения точности и выразительности устной и письменной речи;

- обучение использованию глаголов в прямом и переносном значениях в художественных текстах.

- воспитание чувства

Комплексный анализ текста С. Есенина

Ночь.

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывёт задумчиво луна.

Долина тихая внимает

Журчанью мирного ручья.

И тёмный лес, склоняясь, дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река.

И тихо слышится над нею

Весёлый шелест тростника.

Предварительно отпечатаны тексты стихотворения и задания для каждого ученика.


I. Восприятие текста.


1. Выразительно прочитайте стихотворение. Какое настроение передаёт автор?

2. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этому стихотворению. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

3. Совпадают ли ваши представления с образом ночной реки С. Есенина?


II. Лингвистический анализ текста.


1. Повтором каких согласных звуков поэту удалось передать ночные шорохи, шелест трав. С помощью каких слов описываются звуки ночи?

2. Найдите примеры употребления слов в переносном значении для создания олицетворения. Выпишите все словосочетания, соответствующие схеме «существительное + прилагательное». В прямом или переносном значении употреблены имена прилагательные? Какое настроение передаётся с помощью этих словосочетаний?

3. Чем достигается музыкальность, ритмичность и поэтичность текста.

(на основе анализа особенностей чередования ударных и безударных слогов последних четырёх строк)

4. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени, разберите их по составу. В каких из этих глаголов нулевое окончание?

5.Сделайте транскрипцию слов, в которых буквы я, е, ю образуют два звука.

6. Найдите в тексте слова с орфограммой «Правописание непроизносимых согласных в корне».


III. Отработка выразительного чтения текста.

1. Разберите по членам первое предложение стихотворения. Определите, повышается или понижается голос при произнесении слов, на которые падает логическое ударение. С помощью специальных знаков покажите особенность интонации этого предложения.

2. Научитесь выразительно читать текст, передавая голосом музыку стихотворения, звуки ночи.


Необходима работа со средствами художественной выразительности. Учащиеся уже должны хорошо ориентироваться в таких понятиях, как метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.


IV. Выучить текст наизусть или сделать иллюстрации к стихотворению.


Рефлексия - необходимый и органичный момент личностно ориентированного обучения, которая позволяет учителю осуществить обратную связь, определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке. Что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока поставленные задачи.

Использую систему разнообразных заданий и вопросов:

- Что нового узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Достигли ли мы цели урока? Почему не достигли? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали?

- Изменилось ли ваше представление о поэте, писателе?

- Стало ли другим ваше отношение к герою?

- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Что осталось непонятным?

Все эти вопросы способствуют формированию у обучающихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

Особое внимание уделяется работе по развитию речи учащихся. Формы работы многообразны. Например, сочинение. Подготовка к написанию сочинения - работа, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, необходимо уже с пятого класса развивать стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. Развивать у ребят навыки различного рода описаний, знакомить с основами сочинения - рассуждения в разных стилях. «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки этих мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя

в нём властелинами». (Из «Заповедей»)