Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов в условиях реального производства, фактор успешного трудоустройства.
Преподаватель ГБПОУ «КПТ» Кононова Светлана Алексеевна
В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов усиливается необходимость взаимодействия между учебными заведениями, предприятиями и организациями. Это объясняется тем, что в последние годы видоизменилась динамика спроса на специалистов среднего звена.
Практико–ориентированные уроки – это, прежде всего, коллективная работа группы, где каждый студент чувствует себя звеном единого коллектива. Отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию на производстве и принимать верные решения.
При организации обучения специалиста и формировании содержания образования акцент ставим на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволяет сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
В основу реализации данных принципов положены:
реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
интеграция знаний, методов различных областей науки и практики.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении применяется педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
1 курс. Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
2 курс. Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.
Задания лабораторно-практических работ нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учатся прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ организуются с использованием ИКТ.
3 курс. Непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.
В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов студенты разрабатывают проекты в малых группах по 2-3 или 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации (выступают на конференции).
Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
4 курс. Это готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
К заключительному этапу обучения относится:
- производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;
- преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).
Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего, могут приниматься на работу на вакантные должности.
Практико-ориентированные занятия можно разделить на три вида:
Экскурсия на специализированное предприятие. Происходит знакомство со структурой предприятия, материально-технической базой, рабочими местами и с видами работ. Данный вид занятия способствует активизации познавательной деятельности при наблюдении за производством, благодаря этому студенты имеют возможность понять сущность своей будущей специальности и социальной значимости. У нас проводятся экскурсии на первом курсе на ТЭЦ-5.
Выездные занятия, проводимые на предприятии МРСК или КРМЗ, которые начинаются с инструктажа по технике безопасности и организации рабочего места. Студенты отрабатывают практические навыки, решают поставленные перед ними производственные задачи и работают с технической документацией. Чаще всего применяется групповой метод обучения, что способствует формированию умений работать в коллективе и команде. Это необходимо для развития профессиональных компетенций будущего специалиста. Затем происходит взаимооценка занятия вместе с персоналом предприятия.
Конкурсы профессионального мастерства и квалификационные экзамены организуются с участием работодателей. Работодатели участвуют в разработке заданий, проверке профессиональных компетенций. Они также ведут отбор студентов на предстоящую практику.
Практико-ориентированное обучение в нашем техникуме достигается путем прохождения учебной и производственной практики студентов по профессии «Слесарь-электрик» на предприятиях. Проходя практику, они приобретают немалый опыт работы на предприятии, опыт общения, знакомятся со структурой предприятия.
С этих позиций традиционный элемент обучения – практика студентов – приобретает совершенно новый смысл и становится важнейшим элементом программ подготовки. Практику мы стараемся сделать действительно непрерывной, преимущественно в одной и той же организации или на одном и том же предприятии. В ходе учебной практики студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности академического типа, где моделируются действия специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и проблемы.
Результатом учебной практики является разработанная под руководством специалистов электроустановка (подключенный светильник, счетчик, двигатель). Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
На производственной практике приобретается опыт профессиональной деятельности в качестве специалиста организации (или его помощника), происходит интеграция представлений о деятельности организации, вырабатываются предложения, направленные на повышение эффективности производственной деятельности.
Задачи: формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности.
Разумеется, такая модель непрерывной практики–неосуществима в условиях случайного выбора мест прохождения практик. Работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв и вносят предложения по улучшению подготовки специалистов. По нашему мнению, большое значение имеет поиск постоянных работодателей. В этом случае достаточно содержания конкретных дисциплин, затем – рабочих и учебных программ.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый максимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Литература:
Канаева Т. А., Профессиональные составления студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
Скамницкий А. А., Модульно-компетентостный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006–247 с.
Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//science.nstu.ru/hs/09 Концепция ФГОС СПО четвертого поколения (проект). М. 2015
Подласый, И. П. Педагогика. Том 2. / Москва: «Юрайт», 2013 Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, WSI, профессиональная деятельность, конкурентная учебная среда, будущий специалист, формирование конкурентоспособности, Россия, рынок труда, основная задача, практическая часть.
Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016г.).—СПб.:Свое издательство, 2016.—С. 167-170.—URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/ (дата обращения: 06.02.2020).