1 слайд
Современные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо не только хорошо ориентироваться в информационном пространстве, но и мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками.
Применяя в своей работе различные методы и технологии, я убедилась в эффективности технологии творческой мастерской для развития познавательных способностей.
2 слайд
Идея мастерских пришла к нам из Франции. «Первопроходцами» в России стали И. А. Мухина, Л. Д. Фураева, Н. И. Хлебович, Ж. О. Андреева и др.
Главным условием данной технологии является творчество. Особенность творческого труда состоит в коллективном поиске информации. Педагогическая мастерская отличается своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, целям.
3 слайд
Цель данной технологии: создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и навыков ,формирование духовно-нравственной компетенции у учащихся через включение их в поисково-практическую коммуникативную деятельность, развивая логические и творческие способности
4 слайд
Существует множество типов педагогических мастерских. В основе которых лежат определенные принципы и правила. Принципы и правила ведения мастерской:
Все способны к творчеству.
Диалог — главный принцип сотрудничества
Право каждого на ошибку.
Элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской,.
5 слайд
Технология педагогических мастерских осуществляется по следующему алгоритму:
Индукция, - он мотивирует дальнейшую деятельность . Это могут быть следующие индукторы: слово, образ, предмет, звук, и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций. Индуктор помогает развивать познавательные мотивы , что способствует личностному развитию учащихся.
6 слайд
Так в качестве индуктора при изучении в 5 классе произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц» я предлагаю следующий индуктор : «Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы. Впишите в круг предметы, ценности, важные для вас. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?»
7 слайд
Работа с материалом связана с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа:
Самоконструкция- это индивидуальное создание гипотезы, текста, рисунка, проекта.самоконструкция, также как и индуктор , позволяет развивать такие личностные УУД , как построение своих знаний через критичекое отношение к имеющим сведениям и поступающей информации , а также самостоятельное решение творческих задач.
Социоконструкция-работа учащихся в группах ,создание своего текста , рисунка
Таким образом , совместно с коммуникативными формируются регулятивные умения, а воспитание толерантного отношения к иным решениям способствует личностному развитию ученика.
8 слайд
Так на уроке – мастерской при изучении стихотворений по теме «Русские поэты 19 века о родной природе» (8 класс) ученикам было предложено создать в группах пластическую или живописную картину, после прочтения выбранного лирического произведения.
9 слайд
Все предыдущие этапы мастерской направлены на то, чтобы подключить воображение школьников , создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Помочь каждому ученику проявить свои творческие способности , заложенные природой, разбудить в нем то , что скрыто для него самого . именно поэтому этап- социализация , можно назвать –апофеозом мастерской.
Социализация– предъявление созданного продукта всем участника (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков т.д). Задача этого этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию.
10 слайд
При изучении «Маленьких трагедии» в 9 классе учащиеся демонстрировали результаты своей работы, которые они создавали в группах.( художники - илюстраторы, актеры, Экскурсоводы)
11 слайд
Разрыв, кульминация творческого процесса, во время которой ребёнок начинает понимать то, чего не знал или не чувствовал раньше. Разрыв как озарение, как новое видение предметов. Появляется информационный запрос, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, учителя, родителей, дополнительной литературы.
12слайд
Так на уроке – мастерской при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Учащимся предстоит ответить на следующие вопросы : «Как же относился поэт к своей няне, кем стала эта простая, русская женщина для великого поэта? Стала ли она для него тем, о чем вы написали в своих творческих работах» Учащиеся делают вывод: совпали ли их представления о понятии «няня» с авторским.
13 слайд
Не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения от работы и результатов, поэтому обязательно наличие этапа – рефлексии. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы
14 слайд
.Подводя итоги урока, учащиеся размышляют над предложенными вопросами (Что было важно в сегодняшней встрече? Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились? и др.),
В мастерской проведенной по теме «Любовь в лирике Тютчева», в качестве рефлексии был составлен синквейн.
Таким образом, применение данной технологии обеспечивает:
-формирование у учащихся уверенности в своих силах;
-повышению мотивации к изучению предмета и в целом;
-максимальное использование познавательных творческих способностей каждой личности.
15слайд
При использовании технологии творческая мастерская в моей практике , я могу рассказать о следующих результатах моей деятельности:
Сравнительный анализ обученности и качества знаний по предмету показывает стабильную положительную динамику.
Кроме предметных результатов мониторинг УУД позволяет сделать выводы , что наблюдается прогресс в развитии УУД. Одной из составляющих частей данной технологии – это работа с текстом и информацией , что способствует различных умений.
Важная особенность педагогическое мастерской заключается в том, что она предлагает такой способ организации деятельности учащихся в составе малой группы руководством учителя-мастера , результатом которого является не объём полученных знаний , а уровень развития надпредметных способностей , которые позволяют эти знания использовать для решения практических задач.
16 слайд
Применение данной технологии способствует развитию духовно-нравственной культуры. Это подтверждают сравнительные результаты анкетирования уровня нравственной воспитанности.
Я считаю, что использование технологии влияет на творческие способности учеников, они активные участники предметных олимпиад и творческих конкурсов школьного , муниципального, регионального уровней.
Спасибо за внимание .