СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Обобщение опыта, знаний о голосе певца, вокалиста. Гигиена голоса, охрана детского голоса»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка для вокалистов, преподавателей вокала, ансамбля, учителей музыки.

Просмотр содержимого документа
«« Обобщение опыта, знаний о голосе певца, вокалиста. Гигиена голоса, охрана детского голоса»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Заречье»

Кировского района города Казани





Методическая разработка

для вокалистов, преподавателей вокала, ансамбля, учителей музыки.

« Обобщение опыта, знаний о голосе певца, вокалиста.

Гигиена голоса, охрана детского голоса»







Составитель : педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Вершинина Елена Николаевна











Казань 2016







Содержание

  1. Аннотация

  2. Введение

  3. Основная часть

- Элементарные сведения о гигиене голоса певца

- Система в занятиях и репетициях

- Роль программы в обучении вокалиста и соблюдении правил гигиены голоса

- Роль распевки в вокальной работе

- Несколько более конкретных, личных гигиенических правил и советов

- Охрана детского голоса

- Благоприятное влияние пения на организм ребёнка

- Как не сорвать голос

- Возрастные особенности

- Рекомендации при простудных заболеваниях

4. Заключение

5. Список, используемой в работе литературы

























Аннотация

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса.

Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно,

чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания

об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен быть девиз “найди свой голос”.





Введение



Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления.учитывать то, что  вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль.



Гигиена голоса – это область науки,которая помимо медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:

  1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;

  2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;

  3. изучением физических возможностей человеческого организма;

составлением и формулированием законов, правил, норм профессио-нального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.



Правила и законы формулируются на основании наблюдений, сопоставлений, выявления ситуаций и их анализа.

Актуальность.

Гигиена голоса очень важна для вокалистов, особенно начинающих. Следует соблюдать правила, которые помогут поддерживать голосовые связки в здоровом состоянии. О гигиене голоса важно помнить и систематически её придерживаться.

Цель методической разработки: объединить в одной разработке собственный опыт, опыт других педагогов – вокалистов и опыт известных специалистов, знаменитых в данной области.

Методическая разработка создана для профессионалов – певцов, а также для начинающих вокалистов и для всех, кто соприкасается с этим видом искусства. В ней собраны лучшие знания и советы, необходимые для изучения вокального искусства и получения умений и навыков в данном направлении. Без изучения правил гигиены голоса невозможны полноправные и эффективные занятия пением.



Основная часть



Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата:

- Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.

Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой)тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара.

Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.

Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами “голосовых” профессий, так как именно это может помешать им впоследствии быть полноценными профессионалами, ведь частые заболевания голоса ограничат их творческие возможности, особенно это касается молодых педагогов и певцов. Однако профессиональное благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но также и от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной (трахеи, бронхов, плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.

Система в занятиях и репетициях.
Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов - основных механизмов деятельности нервной системы. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках. Совершенство системы занятий дает результаты и творческие, и физические, заметно уменьшает количество профессиональных заболеваний, растет профессиональное совершенство. Малая, недостаточная, неравномерная тренировка ведет к быстрой утомляемости аппарата, его недостаточной выносливости.
Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании, а именно: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение Л.Д.Роботнова). Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях.
Надо научиться прислушиваться к своему организму, узнать еговозможности. Это и ускорит обучение, и предохранит от срыва.

Роль программы в обучении вокалиста и соблюдении правил гигиены голоса:
Программа обучения должна быть подчинена основной задаче: полноценной, профессиональной подготовке специалистов, включая и голосовую подготовку. Для этого надо необходимое количество часов регулярных занятий, тогда возникает планомерное обучение, тренинг, выработка необходимых голосовых, слуховых навыков, мышечного контроля. Любая программа по подготовке вокалистов должна включать навык мышечного контроля при пении - это умение “слушать” мышцы голосового аппарата, знать свои ощущения при правильном пении, что поможет справиться с трудностями при акустических изменениях, то есть ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения. Это помогает хорошо петь в хоре, когда свой голос не слышен.

Роль распевки в вокальной работе.

При любой вокальной работе обязательно распеваться.
Это своеобразный “туалет” или спортивная “разминка” голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма:
- будит эмоциональную сферу;
- разогревает творческую фантазию;
- налаживает сложный процесс звукообразования (координацию усилий многочисленных мышц аппарата);
- закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
- собирает творческое внимание.
Овладение этими сложными процессами поможет справиться со многими психологическими трудностями в профессиональной деятельности, например, с волнением перед и во время выступления, то есть процессами торможения и возбуждения головного мозга.

Большой педагог Ф.Витт советовал: “Относитесь бережно к своему голосу и своему аппарату - это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости”.

Вот еще несколько более конкретных, личных гигиенических правил и советов:

Никогда не выходите сразу после пения на улицу, особенно в холод. Хороший совет: выработайте привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. Вообще избегайте резкой смены температуры. После горячей еды и питья подождите в помещении 15-30 минут, иначе начнутся катарры.

Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Вообще избегайте охлаждений и переохлаждений. Для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая легкая возможность для простуды.

Следите за своей обувью, особенно в сырость и холод. Холодные, сырые ноги - верная простуда. Если это случилось, то обязательно сделайте горячую ножную ванну, разотрите ноги спиртом, одеколоном, наденьте теплые носки, постарайтесь сразу выпить горячего чая.

Конечно, вся одежда должна быть удобна и адекватна погоде. Но, кроме одежды и обуви, еще очень важна в нашем климате проблема головного убора - он должен быть достаточно легким и теплым. Известно очень много случаев невралгий, происшедших только по причине неподходящего головного убора. Они (невралгии) проходили, когда слишком тяжелый и жаркий головной убор сменялся на более рациональный. Чрезмерное согревание головы вызывает усиленный приток крови, головную боль, а также ведет к зябкости головы, понижению ее сопротивляемости быстрому охлаждению, что вызывает разные заболевания.

В повседневной жизни и деятельности дышать надо, по возможности, только через нос. Это предохраняет дыхательные пути от пыли и инфекции, которые оседают в носу, а воздух, проходя через нос, согревается и увлажняется. Хорошо прополаскивать щелочными водами (типа “Боржоми”) рот, глотку, носоглотку, так как щелочная вода хорошо очищает слизистую.

Воздух в репетиционных помещениях должен быть не сухой, не пыльный, не холодный (охранная медицинская норма температуры воздуха не ниже +15 градуса по Цельсию).

Не пойте в помещениях, где курят или курили. Старайтесь не курить сами. Алкоголь и никотин не улучшают состояние организма, зато разрушают вашу нервную систему.

Речь и пение после еды затруднены, так как кроме механического воздействия полного желудка на дыхание (подпертая диафрагма), акт пищеварения требует прилива крови к пищеварительным органам. Этим понижается жизнедеятельность произвольных мышц гортани. Пауза после еды должна быть не менее часа.

На выступление или урок пения надо идти, хорошо выспавшись. Пение – тяжёлое физическое занятие, а крепкий сон даёт дополнительную силу. Во время сна связки расслабляются и восстанавливаются.

Перед выступлением или уроком пения, чтобы нужные мышцы работали как следует, необходимо быть сытым. Но наедаться непосредственно перед мероприятием не надо. Когда поёте, пейте простую негазированную воду. Можно несладкий чай (лучше зелёный или белый), так как сладкое вызывает не смыкание связок. Хотя чай, особенно чёрный, сушит голосовые связки. Не ешьте семечки, орехи, печенье, слишком горькие и кислые продукты. Раздражая слизистую, они мешают процессу работы голоса.

Гигиена голоса подразумевает и щадящее отношение к голосовым связкам. Чтобы не переутомить связки можно петь без перерыва не более одного часа: для начинающих – около 45 минут, для профессионалов — не более 1 часа 30 минут.

Охрана детского голоса.

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки.

До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось, однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пением в это время с учетом щадящего режима возможны.

Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту. Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка. Поэтому "заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту". "Детский и подростковый возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно в мутационном периоде или после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса. Частота дисфоний зависит от возраста детей и среды, в которой они проводят больше всего времени. Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрасте от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечается напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна отдышка. Дисфонии у детей и подростков чаще возникают после перенесенных воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей. Ларингоскопическая картина при дисфониях разнообразна и зависит от тяжести голосовых нарушений. Органические дисфонии у детей встречаются чаще, чем функциональные.



Благоприятные влияниепения на организм ребёнка.

Исследования доказали, что пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Однако воспитание правильных навыков и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. При несоблюдении этих законов у детей часто возникают заболевания голосового аппарата, а иногда происходят особые сдвиги в организме, которые не встречаются у взрослых. 

Но нужно помнить, что продолжительное пение утомляет голос, поэтому "педагог должен следить за тем, чтобы непрерывное пение в младших классах продолжалось не более 20 мин, а в старших – не более 30 мин." Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как соблюдение основных положений гигиены – педагогического процесса. Для воспитания вокально-музыкальных способностей ребенка при отборе песен следует учитывать необходимость развития мелодического слуха и певческого голоса. Необходимо выбирать песни, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса. Слуховая чувствительность позволяет воспринимать и точно воспроизводить звуковысотные соотношения мелодий. Как уже отмечалось, слуховые ощущения связаны с мышечными ощущениями, таким образом, в процессе тренировки одновременно развивается слуховая и мышечная чувствительность, т.е. вокально-слуховая координация, которая необходима для качественного развития голоса. 

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата в период роста, необходимо как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков. Это особенно касается детей-вокалистов. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.).

Как не сорвать голос.

80% срывов голоса приходятся на такие ситуации, когда певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. При подключении же верхних и нижних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.

Форсирование. Основной недостаток начинающего певца.

1. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

Помните, что для того чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов. Как правило, подключить верхние. Такой вид форсирования часто случается на низких нотах. Пойте их расслабленно, не забывайте сбрасывать напряжение по ходу движения вниз.

2. Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 20-25 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить, или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались. В следующий раз сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени. Как не сорвать голос.

80% срывов голоса приходятся на такие ситуации, когда певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. При подключении же верхних и нижних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.

.

Возрастные особенности.

Способность петь проявляется у детей с двух лет. До семи лет пение сохраняет чисто фальцетный характер. Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Голосовые связки очень тонкие и короткие, поэтому звук детского голоса - высокий. У детей преобладает головной резонатор, грудной развит слабо, поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

За школьный период голос проходит несколько стадий развития. Они связаны с половым созреванием, физическим и психическим ростом ребенка. Различают четыре основных периодов развития голоса детей:

Первый период «детский голос». 7-8 лет – 10-11 лет. Голос имеет чисто детское звучание звук нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Перенапряжение в этот период особенно вредно, т.к. приводит к стойкой хрипоте. При нормальном воспитании голос развивается хорошо и у мальчиков, и у девочек.

Диапазон звучания – ре1 -до2.

Внутри детского периода развития голоса существует так называемый период «расцвета голоса» 9-11 лет. Голос детей начинает звучать особенно хорошо. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость», в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска. Рост ребенка, как и в первом периоде, идет плавно.

Диапазон звучания – до1 -ми2 (фа2).

Пред мутационный период, 11-12лет, В этот период развитие
организма идет неравномерно. Общий рост организма опережает рост гортани,
диспропорция влияет на звучание голоса, который теряет яркость, немного
сипит. Уменьшается диапазон: верхние звуки дети поют крикливо, с
напряжением, либо избегают их.

Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос - сим-до2.

Мутационный период, 13-14 лет — 16-17 лет. 

Мутация – это переход детского голоса в голос взрослого. У девочек мутация проходит плавно, а порой и вовсе незаметно, что связано с постепенным и равномерным развитием и ростом гортани. У мальчиков наблюдаются резкие скачкообразные изменения в голосе. Голоса мальчиков во время мутации понижаются на октаву, чего не происходит с голосами девочек. В период полового созревания отмечается рост гортани. Гортань девочек увеличивается в среднем на 1\2, а гортань мальчиков - в 2 раза. Наблюдается покраснение и набухание голосовых связок. Усиливается охриплость, сипота. Значительно уменьшается диапазон. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Появляется быстрая утомляемость. Интонация становится неустойчивой. Голоса мальчиков «ломаются». Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому (голос срывается, «петушит»). Занятия пением в этот период должны проводиться в определенном «щадящем режиме»:


  • ограниченный диапазон;


  • умеренная динамика, не требующая никакого напряжения голосового
    аппарата;


  • ограничение по времени;


  • дети должны часто отдыхать – почти столько же, сколько пели (5-10
    минут).


Если мутация проходит в острой форме, то занятия надо временно прекратить. Диапазон звучания: 1-ый голос – до1-ми2, 2-ой голос – сим-до2.

После мутационный период, 17-18 лет. Постепенно увеличивается
диапазон, сила певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные
ощущения при пении исчезают, идут на убыль сипота и хрипота. В это время у поющих еще нет взрослого голоса, он только начинает приближаться к нему по силе и тембру. Окончательное формирование голоса заканчивается к 20-ти годам, а иногда и позже.



Рекомендации при простудных заболеваниях: как беречь голосовой аппарат от заболеваний

– Во время болезни пить как можно больше теплого питья.

– Делать компрессы на горло:

а) из смеси водки с растительным маслом;

б) из медовой лепешки (мед с мукой).

– Полоскать раствором соли, соды и йода.

– Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.

– Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.

–При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные и эвкалиптовые ингаляции.

– Сделать раствор редьки с медом (почистить большую редьку, вырезать середину, положить пару ложек меда и дать настояться до получения жидкости внутри).

– Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.

– Самое главное – закрыть рот и МОЛЧАТЬ!





Заключение

  Изучение гигиены голоса на занятиях по эстрадному вокалу может дать положительные результаты. Пение становится более осознанным, что даёт больший результат. Знания о гигиене голоса обеспечивают здоровый образ жизни, умение использовать свой голос более эффективно, дают возможность не болеть или почти не болеть различными заболеваниями, в том числе простудными. А самое главное, знания о гигиене голоса дают способность к самовыражению и развитию гармоничной личности.































Список литературы, используемый в работе:

1.Линда Маркоут Самоучитель по пению. М. Астрель. 2007.


2.Сет Риггс Пойте как звёзды. СПб. Питер. 2007.


3.Г.В. Келдыш Музыкальная энциклопедия В.А. Шереметьев «Пение и воспитание детей в хоре».


4.Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.


5. Теплов Б.М. Психол. В.А. Шереметьев «Пение и воспитание детей в хоре

6. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь».М. 1996г

7.Далецкий О. Н. «О пении»

8. . Т.В. Охомуш «Чистый голос»

9. В. Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб. Лань. 2006

10. Ф. Витт "Практические советы обучающемуся пению". Из-во "Музыка", Л.1963

11. Кн.С. Волконский "Выразительный человек". Из-во "Аполлон" 1912.

12. Дж. ЛауриВольпи "Вокальные параллели". Из-во "Музыка", Л.1972

13. Вопросы вокальной педагогики No5, No8 М.1976.

14. Вопросы вокальной педагогики No7, No9 М.1984.

15. Вопросы методики воспитания слуха. Из-во "Музыка", М.1967

16. Л. Дмитриев "В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр". Из-во "Музыка", М.1974

17. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.

18. Ж. Дюпре "Искусство пения". Из-во "Музгиз", М.1955

19. А.М.Егоров "Гигиена голоса и его физиологические основы". Из-во "Медгиз", Л.1970.

20. В.Г.Ермолаев, Н.Ф.Лебедев, В.П.Морозов "Руководство по фониатрии". Из-во "Медицина", Л.1970

21. Ф.Ф.Заседателев. "Научные основы постановки голоса". Муз.гос. из-во М.1929.

22. В.С.Кантарович "Гигиена голоса". М.1955

23. И. Кочнева, А. Яковлева "Вокальный словарь". Л.1986

24. И.Левидов "Певческий голос в здоровом и больном состоянии". Искусство, Л.1939.

25. И. Левидов "Певческий голос". Л.1941