СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"»

Обобщение опыта работы  воспитателя дошкольной группы  МАОУ «Лабазинская СОШ»  Сапрыкиной Ольги Юрьевны  по теме:  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».   «Умение связно говорить развивается  при целенаправленном руководстве  педагога и путем систематического  обучения на занятиях»  Ф.А. Сохин

Обобщение опыта работы воспитателя дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ» Сапрыкиной Ольги Юрьевны по теме: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».

  • «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» Ф.А. Сохин
Низкий уровень речевого развития – массовое явление в современной действительности.

Низкий уровень речевого развития – массовое явление в современной действительности.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определенную тему.   Основная цель   речевого развития  – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.

  • Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определенную тему.
  •   Основная цель   речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
     3 2 4 5 1 6 7

3

2

4

5

1

6

7

Восприятие Внимание РЕЧЬ Воображение Память Мышление

Восприятие

Внимание

РЕЧЬ

Воображение

Память

Мышление

Этапы развития мышления дошкольника ( по Ж.Пиаже ) 1этап Наглядно – действенное мышление.  2 этап Наглядно – образное мышление.  3 этап (6-7 лет)    Словесно – логическое мышление.

Этапы развития мышления дошкольника ( по Ж.Пиаже )

1этап

Наглядно – действенное мышление.

2 этап

Наглядно – образное мышление.

3 этап (6-7 лет)

Словесно – логическое мышление.

Минусы традиционной методики запоминания.  Традиционные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимание материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти.

Минусы традиционной методики запоминания.

Традиционные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимание материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи.

  • К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Задачи: развивать связную речь детей и все виды памяти; развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи; развивать у детей психические процессы: ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память; расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень; прививать детям желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, составлять описательные и повествовательные рассказы; формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией. Цель методики: создание условия для формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники.

Задачи:

  • развивать связную речь детей и все виды памяти;
  • развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
  • развивать у детей психические процессы: ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память;
  • расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень;
  • прививать детям желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, составлять описательные и повествовательные рассказы;
  • формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией.

Цель методики:

создание условия для формирования связной речи детей дошкольного возраста

посредством использования приемов мнемотехники.

Ожидаемые результаты  от применения мнемотехники Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия. Развивается речь, увеличивается словарный запас. Представления об окружающем мире расширяются.   Формируется наглядно- образное и абстрактное мышление, интеллект. Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.   При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. Раскрываются творческие способности детей.

Ожидаемые результаты от применения мнемотехники

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно- образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Раскрываются творческие способности детей.
Научно – методические пособия по мнемотехнике. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»  Учебно-методическое пособие « Мнемотехника для дошкольников : методическое пособие. под ред. М.Н. Хусаиновой», Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»,   Большова Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»  и др.

Научно – методические пособия по мнемотехнике.

  • Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  • Учебно-методическое пособие « Мнемотехника для дошкольников : методическое пособие. под ред. М.Н. Хусаиновой»,
  • Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»,
  • Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»,  
  • Большова Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»

и др.

Мнемозина

Мнемозина

 Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Мнемоквадрат

Мнемодорожка

Мнемотаблица

Возрастная группа детей 3-4 лет.

Возрастная группа детей 3-4 лет.

Возрастная группа  детей 4-5 лет  Мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок ...

Возрастная группа детей 4-5 лет Мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок ...

Возрастная группа детей 5-6 лет  Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (велосипед) «Заюшкина избушка»

Возрастная группа детей 5-6 лет

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(велосипед)

«Заюшкина избушка»

Возрастная группа 6-7 лет  Мнемотаблицы для составления описательного рассказа

Возрастная группа 6-7 лет

Мнемотаблицы для составления описательного рассказа

 Мнемотаблицы для составления повествовательного рассказа

Мнемотаблицы для составления повествовательного рассказа

Варианты игр с мнемотаблицами: Сказка рассыпалась!!! Разборная мнемотаблица Мнемоконструктор «Учимся строить предложения». Противоположности

Варианты игр с мнемотаблицами:

Сказка рассыпалась!!!

Разборная мнемотаблица

Мнемоконструктор «Учимся строить предложения».

Противоположности

Этапы работы по мнемотаблице.

Этапы работы по мнемотаблице.

Работу по развитию памяти и связной речи детей  продолжают родители дома. Родительское собрание: « Мнемотехника в развитии связной речи детей».

Работу по развитию памяти и связной речи детей продолжают родители дома.

  • Родительское собрание: « Мнемотехника в развитии связной речи детей».
Результаты мониторинга уровня развития детей 5-6 лет Сентябрь 2019 г. Май 2020 г.

Результаты мониторинга уровня развития детей 5-6 лет

  • Сентябрь 2019 г.
  • Май 2020 г.
P.S. Простые правила. Для того чтобы занятия с применением мнемотехники проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил: Начинайте с простого. Не нагружайте детей. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка . Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. Занимайтесь всегда только в хорошем настроении и в добром расположении духа, когда у детей есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо. И самое главное: никаких занятий, только ИГРА!

P.S. Простые правила.

Для того чтобы занятия с применением мнемотехники проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  • Начинайте с простого.
  • Не нагружайте детей.
  • Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка
  • . Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  • Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес.
  • Занимайтесь всегда только в хорошем настроении и в добром расположении духа, когда у детей есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  • И самое главное: никаких занятий, только ИГРА!
  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!