Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста"»
Обобщение опыта работы воспитателя дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ» Сапрыкиной Ольги Юрьевны по теме: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста».
- «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» Ф.А. Сохин
Низкий уровень речевого развития – массовое явление в современной действительности.
Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребёнка.
- Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на определенную тему.
- Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
3
2
4
5
1
6
7
Восприятие
Внимание
РЕЧЬ
Воображение
Память
Мышление
Этапы развития мышления дошкольника ( по Ж.Пиаже )
1этап
Наглядно – действенное мышление.
2 этап
Наглядно – образное мышление.
3 этап (6-7 лет)
Словесно – логическое мышление.
Минусы традиционной методики запоминания.
Традиционные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимание материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи.
- К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Задачи:
- развивать связную речь детей и все виды памяти;
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
- развивать у детей психические процессы: ассоциативное мышление, внимание, воображение, зрительную и слуховую память;
- расширять круг знаний детей об окружающем мире, вывести их словарный запас на более высокий уровень;
- прививать детям желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, составлять описательные и повествовательные рассказы;
- формировать в воспитанниках интерес к художественной литературе, фольклору, к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- формировать в детях уверенность в своих силах, способность преодолевать страх и стеснение во время выступления перед аудиторией.
Цель методики:
создание условия для формирования связной речи детей дошкольного возраста
посредством использования приемов мнемотехники.
Ожидаемые результаты от применения мнемотехники
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно- образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Раскрываются творческие способности детей.
Научно – методические пособия по мнемотехнике.
- Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
- Учебно-методическое пособие « Мнемотехника для дошкольников : методическое пособие. под ред. М.Н. Хусаиновой»,
- Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»,
- Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»,
- Большова Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»
и др.
Мнемозина
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Возрастная группа детей 3-4 лет.
Возрастная группа детей 4-5 лет Мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок ...
Возрастная группа детей 5-6 лет
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(велосипед)
«Заюшкина избушка»
Возрастная группа 6-7 лет
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа
Мнемотаблицы для составления повествовательного рассказа
Варианты игр с мнемотаблицами:
Сказка рассыпалась!!!
Разборная мнемотаблица
Мнемоконструктор «Учимся строить предложения».
Противоположности
Этапы работы по мнемотаблице.
Работу по развитию памяти и связной речи детей продолжают родители дома.
- Родительское собрание: « Мнемотехника в развитии связной речи детей».
Результаты мониторинга уровня развития детей 5-6 лет
P.S. Простые правила.
Для того чтобы занятия с применением мнемотехники проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
- Начинайте с простого.
- Не нагружайте детей.
- Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка
- . Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
- Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес.
- Занимайтесь всегда только в хорошем настроении и в добром расположении духа, когда у детей есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
- И самое главное: никаких занятий, только ИГРА!
Спасибо за внимание!