Ключевые слова: социальный организатор, развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума.
Современный классный руководитель – настоящий воспитатель человеческих душ. Это человек, открытый для всего нового, способный ответить на вызовы времени, склонный к разумному риску, деятельный, обладающий аналитическими способностями и всегда нацеленный на саморазвитие. Современный классный руководитель – человек думающий, сомневающийся, задающий вопросы и ищущий ответы.
С первых дней работы с классным коллективом в гимназии мне хотелось воспитать в своих учениках не только внимательных слушателей, но и активных собеседников, думающих, умеющих решать проблемы и задавать вопросы. Иметь свой взгляд на любой вопрос, отстаивать свою позицию уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Я – учитель, друг и наставник, несущий ответственность за воспитание детей вместе с их родителями. Об этом я помню каждый день. У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками.
Я строю свою воспитательную работу по принципу «классный руководитель – социальный организатор», то есть я стремлюсь увлечь детей социально-направленной деятельностью, развиваю в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирую их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Поэтому, я поставила перед собой следующую цель:
Цель: развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума (гимназии, вне школьной социальной среды) через реализацию проекта «Тимуровцы XXI века».
Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
- Познакомить учащихся класса с проектом «Тимуровцы 21 века» [1, с. 225-229], направленного на формирование нравственных качеств личности через включение их в социально-значимую деятельность гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности;
- Провести сопутствующие диагностики;
- На основании диагностик вовлечь учащихся в проект патриотической направленности;
- Способствовать формированию мысли о том, что человеческая доброта, милосердие, забота, умение радоваться и переживать за других людей и составляет основу человеческого счастья;
- Увеличить численность тимуровского отряда путем вовлечения учащихся младших классов через проектную деятельность «Тимуровцы 21 века», организаторами которой станут учащиеся 8 класса «В» (на 3 году реализации проекта)
Для того чтобы данный проект был реализован в полной мере (проект долгосрочный, рассчитан на 3 года), свою работу я построила следующим образом:
- Проведение диагностики в 6 классе (в 2012-2013 учебном году стала классным руководителем в 6 «В»). Диагностика позволила выявить приоритетное направление (патриотическое) воспитательной работы (Приложение 1).
- Проведение диагностики, позволяющей определить приоритетные формы по развитию направления патриотической работы (Приложение 2).
- Организация написания эссе «Что такое «Тимуровское движение»? (Приложение 3)
- Анкетирование родителей на первом родительском собрании по теме «Какое направление воспитательной работы и формы взаимодействия «классный руководитель – учащиеся – родители» наиболее приоритетны для воспитания детей?» (Приложение 4)
- Проектная деятельность «Тимуровцы 21 века»
- Результат, рефлексия
Патриотическое воспитание требует особой организации событий в жизни и деятельности детей, направленных на создание образов как идеалов и образцов, служащих основой отношений с окружающим миром и, в частности, отношений между самими детьми, между детьми и педагогами, родителями и другими субъектами пространства общения. Именно поэтому деятельность классного руководителя в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически-сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания учащихся через интеграцию усилий всех субъектов воспитательного процесса [2, с.37].
Итак, какие же интерпретации патриотизма конструктивны? Решая данный вопрос, я обратилась к статье С.Д. Полякова «Проблемы патриотического воспитания» в сборнике материалов областной межведомственной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание учащейся молодежи»:
- Патриотизм как позиция защитника страны от внешних и внутренних врагов
- Патриотизм как чувство гордости за достижение в культуре и истории страны («отцовская» интерпретация как «любовь за что-то»
- Патриотизм как принятие судьбы отечества во всей её целостности («материнская» интерпретация, как безусловная любовь)
Присоединение к первому варианту патриотизм ставит вопросы о содержании «защитной позиции», о рисках её формирования, о месте и роли этой позиции в ценностной сфере школьников ориентированных на «защитные» профессии и ориентированных на реализацию себя в других профессиональных сферах.
Присоединение к «отцовскому» варианту патриотизма требует теоретического анализа культурно-исторических реалий как возможному предмету гордости («чем гордиться») и определения критериев их социоисторической позитивности-негативности.
Присоединение к «материнской» интерпретации патриотизма ставит вопросы о критериях принятия-непринятия, содержания чувства принятия его психологических последствий для развития личности.
Во всех этих «ходах» особое значение приобретает разработка и научное обоснование «техники педагогической безопасности» при соприкосновении учеников с социально и психологически острыми явлениями культуры и истории.
Нам ближе всего вторая интерпретация патриотизма, при которой цель патриотического воспитания может быть сформулирована как формирование положительного отношения к истории и культуре своей страны и может быть гордости за её достижения.
Но при этой трактовке возникает вопрос: к чему в истории и культуре страны нужно формировать положительное отношение, что может быть предметом гордости?
Мне близок ответ: к тому в истории и культуре страны, что помогало, помогает человеку жить и развиваться.
Мы, педагоги, работаем в ограниченных временных рамках, и чтобы в этих рамках быть успешным необходим выбор приоритета. Иначе – неуспех нам обеспечен.
Мне представляется что, с точки зрения тенденций развития нашего общества, нашей страны, приоритетны задачи гражданского образования, воспитания. Патриотическое воспитание – это важное серьёзное дело, но оно должно идти на фоне гражданского воспитания.
Ещё одна проблема – соотношение патриотического и духовно-нравственного воспитания. В педагогической литературе встречаются противоположные понимания их соотношения:
- патриотизм – часть, элемент духовности и нравственности,
- духовность и нравственность - составляющие патриотизма.
Более практично трактовать нравственность и патриотизм как разные явления. Нравственность как выражение отношений с близкими людьми: родителями, друзьями, товарищами, учителями, а патриотизм как выражение отношения к культуре, истории страны [2, 65-68].
Этапы работы с классом по выбранной теме и приоритетному направлению воспитательной работы:
Класс
|
Срок
|
|
6 - В
|
2012-2013 учебный год
|
Диагностика интересов, выбор приоритетного направления воспитательной работы. Работа по содержанию направления
|
7 - В
|
2013-2014 учебный год
|
Реализация проекта «Тимуровцы 21 века» на базе 7 «В»
(категория 7 «В» - это «Дети – участники»)
|
8 - В
|
2014-2015 учебный год
|
Реализация проекта «Тимуровцы 21 века» на базе 4-5 классов (категория 8 «В» - это «Дети – организаторы)
|
Духовно-нравственное, военно-патриотическое и гражданско-патриотическое воспитание в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №24» - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки к жизни в демократическом обществе, к инициативному труду, к участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Патриотическое воспитание в гимназии способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Значительную роль в становлении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности играет историко-краеведческая работа и ее трансляция на открытых мероприятиях, тематических декадах и днях. В ходе краеведческой работы учащиеся получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими, получают ощущение сопричастности к истории своей малой Родины, приобщаются к культуре общества в целом. У гимназистов, вовлеченных в историко-краеведческую работу, устойчиво формируется чувство гордости и небезразличия к прошлому, настоящему и будущему своей страны. Краеведение – основа патриотизма. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. В связи с этим вполне очевиден тот факт, что включение подрастающего поколения в воспитательный процесс не созерцательный, а деятельностный, дает впоследствии свои плоды. В связи с этим в МБОУ «Гимназия №24» города Ульяновска успешно реализуется проект патриотического и духовно-нравственного воспитания «Тимуровцы 21 века» - комплексная программа воспитания детей 1-8 классов. Новизна проекта заключается в его масштабе распространения – в деятельность вовлечены учащиеся целыми классами, которые по собственному желанию выбирают то или иное направление. Контроль за выполнением всех мероприятий того или иного направления осуществляет отдельный класс (в нашем образовательном учреждении – это самый активный в социальном плане 8 «В»).
Массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровское движение в гимназии — действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, духовному развитию, формированию инициативы и самодеятельности. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонде обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов. Воспитательная работа МБОУ «Гимназия №24» вобрала в себя лучшие традиции Тимуровского движения прошлого века, обогатив, на наш взгляд, новыми формами сотрудничества и взаимодействия на благо воспитания. Актуальность проекта «Тимуровцы 21 века» заключается в обеспечении воспитания молодого поколения в духе нравственности, в духе преемственности поколений, поскольку ряд направлений Тимуровского движения в гимназии подразумевает творческое взаимодействие со взрослыми с учетом отечественного опыта и традиций философии Тимуровского движения. Программа «Тимуровцы 21 века» помогает классным руководителям организовать разумный и созидательный досуг, воспитание патриотизма, милосердия, сострадания и стремления к труду с самого младшего класса. Обязательным условием прохождения дополнительной программы воспитательной работы является выполнение классом всех заявленных в плане программы мероприятий. Проходя так называемый «конструктор» воспитательный мероприятий, учащиеся добиваются результатов трех уровней (что требуют в частности Федеральные государственные образовательные стандарты).
К ожидаемому заключительному результату следует отнести то, что проект поможет ребятам утвердиться мысли: человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей и составляют основу человеческого счастья. Самые активные участники проекта в конце учебного года проходят церемонию Посвящения в Тимуровцы. Проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Деятельность тимуровцев – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых, развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Таким образом, процесс воспитания гражданина, человека культуры и нравственности должен носить, на наш взгляд, прикладной характер, ибо историю делают люди, которым небезразлична ее судьба. Создавая систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, коллектив гимназии стремиться к тому, чтобы все учащиеся погружались в атмосферу действительности и деятельности, становились очевидцами событий через призму времени; достичь этого позволяет проект «Тимуровцы 21 века», который вносит в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания и осознание того, что Отечество – это «земля отцов».
В перспективный план деятельности Тимуровского отряда включены следующие направления и мероприятия, которые реализуются в течение всего учебного года (1 мероприятие по направлению в месяц):
- «Никто не забыт! Ничто не забыто!».
- работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, пожилыми людьми города, родственниками бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе, вовлечение учащихся гимназии в литературно-музыкальные исторические композиции «Они шагнули в бессмертие…», рассказывающие о бессмертном подвиге наших выпускников.
Мероприятия данного направления:
- Изучение биографии участников Великой Отечественной войны «Моя семья в годы войны» (сочинения, презентации).
- Города - герои (заочная экскурсия в города – герои, сочинения по жизненным впечатлениям).
- Фотовыставка «Города – герои» (конкурс фото).
- «Тимуровцы 20 века» (конкурс интервью с тимуровцами 20 века, конкурс презентаций).
- «Поклонимся тем годам…» (конкурс чтецов).
- «Этих дней не смолкнет слава!» (конкурс патриотической песни).
- Литературно-музыкальная историческая композиция о выпускниках гимназии, погибших на Северном Кавказе;
- Посвящение новых тимуровцев (по итогам участия в данном направлении).
- «Россия - Родина моя».
- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, посёлка); развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России.
Мероприятия данного направления:
- Изучение биографии людей, прославивших родной край (альманахи).
- «Как живешь ты, отчий дом?» (викторина по краеведению).
- «Рождественские встречи» (концертная программа).
- «Мой папа – защитник Родины» (конкурс сочинений о службе папы в армии).
- Акция «Автограф» (создание альбомов с фото о встрече с людьми, прославившими наш край).
- «Добрый россиянин» (благотворительная акция, направленная на Дом ребенка, социальный центр «Открытый дом»).
- «Для ветеранов с любовью!» (праздничные программы, встречи с чаепитием).
- Посвящение новых тимуровцев.
- «Моя родословная».
- приобщение детей к генеалогическому поиску, посредством которого происходит осмысление судеб родственников в отечественной истории, понимание преемственности поколения своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитее логического мышления и творческих задатков детей и подростков.
Мероприятия данного направления:
- «Разрешите представиться!» (конкурс сочинений о себе и своих увлечениях).
- «Семейный летописец» (конкурс сочинений и презентаций о своей семье и генеалогическом древе).
- Конкурс семейных гербов.
- Конкурс исследовательских работ «Наша семейная династия».
- Семейный портрет «Моя семья за делом» (конкурс фото).
- Награждение самых активных семей за социально-значимую деятельность по направлению и конкурс семейной самодеятельности.
- «Дорога добра».
- активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадание и заботливости по отношению к людям.
Мероприятия данного направления:
- Конкурс фото и сочинений «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Благотворительная акция «Благодарный читатель».
- Тематическая программа «С детства дружбой дорожи».
- Конкурс писем «Акция «Письмо солдату».
- Конкурс песен для мам.
- Благотворительная акция «Поделись добротой».
- Конкурс рисунков «День Победы» и оформление информационных стендов в домах, где живут ветераны. Итоги.
- «Юнармейцы».
- организация участия учащихся проекта «Тимуровцы 21 века» в мероприятиях спортивно-патриотической направленности.
Мероприятия данного направления:
- Участие в военно-спортивной игре «Зарница».
- Участие в спортивно-патриотической игре «Кадеты России».
- Участие в спортивных мероприятиях в рамках месячника «Отчизны верные сыны».
- Участие в сдаче нормативов ГТО.
- Участие в тематических спортивных турнирах памяти Аблукова (прилегающая улица к гимназии, тимуровцы участвуют в облагораживании мемориальной доски и памятника), памяти бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе (Черненко В.В. и Лазарева О.Л.).
- Встречи с интересными людьми, мастерами своего дела.
- Итоги.
Повторяя сроки реализации проекта (1 год – 6 класс «Погружение в тему проекта», 2 год – 7 класс «Апробация проекта «Тимуровцы 21 века» в своем классе, 8 класс «Реализация проекта в других классах»; 8 класс – организатор проекта, а классный руководитель – наставник проекта), следует рассказать о ходе проекта и промежуточных результатах каждого года (Приложение 5).
Таким образом, цель «Развитие социальной активности и компетентности школьников, стремящихся вносить свой вклад в улучшение социума (гимназии, внешкольной социальной среды), через реализацию проекта «Тимуровцы 21 века», считаю достигнутой. Учащиеся 8 - В прошли реализацию проекта в 3 этапа (1 – знакомство и погружение в тему, 2 – участие в проекте «Тимуровцы 21 века», 3 – учащиеся стали самостоятельными организаторами проекта в других классах); все учащиеся и родители прошли ряд диагностик, на основе которых была построена вся последующая работа; учащиеся утвердились в мысли о том, что человеческая доброта, милосердие, забота, умение радоваться и переживать за других людей составляет основу человеческого счастья (Приложение 6).
Следовательно, можно констатировать увеличение качественного показателя в приобретении ценностей таких, как милосердие, чувства товарищества, чувства Родины, сопричастности к Отечественной истории (Приложение 7), а также количественный показатель, который определился числом новых тимуровцев в гимназии – ими стали 70 учащихся 4-5 классов. Работа будет продолжена в 9 классе по итогам диагностики (Приложение 7).
Литература:
- Антонова, А.Ю. Программа – проект духовно-нравственного и патриотического воспитания гимназистов «Тимуровцы 21 века». // Патриотическое воспитание учащейся молодежи [Текст]: сборник материалов областной межведомственной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск : УлГПУ, 2014. – 300с. ISBN 978-5-9795-1231-0.
- Кудрякова, С.А. О системе работы по патриотическому воспитанию учащихся. // Патриотическое воспитание учащейся молодежи [Текст]: сборник материалов областной межведомственной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск : УлГПУ, 2014. – 300с. ISBN 978-5-9795-1231-0.
- Поляков, С.Д. Проблемы патриотического воспитания. // Патриотическое воспитание учащейся молодежи [Текст]: сборник материалов областной межведомственной научно-практической конференции /под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск : УлГПУ, 2014. – 300с. ISBN 978-5-9795-1231-0.