2. Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта
Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы изучения, обобщения педагогического опыта. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы:
Организационные единицы | Формы | Методы |
Методическая секция Методическое объединение | Открытое занятиеНаучно-практическая конференция и др. | НаблюдениеБеседа и др. |
Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы изучения и обобщения опыта: в каждой форме работы возможно разнообразие методов изучения этого опыта. Рассмотрим отдельно каждую графу схемы.
Методическая секция или объединение - в них состоят преподаватели одного учебного предмета и одного профиля (одной или нескольких соседних школ).
Цикловая комиссия объединяет преподавателей-предметников одного цикла.
Научная группа по изучению актуальных проблем педагогики занимается, например такими проблемами, как сравнительная эффективность методов обучения; проблемное обучение; воспитание у учащихся активной жизненной позиции; формирование мировоззрения и т.п.
Научно-педагогический семинар действует систематически, на нем обсуждаются вопросы передового педагогического опыта, его изучения, обобщения и внедрения.
Проблемная лаборатория включает педагогов разного профиля, увлеченных изучением общей проблемы, например, воспитанием у учащихся познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентации и т.п.
Школа передового опыта предполагает участие в ней разных преподавателей, занятых изучением, обобщением и внедрением этого опыта.
Школа (университет) педагогического мастерства имеет целью пропаганду передового опыта главным образом в группе начинающих работать учителей.
Спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического исследования имеет целью систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, он рассчитан как на опытных, так и на малоопытных преподавателей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт.
Научная экспедиция - этот способ организации изучения и обобщения опыта используется нечасто и для сравнительно небольшого числа педагогов; руководители же органов народного образования и методических центров (институтов усовершенствования учителей) часто организуют научные экспедиции с целью монографического изучения и обобщения передового опыта всего педагогического коллектива школы или отдельных учителей.
Названные организационные единицы не исключают и другие способы организации изучения и обобщения опыта. В каждой школе исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива избирают тот способ, который наиболее подходит на определенный учебный год.
Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.
Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-поспитательной работы.Эта распространенная форма изучения и обобщения опыта широко используется во всех школах. Посещая открытые снятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллек-швно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.
Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.
Научно-методическая и научно-практическая конференции -удачная форма изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Воспитание у учащихся любви к труду» отдельные докладчики могутрассказать о своем опыте на занятиях по разным учебным предметам или в различных видах внеучебной деятельности учащихся.
Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется та,к же как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.).
Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.
Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными.
Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.
Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.
Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на год или на несколько лет. При изучении общей темы, например, «Активизация учебного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие, как компоненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активизациишкольников на уроке. Изучается теоретический и методический литературный материал, анализируется личный опыт педагогов - участников семинара, делаются обобщения.
Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта.Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправданно проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения ификсация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.
Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.
Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
3. Этапы изучения и обобщения педагогического опыта
Повседневная учебно-воспитательная работа большей частью проводится многократно проверенными методами и потому традиционна. Но вот то один, то другой педагог начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приемах организации этой работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют их, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий поиск педагога-новатора.
Следовательно, первый этап изучения и обобщения педагогического опыта -обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) пе-дагогической науки.
В соответствии с проблемой начинается поисковая работа (второй этап) - выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-иоспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта. Затем составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта (третий этап): окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок,группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения. Здесь возможны два пути. Бывая на учебных и воспитательных занятиях, руководители школ, методических секций отмечают то положительное, что присуще данному педагогу, замечают и выделяют его особый стиль в работе, который обеспечивает успех. Вот это и становится предметом изучения и обобщения опыта.
В другом случае тема, которая будет изучаться, может заранее зада-ваться педагогам. К примеру, органы народного образования, руководители школы, заинтересованные в решении ряда вопросов подготовки учащихся к труду, могут рекомендовать преподавателям накапливать опыт в этом направлении, который потом будет изучаться и обобщаться. По своему уровню такая работа приближается к естественному эксперименту:
- определяется последовательность изучения опыта;
- намечаются и конкретизируются методы исследования, вопросы, которые будут изучаться тем или иным методом;
- устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов;
- назначаются персональные исполнители (по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель).
На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала (четвертый этап). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы,относящиеся к описываемому опыту).
Описанный опыт затем осмысливается (пятый этап): сопос-тавляются,сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. (шестой этап).
Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь через педагогический эксперимент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.
В результате такой пропаганды педагоги включают передовой опыт в свою практику учебно-воспитательной работы, с новых позиций переосмысливают свой новый опыт, стремясь сохранить творческую индивидуальность, свой стиль и почерк работы: в педагогическую практику вносятся отдельные поправки.
Критерии передового опыта
1. Высокие результаты обучения и воспитания.
2. Высокие показатели успеваемости. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников.
3. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).
4. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
5. Передовой педагогический опыт - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.
В современном обществе произошла заметная утрата традиционных связей и общих ценностей. В массовом обществе, которое является в значительной степени отражением эпохи постмодерна, человек чувствует себя изолированным и одиноким; у него нет убеждений, их заменяют лозунги и идеологические штампы, которые он черпает из средств массовой информации.
Современная российская ситуация обостряет деформацию национальных отношений, что чрезвычайно актуализирует проблему формирования этнической идентичности личности. Соединяя в себе интересы, чувства и ценности народа, этническая идентичность определяет
систему этносоциальных отношений, выбор и регуляцию того или иного типа поведения в поликультурной среде.
По мнению многих философов, психологов, социологов национальное самосознание включает в себя принадлежность к данной общности, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и осознание общности интересов. И разве современной школе, в частности предметам художественно-эстетического цикла, не под силу развивать эти качества в своих «питомцах»?
Национальное своеобразие, национальный характер, национальные особенности восприятия мира находят свое отражение в культуре, искусстве этносов. И как справедливо полагает А.Г. Агаев, «...культура представляет из себя не только ценности, созданные народом, но и его творческую деятельность по их производству, распределению и освоению. Бытие культуры поэтому находится в разнообразии форм, темпов, масштабов, состояний и результатов этой деятельности...
Национальная культура охватывает все предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании». Эти два момента, образующие совокупности национальное своеобразие культуры, выступают специфически в каждом жанре искусства. Национальная культура в силу своей сути и целостной природы обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное – национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Сказанное означает, что изучение национальной культуры, а вернее этнокультуры способствует усвоению специфических особенностей народа, создателя той или иной культуры. Ведь каждый индивид через национальное самосознание воспринимает бытие, историю, интересы своей национальной общности, свое будущее