Обобщенный опыт.
Автор опыта Краева Елена Анатольевна
Тема педагогического опыта «Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения»
(Слайд № 2)
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это веяние времени.
С 1 сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество. Одним из новых качеств являются планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные).
Противоречия:
Между требованиями ФГОС (формирование УУД) и низким уровнем сформированности УУД младших школьников;
Между необходимостью формирования УУД обучающихся и недостаточной систематизированностью учебно – методического материала, направленного на формирование УУД.
Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности УУД младших школьников.
Поэтому я и выбрала тему: «Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения».
Причины, побудившие к изменению педагогической практики:
Недостаточная эффективность традиционных форм и методов для формирования УУД
Недостаточная систематизированность учебно-методического материала развивающего характера, способствующего формирования универсальных учебных действий
(Слайд № 3)
Цель: формирование УУД младших школьников.
Задачи:
- разработать систему уроков с использованием приемов развивающего обучения, способствующих формированию УУД;
- сформировать банк заданий развивающего характера, направленных на формирование УУД;
- разработать и внедрить программы внеурочной деятельности, основанные на принципах развивающего обучения и способствующие формированию УУД обучающихся;
- подобрать инструментарий для диагностики уровня сформированности УУД.
(Слайд № 4) УУД включают в себя 4 вида. Я буду говорить о формировании метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД младших школьников.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные учебные действия: сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
(Слайд № 5) Теоретико-методологическую основу концепции моей методической системы составляет ряд концепций развивающего обучения, так как я работаю по системе Леонида Владимировича Занкова:
Л.В. Занков : общее психологическое развитие личности;
В..В. Давыдов – Д.Б. Эльконин: развитие теоретического сознания и мышления;
Г. К. Селевко: доминанта самосовершенствования личности;
И. С. Якиманская: развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребёнка.
И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов: развитие творческих качеств личности.
(Слайд № 6)
Основные принципы развивающего обучения:
Учёт психологических закономерностей и особенностей учащихся.
Активное участие ученика в процессе учебной деятельности.
Формирование у ребёнка желания учиться.
Проблемность обучения.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Формирование теоретического мышления.
Быстрый темп обучения.
Обучение на высоком уровне трудности.
(Слайд № 7)
Свою методическую систему я представила в виде схемы. УУД я формирую как на уроке, так и во внеурочное время, используя при этом все средства и ресурсы.
Описание педагогического опыта
(Слайд № 8)
Но урок остаётся главным звеном развития личности. «Современный урок – это урок без стрессов». Он должен быть приближен к реальной жизни. Ученики начальных классов должны ориентироваться в потоке информаций.
Я разработала систему таких уроков по литературному чтению во 2 классе. Эти уроки я провожу в библиотеке. Разделяю учебное пространство на зоны: зона технической поддержки, литературная зона и творческая. Ребята разделены на 3 группы и каждый урок они меняются. Эти уроки построены на принципах развивающего обучения.
Также я разработала систему интерактивных уроков по математике, один из которых я представлю во время проведения конкурсного задания «Открытый урок».
Мною был сформирован банк заданий развивающего характера, направленных на формирование УУД с помощью приёмов развивающего обучения. Некоторые из них я покажу.
(Слайд № 9) Метод моделирования в начальной школе – это построение схем, таблиц, графический диктантов.
Чтобы сформировать в 1 классе понятия об арифметическом действии и умении «переводить» реальные ситуации и наоборот, использую такие задания:
Задание. У Саши три тетради в клетку и две тетради в линейку. Обозначь все тетради треугольниками разного цвета и покажи, сколько всего тетрадей у Саши.
- Заменим количество треугольников числами «3» и «2».
-Что значит сложить? (объединить).
- Какой знак поставим между числами? Получим запись: 3 + 2.
Цель: формирование познавательных УУД: развитие логических действий, включая знаково – символические действия, перевод с одного языка на другой, воспроизведение информации по памяти; регулятивных УУД: выбор способа путей решения.
Окружающий мир. (Нужны знания русского языка: алфавита)
Задание. Расшифруй название полезного ископаемого, добываемого в шахтах, используя код.
Для выполнения этого задания нужно знать алфавит. Код – 1 – а, 2 - б и т. д.
(Слайд № 10)
Младшие школьники испытывают затруднение в характеристики образа героя, связанные с недостатком в их словаре соответствующей лексики. И здесь я использую прием синквейна.
Для составления синквейна на любых уроках учащимся необходимы знания, полученные на уроках русского языка. Модели в виде синквейна я применяю на уроках литературного чтения и окружающего мира с целью формирования коммуникативных и познавательных УУД.
Литературное чтение, тема «В.А. Осеева «Плохо».
Задание. Дать характеристику мальчикам в виде синквейна.
Мальчики.
Спокойные равнодушные.
Ждали, не вмешивались, удивились.
Им даже не было стыдно.
Плохо.
Литературное чтение, тема «Л.Н. Толстой «Косточка».
Задание. Дать характеристику Ване в виде синквейна.
Ваня.
Маленький, глупый.
Не удержался, съел, признался.
Автор сочувствует своему герою.
Стыд.
(Слайд № 11) Приведу пример следующих заданий, где я использую приём модель «ПОПС – формула».
П – ПОЗИЦИЯ. (Я считаю..)
О – ОБОСНОВАНИЕ. (..потому что…).
П – ПРИМЕР. (Например..)
С – СЛЕДСТВИЕ. (Поэтому …).
Данный вид моделирования особенно актуален при формировании коммуникативных действий, таких, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Цель: формирование УУД (регулятивные, направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий), регулятивные, направленные на формирование оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности (своей, чужой); познавательные, отражающие методы познания окружающего мира: воспроизводить по памяти информацию, проверять информацию, находить дополнительную.
Литературное чтение, тема: «Русская народная сказка «Мороз Иванович».
Задание. Описать Рукодельницу, используя модель «Попс – формулу».
«Я считаю, что рукодельница – это положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи (ни печке, ни яблоне, ни Морозу Ивановичу), трудится не покладая рук, и скучать ей некогда. Поэтому она и нравится нам и автору».
Окружающий мир, тема: «Животные и растения».
Задание. Дать характеристику пчёлам, используя модель «Попс – формулу».
«Я считаю, что пчёлы – это очень полезные насекомые, потому что они опыляют цветки культурных растений, собирают мёд и воск. Например, при хорошем питании одна пчелиная семья за лето даёт 25 – 30 кг мёда. Поэтому человек приручает пчёл и занимается их разведением».
(Слайд № 12) Мне очень нравятся задания с использованием приема конструирования.
Цель: формирование УУД: регулятивные, направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий, конструирование); познавательные, формирующие умственные операции: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие, классифицировать объекты (объединять в группы); коммуникативные, отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество в парах, группах).
Русский язык, 1 кл., тема «Звуко – буквенный анализ слов».
Задание: составить схему слова или слово по схеме.



чаша
Русский язык, 2 к., тема «Состав слова».
Задание: составить слова из частей слов или из морфем
Приставка на, за, вы
Корень печ, вар Суффикс ист, н, к
Окончание ый, ой, а
(выпечка, печка, заварка, наваристый) (питание, правильное)
Русский язык, 3 и 4 кл., тема: «Части речи».
Задание: составить предложение из слов.
(Римских, ежедневных, гладиаторов, ячменя, каша, входила, рацион, в, из).
Несколько ребят собирают предложение у доски («Мозговой штурм» в круге), остальные работают в парах, записывают предложение в тетради: Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов.
После чего происходит последующая работа.
- Что такое ежедневный рацион?
- Кто такие римские гладиаторы?
- Что такое ячмень?
- Какая самая распространённая крупа из ячменя?
- Так зачем же римские гладиаторы каждый день ели перловую кашу?
- Почему блоки в конструкторе разного цвета? Есть ли в этом закономерность?
- Что ещё можно собрать из этого конструктора?
- Как вы думаете, полезен ли такой конструктор людям?
- Как в домашних условиях можно сделать такой конструктор и играть с друзьями?
(Слайд № 13) Я очень люблю применять комплекс заданий с несформулированным вопросом.
Итак, два приёма: задание с несформулированным вопросом и приём: «Выбора».
Цель: регулятивные УУД: выбор способа путей решения;
познавательные УУД: формирование элементов системного мышления и информационной грамотности; коммуникативные УУД, отражающие умение работать с текстом: воспринимать текст с учётом поставленной задачи.
Математика, 2 кл., тема « Решение задач».
Задание: решить задачу по выбранному способу путей решения.
На автостоянке стояло 56 машин. Утром выехали 32 легковые машины и 14 грузовых машин.
1 сп. – по действиям;
2 сп. – по выражению.
Приём: задание учащимся «на соображение» и приём: «Выбора».
Математика, 2 кл., тема «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Задание: замени словесную запись числовой по выбранному способу путей решения.
Цель: регулятивные УУД: выбор способа путей решения;
познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира: проверять информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные УУД, отражающие умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Число разбойников, Число богатырей, Число богатырей
врагов + братьев = в «Сказке о мёртвой
Али – Бабы царевны – Лебедь царевны»
1 сп. – от содержания сказок (отрывки из сказок даны)
2 сп. – по схеме …
Ответ: 40 - 33 = 7
Математика, 2 кл., тема «Равенства и неравенства».
Цель: регулятивные УУД – выбор способа путей решения;
познавательные УУД – формирование логических действий; коммуникативные УУД, отражающие умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания – составлять небольшие устные монологические высказывания.
Задание: в следующее равенство вставь забытые математические знаки по выбранному способу путей решения.
123 = 45
1 сп. – метод подбора
2 сп.- по схеме ….
Ответ: 12 – 3 =4 + 5
(Слайд № 14) Мною были разработаны два проекта программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию и спортивно – оздоровительному направлению: кружок «Белое и чёрное» - 1место на Всероссийском конкурсе, я его уже провожу в параллели 2-х классов. Программа была написана на основе принципов развивающего обучения, способствующих формированию УУД. В помощь учителю даны 5 презентаций. Одна из которых для родителей. Это «скелеты» занятий. Они яркие, красочные, доступные. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Программа включает 4 раздела:
«Душа и музыка»;
«Добро и зло»;
«Игры и игрушки»;
«Война и мир»
Эта программа была представлена на районном МО. Я хочу показать вам продукт, который получился после изучения темы «Родина». Это номер – поздравления ко Дню учителя. Коллективное творчество учеников и родителей.
(Слайды № 15-16)
В основу проекта программы внеурочной деятельности (кружка) «Чувствуй, слушай и смотри» положена идея группового обучения, её прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот проект программы рассчитан на 4 года. На данном этапе я провожу некоторые КТД из данного проекта программы. Вместе с учениками и родителями, используя приём «Мозгового штурма», мы работали над содержанием КТД, которые были проведены во внеурочное время:
«Новогодняя ёлочка в зимнем саду», «Русские зимние игры».
(Слайд № 17) «Подарок к 8 Марта», дети с родителями выступают на школьном концерте и «День матери».
(Слайд № 18 и 19) Результативность деятельности подтверждается итогами диагностики уровня сформированности УУД, проводимой совместно с педагогом-психологом школы.
|
| 1 класс, сентябрь 2015-2016 уч. г. % | 1 класс, март 2015-2016 уч. г. % | 2 класс февраль, 2016-2017 уч. г. % |
| В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. |
Регулятивные (методика А.З.Зак «Анаграммы») | 12 | 60 | 28 | 19 | 67 | 14 | 21 | 70 | 9 |
Коммуникативные (методика Г. А. Цукерман «Кто прав?») | 12 | 63 | 25 | 20 | 67 | 13 | 22 | 70 | 8 |
Познавательные (методика «Исключение понятий») | 9 | 59 | 32 | 17 | 62 | 21 | 18 | 68 | 14 |
Результаты диагностики уровня сформированности УУД представлены в таблице: Данные таблицы демонстрируют положительную динамику формирования метапредметных результатов.
(Слайд № 20) Мои ребята участвуют в конкурсах разного уровня, занимая призовые места. Одно из последних достижений: исследовательский проект на Дне науки «Шаг в науку» на муниципальном уровне – 2 место. Всё это способствует формированию УУД.
Закончу своё выступление словами А. Дистервега «Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании».