СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
Обработка информации
Разнообразие задач обработки информации
Преобразование информации по заданным правилам
Преобразование информации путём рассуждений
Разработка плана действий и его запись
Создание движущихся изображений
Это интересно
Ключевые слова
Разнообразие задач обработки информации
Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи.
!
В результате обработки имеющейся входной информации мы получаем новую выходную информацию .
Разнообразие задач обработки информации
Систематизация информации
Систематизировать информацию – это значит расположить её по определённым правилам.
!
При систематизации информации используется способ сортировки , то есть размещения её в определённом порядке ( упорядочивание ).
Виды сортировки:
Давайте подумаем
Задача: Систематизируйте г рафическую информацию , произведя сортировку по основному признаку предмета .
Спортивный
инвентарь
Музыкальные инструменты
Цветы
Проверка
Поиск информации
Поиск – важнейший вид обработки информации.
Если информация систематизирована, то поиск осуществляется быстро.
Поиск необходимой информации производится в некотором хранилище информации.
Методы поиска информации
i
Изменение формы представления информации
Изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения или передачи.
!
Мы изменяем форму представления информации, когда занимаемся её кодированием.
Преобразование информации по заданным правилам
Правило преобразования входной информации в выходную может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.
Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС?
С
А
В
18 см
Решение
Р=?
Давайте подумаем
С
Задача: В треугольнике АВС АВ=18 см, ВС на 3 см меньше АВ, АС в 3 раза меньше АВ. Чему равен периметр треугольника АВС?
?
?
А
В
18 см
Решение задачи:
Вывод: в результате преобразования исходных данных по известным нам правилам мы получили новую информацию о том, чему равен периметр треугольника.
Р = АВ + ВС + АС
1) ВС = АВ – 3 = 18 – 3 = 15 (см)
2) АС = АВ : 3 = 18 : 3 = 6 (см)
3) Р = 18 + 15 + 6 = 39 (см)
Ответ: периметр равен 39 см.
Преобразование информации путём рассуждений
Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений. Для этого:
1
3
Анализируем исходную информацию
Рассматриваем различные варианты решения
Выделяем значимые объекты, устанавливаем связи
Производим выбор
2
4
При таком подходе к решению задачи используются знания человека и его жизненный опыт.
Преобразование информации путем рассуждений
Преобразование информации путём рассуждений – это способ обработки информации, ведущий к получению нового содержания, новой информации.
!
Схема преобразования информации
Логические
рассуждения
Выходная информация
Входная информация
Давайте подумаем
Задача: Возле школы растут шесть деревьев: СОСНА, БЕРЁЗА, ЛИПА, ТОПОЛЬ, ЕЛЬ и КЛЁН. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно
БЕРЁЗА НИЖЕ ТОПОЛЯ,
Б Т
ЛИПА ВЫШЕ КЛЁНА,
Л К
K Л
СОСНА НИЖЕ ЕЛИ,
С Е
K Л Б Т С Е
Л Б
ЛИПА НИЖЕ БЕРЁЗЫ,
Т С
С Т
СОСНА ВЫШЕ ТОПОЛЯ ?
Решение
Задачи на рассуждение
Пример: На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито.
МОЛОКО
ЧАЙ
КОФЕ
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА
КВАС
Презентация «Задача о напитках» из электронного приложения к учебнику даёт наглядную информацию о решении данной задачи.
Проверка
Разработка плана действий и его запись
Во многих информационных задачах требуется разработать план действий, обеспечивающих нужный результат.
Задача: Как набрать ровно 7 литров воды имея в наличии два ведра: одно – трёхлитровое, второе – пятилитровое?
3 л
5 л
Запись решения задачи словесным способом
+
=
7 л
2 л
5 л
Запись решения задачи табличным способом
№ п/п
Вёдра
М (3л)
1
Б (5л)
2
3
4
5
2
0 + 5 = 5
0
0 + 3 = 3
5 – 3 = 2
2
3 – 3 = 0
2 – 2 = 0
0 + 2 = 2
0 + 5 = 5
Создание движущихся изображений
В наше время для создания мультфильмов существуют специальные программы, которые существенно облегчают работу художникам -мультипликаторам.
Создание движущихся изображений
Раньше
Для создания 10-минутного мультфильма художнику требовалось около года работы.
В наше время
Художник способен закончить 10-минутный фильм за 1-2 недели.
!
Для создания мультфильма продолжительностью 1 минута необходимо создать около 1500 изображений.
Самое главное
1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.
Это интересно
Найдите в электронном приложении к учебнику эти ресурсы и познакомьтесь с ними:
2. Логическая игра «Переливашки»
Вопросы и задания
?
1. В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций:
Объект
Объект
Основание классификации
Волк, медведь, лиса, заяц
Основание классификации
Волк, медведь, лиса, заяц
Животные
Платье, пиджак, рубашка, брюки
Платье, пиджак, рубашка, брюки
Кино, пальто, радио, шоссе
Одежда
Кино, пальто, радио, шоссе
Существительные среднего рода
Берёза, тополь, рябина, липа
Берёза, тополь, рябина, липа
Лиственница, кедр, ель, сосна
Лиственные деревья
Лиственница, кедр, ель, сосна
Хвойные деревья
Проверка
Вопросы и задания
?
2. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число - номер столбца, второе - номер строки следующей кодовой таблицы:
1
1
к
2
2
3
п
3
л
а
4
м
р
5
с
б
н
в
6
т
о
7
у
ь
г
ф
8
д
ъ
9
х
ы
е
э
ц
ё
10
ч
11
ю
ж
ш
12
я
з
щ
и
пробел
,
й
.
Зашифруйте с помощью таблицы слово КОМАНДА.
Проверка
КОМАНДА (1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3)
?
Вопросы и задания
3. Для школьников важен пятиразовый режим питания: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 15%; обед - 40%; полдник - 10%; ужин - 15% дневного рациона. При этом приёмы пищи по времени должны быть организованы ориентировочно в 7.00, 10.00, 13.00, 16.00 и 19.30. Представьте эту информацию в табличной форме:
Режим питания школьника
Приём пищи
Приём пищи
первый завтрак
Время
Время
второй завтрак
Часть дневного рациона
Часть дневного рациона
7.00
обед
20%
10.00
полдник
15%
13.00
ужин
40%
16.00
10%
19.30
15%
Проверка
© 2019, Садыков Магомедгусейн Ахмедович 3874 1