1 этап: Организационный. Самоопределение к деятельности | Приветствует обучающихся. Приглашает в кабинет. -Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались что нам предстоит работа в группах? Разделиться на группы нам поможет «волшебный мешочек». Достаньте жетон и определитесь по цвету с группой. | Приветствуют учителя. Достают жетоны и рассаживаются на три группы. | Расстановка трех парт полукругом. Возле каждой парты места для четырех обучающихся. В центре полукруга демонстрационный столик, на котором приготовлены емкости с разным наполнением (камушки, шарики пинпонга, бисер, декоративные камушки, манная крупа, песок) |
2 этап: Актуализация знаний и мотивация. | -Чтобы определить тему нашего урока, попрошу вас внимательно посмотреть на экран (слайд) на экране демонстрируется первое фото «Церковно-приходской школы»). (Через некоторое время включаю второе фото – «Компьютерный класс») - Что вы можете сказать об этих фотографиях? Ваши предположения? -Чем они отличаются и Что в них общего? 1) Можно ли сказать, а зачем они учатся? 2) Зачем раньше учились, сейчас? Зачем учитесь Вы? -Вы все верно сказали. Я предлагаю считать нашим ключевым словом – слово «Знания» (на доске формируется схема, переворачивается «голова» рыбы – «ЗНАНИЯ») | Дети внимательно смотрят на слайд (фото 1, фото 2) Предполагают, что на снимках изображена «школа». На первом – старая школа, на втором – современная. - Учатся, читают, отвечают на вопросы, учатся. -Узнать новое, получить знания, образование…. | слайд |
| Подхожу к столику, на котором стоит сосуд, говорю: - Человек при рождении это пустой сосуд. Он не умеет, не знает, не владеет тем, чем владеем мы с вами в настоящее время. Он не умеет говорить, мыслить, делать выводы. Но со временем, начиная с самого момента своего рождения, человек приобретает новые знания. ( и вкладываете в сосуд «знания») -Где же и как человек получает знания, получает образование? Вы правы. (на слайде «выходят» уровни образования) -Действительно первый уровень образования – дошкольные группы, далее школьное образование – это начальная школа 1-4 классы, основная школа – 5-9 классы и завершает школьное образование среднее общее образование 10-11 классы. Далее каждый человек определяется с выбором профессии и в зависимости от выбора продолжает обучение в колледже или институте (университете) Я предлагаю каждой группеопределить какие знания человек может получить на каждом уровне образования? (детский сад, школа, вуз). Вам необходимо прочитать задание, ответить на предложенные вопросы и представить свой вариант ответа. Когда Вы будет озвучивать ответ, не забывайте наполнять сосуд знаний!!! (Когда заполнили) Подведем мини-итог: - Что такое образование? - Кто и где передает знания человеку? А основной источник знаний – это….? Наш разговор о самообразовании я хочу начать с притчи: (Открываете створку с кругами) «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют какие-то неясные вопросы?» В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов». - Как вы поняли смысл притчи? Может, сможете привести примеры? Привожу пример из истории: - Позволю себе привести такой пример: на уроках истории вы узнали о том, что ранее на земле жили «древние люди». У любого человека возникает сразу масса вопросов (делаете небольшую паузу….): как они выглядели, чем питались, как одевались, где жили… -А в учебнике ответов на Ваши вопросы нет или недостаточно!!! Что делать в этом случае? - правильно. - Вы сами ищите ответы на свои вопросы. Т.е. чем занимаетесь? (показываете на слово самообразование) Откроем учебник на странице 58 и прочитаем определение понятия «самообразования» (просите кого-нибудь прочитать) Итак, самообразование – это…. (прикрепляю ребро рыбы «самообучение») | Это сад, школа, колледж, университет, … -Обсудили в группе, и по одномуназывают те знания, которые человек может получить на определенном уровне образования (например: научится общаться, научится рисовать, освоит новые предметы, получит специальность и т.д.) - Берут предметы и наполняют ими емкость _ Это процесс получения знаний. - Знания передают воспитатели , учителя, преподаватели. В детских садах, школах, колледжах, институтах, университетах…) - учебники, учебные пособия. Приводят примеры Участвуют в беседе - Предполагают, что будут искать ответы в книгах, энциклопедиях, спросят у друзей, в интернете…. Это самостоятельное обучение или самообучение. | Задача: наполнить сосуд крупными камушками (особо значимыми для человека знаниями) Сделать заготовки кругов в виде коллажа: один диаметром 3 см, другой см15-20 Закрепляю круги, на расстоянии друг от друга |
5 этап Самостоятельная работа на закрепление | - Каждой группе предлагаю выполнить следующее задание: Каждой группе дана конкретная тема для самообразования. Вам нужно подобрать к ней наиболее оптимальные формы самообразования, добавив небольшой поясняющий комментарий к каждой их них. 1 группа - тема самообразования – «Рыбная ловля». 2 группа - тема самообразования – «Египетские пирамиды». 3 группа - тема самообразования – «Оригами». - Молодцы, ребята! Повторим еще раз через какие формы можно самообразовываться (на доске слайд с формами самообразования) Прошу внимание! Прослушайте слова русского писателя Дмитрия Ивановича Писарева (слайд) Ну, что, ребята, мы готовы ответить на проблемный вопрос нашего урока? Что важнее: Образование или самообразование? А может это равнозначные понятия? После обсуждения, учитель меняет центральную часть вопроса на союз «И». Итак: Образование и самообразования должны проходить вместе. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и ведут человека к успеху! (переворачивает хвост) | - обучающиеся рассуждают. | |