
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 55»
603070, г. Нижний Новгород, ул. Есенина, 37
тел. (831)247-55-20, 247-55-00
e-mail [email protected]
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО
Директор МАОУ «Школа № 55» Решением педсовета
И.И. Водопьянова ___________ протокол №5
Приказ № 148 от «29» августа 2018 г.
От «29» августа 2018 г.
Образовательная программа
«Фитнес-технологии на уроке физической культуры»
Г. Нижний Новгород
2018г
Оглавление
Оглавление 2
Пояснительная записка. 3
Структура урока (занятия) оздоровительной аэробики 4
Структура урока оздоровительной аэробики силовой направленности. 8
Учебно-тематический план на I год обучения (2 часа в неделю) 9
План-график распределения учебного материала по оздоровительной аэробике (72 часа) 9
Учебно-тематический план на I год обучения (1 час в неделю) 10
План-график распределения учебного материала по оздоровительной аэробике (36 часов) 10
Содержание занятий. 11
Поурочное планирование группы фитнес-аэробики. 12
Организационно-методические рекомендации по реализации курса. 16
Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнес-аэробики. 16
Планируемые результаты и способы их проверки 17
Список использованной литературы. 18
Пояснительная записка
В настоящее время занятия с использованием фитнес-технологий популярны в молодежной и детской среде. Они привлекают эмоциональностью, доступностью и эффективностью, а также созвучием современным танцам, единоборствам и др. Фитнес позволяет исключить монотонности исполнения движений, способствует развитию физических, эстетических качеств, укреплению здоровья.
Направления фитнеса охватывают различные формы двигательной активности. Занятия фитнесом детей призваны удовлетворить потребность детей в движении, способствовать их оздоровлению, повышению интереса к занятиям физической культурой. Увеличение интереса и мотивации к занятиям достигается за счет различных фитнес-технологий, использования разнообразного оборудования для занятий, музыкального сопровождения и др.
Цель программы: развитие и коррекция физических качеств у учащихся с помощью фитнес-технологий, внедряемых в образовательный процесс по физической культуре
Задачи программы
развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
повышение работоспособности и двигательной активности;
развитие музыкальности, чувства ритма;
нормализации массы тела и изучение основ питания и питьевого режима;
улучшение психического состояния, снятие стрессов;
повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.
Программа рассчитана на 1 год на учащихся 8 классов (14-15 лет) на 1 час в неделю.
Структура урока (занятия) оздоровительной аэробики
Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что учебный процесс возглавляет инструктор-преподаватель, решающий поставленные задачи, в ходе урока, и обеспечивающий его максимальную продуктивность.
Общая структура урока с использованием фитнес-технологий состоит из различных частей урока, в которых решаются частные задачи — подготовительная, основная и заключительная части.
В подготовительной части урока используются упражнения, которые направлены на:
постепенное повышение частоты сердечных сокращений;
увеличение температуры тела;
подготовка опорно-двигательного аппарата к последующим нагрузкам, усиление притока крови к мышцам, образование синовиальной жидкости и увеличение подвижности в суставах.
В основной части урока задачей преподавателя является достижение:
увеличения частоты сердечных сокращений до уровня «целевой зоны»;
повышения функциональных возможностей разных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной);
увеличения расхода калорий при выполнении специальных упражнений (аэробных).
В заключительной части урока необходимо:
постепенно снизить обменные процессы в организме;
понизить частоту сердечных сокращений до близкой к норме;
посредством стрейчинга увеличить амплитуду движений в суставах и эластичность мышц.
Далее представлена общепринятая схема урока оздоровительной аэробики.
На основе работ К.Б. Андреасяна для работы в школе в программе предложены несколько вариантов построения занятий оздоровительной аэробикой разной целевой направленности.
Классификация уроков (занятий)
Тип урока | Части урока | Длительность, мин | Планируемая ЧСС, уд/мин |
Обучающий | Урок: | 30-40 | 110-150 |
Разминка | 2-5 | 90-120 |
Стретчинг | 3-4 | 110-90 |
Аэробная | 12-25 | 130-150 |
Заминка | 2-5 | 90-100 |
Силовой | Урок: | 35-40 | 110-150 |
Разминка | 2-5 | 90-120 |
Стретчинг | 3-5 | 100-150 |
Фитнесс | 15-25 | 90-130 |
Заминка | 2-5 | 80-90 |
Ударный | Урок: | 30-40 | 150-190 |
Разминка | 2-5 | 90-120 |
Стретчинг | 3-4 | 90-110 |
Аэробная | 10-15 | 130-150 |
«Пиковая» аэробная | 10-15 | 160-180 |
Заминка | 2-5 | до 110 |
Танцевально-разогревающий | Урок: | 15-20 | до 110 |
Разминка | 2-5 | 90-120 |
Танцевальная | 7-12 | 140-180 |
Заминка | 2-5 | до 110 |
На уроке оздоровительной аэробики в аэробной части используются упражнения - основные «базовые» шаги и прыжки. Упражнения аэробного воздействия несут основную функциональную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Базовые шаги имеют различную степень интенсивности. Добавление работы рук повышает степень физической нагрузки на организм. Таким образом, сочетая базовые движения друг с другом и с движениями рук составляют комплексы — композиции для аэробной части занятия.
При составлении комплекса — композиции (комбинации) учитывают его направленность (танцевальный, силовой и т.д.). С учетом творческого подхода и методики создания соединений в комбинации выстраивают последовательность упражнений, которые имеют логический переход от одного к другому, объединяются в единое целое и накладываются на музыкальное сопровождение.
Используя стандартный набор базовых элементов и сочетая их в различной последовательности можно повысить интенсивность занятия. Кроме этого, при составлении комбинации необходимо учитывать размеры спортивной площадки, зала, возможность перемещения при выполнении упражнений с правой и левой ноги.
На занятиях силовой направленности большое внимание уделяется проработке основных групп мышц. Упражнения выполняются сериями по необходимому количеству повторений. Дополнительное применение инвентаря, а также различных положений туловища в пространстве при выполнении упражнений ведет к увеличению нагрузки. Для скорейшего восстановления после занятия используются элементы стретчинга, упражнения на релаксацию и дыхание.
Структура урока оздоровительной аэробики силовой направленности.
1. Разминка. Состоит из выполнения связки (на 32 счета) — базовых шагов с постепенным добавлением и усложнением работы рук. Продолжительность части — 5 мин. Комбинация шагов для разминки:
4 Step touch = 8 счетов
2 V-step = 8 счетов
2 Step line = 8 счетов
4 Jumping Jacks = 8 счетов
Комбинация = 32 счета
2. Стретчинг. В этой части занятия выполняются упражнения на растяжение основных групп мышц, необходимых для дальнейшей работы: а) упражнения на растяжение задней поверхности голени; б) передней поверхности голени; в) внутренней поверхности голени. Продолжительность части 5 минут.
3. Фитнесс ― силовая часть. Основная часть урока, направленная на проработку основных групп мышц: упражнения для мышц передней и задней поверхности бедра; упражнения для приводящих и отводящих мышц бедра и мышц таза; упражнения для мышц спины, верхнего плечевого пояса, рук, мышц груди; упражнения для прямых и косых мышц живота; упражнения для мышц стопы и голени. Исходное положение для выполнения упражнений может быть разное, а также применяют статическую, изометрическую и динамическую нагрузку. Продолжительность части 25 минут.
4. Заминка. В этой части занятия упражнения направлены на восстановление, растяжение и расслабление мышц, которые были задействованы в основной части занятия. Это упражнения на растяжение мышц спины, живота, передней и задней поверхности бедра, подколенных сухожилий, передней и задней поверхности голени, ягодичных мышц, отводящих и приводящих мышц бедра, мышц рук, мышц шеи. Продолжительность части 5 минут.
Время выполнения каждого упражнения в комплексе определяется уровнем подготовленности группы и задачами, поставленными на занятии.
Учебно-тематический план на I год обучения (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Техника безопасности при занятии фитнесом. Виды занятий. Одежда и обувь для занятий | 1 | 1 | - |
| Основные группы мышц и упражнения для их развития (техника выполнения) | 1 | 1 | - |
1 | Базовые шаги аэробики | 7 | 2 | 5 |
3 | Степ-аэробика | 8 | 2 | 6 |
4 | Силовые тренировки. Режимы работы | 9 | 2 | 7 |
5 | Питание и питьевой режим | 2 | 2 | - |
6 | Стрейчинг, элементы пилатеса | 7 | 2 | 5 |
9 | Фитбол — аэробика | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 36 | 13 | 23 |
План-график распределения учебного материала
по оздоровительной аэробике (36 часов)
Содержание | Месяцы с начала учебного года |
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | часы |
Базовые основы оздоровительной аэробики 4 |
Основы знаний | Освоение в процессе занятий |
Базовая аэробика | | | | | | | | | | 8 |
Комбинации на основе базовых шагов и движений | 8 | | | | | | | | | |
Степ-аэробика | | | | | | | | | | 2 |
Вариации базовых шагов | | 1 | | | | | | | 1 | |
Соединения базовых шагов | | | | | | | | | | |
Комбинации на основе базовых шагов и движений | | | | | | | | | | |
Силовая аэробика | | 1 | | | | 1 | | | | 2 |
Силовые упражнения на степ-платформах | | | | | | | | | | |
Степ вдвоем | | | | | | | | | | |
Зачетные упражнения | | | | | | | | | | |
Танцевальная аэробика | | | | | | | | | | 6 |
Комбинации на основе базовых шагов и движений | | | 5 | | | 1 | | | | |
Зачетная комбинация | | | + | | | | | | | |
Аэробика с элементами восточных единоборств | | | | 1 | 1 | | | | | 2 |
Пилатес. Элементы йоги | | | | | | | 2 | | 2 | 4 |
Фитбол — аэробика | | | | | | | | 3 | 3 | 6 |
Содержание занятий.
Вводное занятие. План и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий; правила поведения и техника безопасности на занятиях. Беседы о питании; профилактика травматизма.
Базовая аэробика. Включает в себя выполнение необходимых базовых шагов. Представляет собой некий синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз, отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту.
Упражнения выполняются в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя, в упорах (в партере).
Степ-аэробика. Служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц ног. Особенностью её является использование специальной степ-платформы, на которой выполняются различные шаги в разных направлениях.
Также платформу можно применять для выполнения упражнений на укрепление основных групп мышц.
Силовая аэробика. Аэробика направленная на коррекцию фигуры и укрепление мышц, исправление осанки, развитие силовых качеств. На уроках используется дополнительное оборудование (бодибары, эспандеры, гантели, гимнастические палки и т.д.).
Пилатес. Элементы йоги. Занятия направлены на развитие гибкости, силы мышц, исправление осанки, снятие стрессов. Элементы йоги, включают простейшие асаны, упражнения на дыхание.
Фитбол — аэробика. Аэробика с использованием мячей большого и малого диаметра, выполнение упражнений в стойке и партере. Занятия развивают координацию движений, гибкость, помогают скорректировать фигуру, способствуют исправлению осанки и укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Организационно-методические рекомендации по реализации курса.
Содержательная часть видов фитнеса направлена на общефизическую и специальную физическую подготовку, а также на формирование и совершенствование технических навыков и умений. Программный материал расширяет границы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития обучающихся благодаря использованию в ней методов обучения танцевальным движениям, знакомству с музыкой, построению спортивных и показательных программ. Занятия аэробной направленности способствуют:
развитию координационных способностей и тренировке вестибулярного аппарата, развитию чувства ритма;
воспитанию общей и силовой выносливости;
формированию и сохранению правильной осанки, снижению лишнего веса;
развитию двигательной памяти и эстетическому воспитанию;
выработке устойчивой привычки заниматься физическими упражнениями;
профилактике заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
снижению психологического стресса и увеличению способности к релаксации, эмоциональной разрядке.
Планируемые результаты и способы их проверки
Учащийся будет знать:
единые требования о правилах поведения в спортивном коллективе;
требования к внешнему виду на занятиях;
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
танцевальные названия изученных элементов.
Учащийся будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным,
анализировать музыкальный материал;
самостоятельно выполнять изученные элементы танца.
II четверть обучения
Учащийся будет знать:
Учащийся будет уметь:
грамотно исполнять элементы танца;
самостоятельно отрабатывать технику движений в постановках;
исполнять танцевальный номер в группе;
работать над выразительностью исполнения танцевального номера;
эмоционально и технически выступать перед зрителями.
III-IV четверти обучения:
Учащийся будет знать:
Учащийся будет уметь:
выполнять движения и комбинации в ускоренном темпе;
согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы позу;
владеть техникой исполнения;
технически грамотно исполнять композиции;
уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителями.
Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях раз в полугодие и на отчетном концерте в конце учебного года.
Список использованной литературы.
Андерсон Н. «Sweat System» //Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М.: Национальная школа аэробики, 1990
Андреасян К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Авторев. диз... канд.пед. наук. М.: РГАФК, 1996. 23 с.
Аэробика. Теория и методика занятий. Учебное пособие.- М: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.
Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. унта, 2004. - 124 с.
Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. «Новые фитнесс системы. (новые методики, направления, оборудование и инвентарь): Учеб. пособ. - Волгоград: ВГАФК, 2001.
Ермолин С.Н., Сиднева Л.В. Питание и контроль массы тела при занятиях аэробикой. М.: Тровант, 1999. 94 с.
Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
Иванова О.А. Танцевальные упражнения в американской аэробике: Учеб. пособ. М.: 1998. - 34 с.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1987. 191 с.
Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. 2-е изд; доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
Купер Л. Материалы семинара по аэробике «Лесли фитнесс - формат». М.: Национальная школа аэробики. 1991. 30 с.
Лапицкий Ф.Г., Шаулин В.Н. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.: Просвещение, 1972. - 55 с.
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 192 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физической культуры. М.: 1991. 543 с.
Миссет Д. Джазесайз. М.: Национальная школа аэробики, 1992. 41 с.
Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. и др. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике //Аэробика. 1999. осень.
Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М.: 1984. 24 с.
Селуянов В.Н. Методика силовой подготовки в оздоровительной физической культуре //Аэробика. 2000. Зима.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Методика развития силы (SТТ и другие системы). М.: Тровант; Троицк, 1998. 46 с.
Сиднева Л.В. Степ-аэробика. Троицк, 1997. 12 с.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по персональному тренингу //Федерация аэробики России. М.: 1996. 64 с.
Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике. М.: Тровант., Троицк, 1997. 48 с.
Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учеб. пособие. М.: 2000. 74 с.
13