СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа "Фитнес-технологии на уроке физической культуры"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа с использованием фитнес-технологий на уроках физической культуры для учащихся 8 классов. Расчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Фитнес-технологии на уроке физической культуры"»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 55»

603070, г. Нижний Новгород, ул. Есенина, 37

тел. (831)247-55-20, 247-55-00

e-mail [email protected]


УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО

Директор МАОУ «Школа № 55» Решением педсовета

И.И. Водопьянова ___________ протокол №5

Приказ № 148 от «29» августа 2018 г.

От «29» августа 2018 г.





Образовательная программа

«Фитнес-технологии на уроке физической культуры»















Г. Нижний Новгород

2018г


Оглавление

Оглавление 2

Пояснительная записка. 3

Структура урока (занятия) оздоровительной аэробики 4

Структура урока оздоровительной аэробики силовой направленности. 8

Учебно-тематический план на I год обучения (2 часа в неделю) 9

План-график распределения учебного материала по оздоровительной аэробике (72 часа) 9

Учебно-тематический план на I год обучения (1 час в неделю) 10

План-график распределения учебного материала по оздоровительной аэробике (36 часов) 10

Содержание занятий. 11

Поурочное планирование группы фитнес-аэробики. 12

Организационно-методические рекомендации по реализации курса. 16

Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнес-аэробики. 16

Планируемые результаты и способы их проверки 17

Список использованной литературы. 18


Пояснительная записка


В настоящее время занятия с использованием фитнес-технологий популярны в молодежной и детской среде. Они привлекают эмоциональностью, доступностью и эффективностью, а также созвучием современным танцам, единоборствам и др. Фитнес позволяет исключить монотонности исполнения движений, способствует развитию физических, эстетических качеств, укреплению здоровья.

Направления фитнеса охватывают различные формы двигательной активности. Занятия фитнесом детей призваны удовлетворить потребность детей в движении, способствовать их оздоровлению, повышению интереса к занятиям физической культурой. Увеличение интереса и мотивации к занятиям достигается за счет различных фитнес-технологий, использования разнообразного оборудования для занятий, музыкального сопровождения и др.

Цель программы: развитие и коррекция физических качеств у учащихся с помощью фитнес-технологий, внедряемых в образовательный процесс по физической культуре

Задачи программы

  1. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;

  2. повышение работоспособности и двигательной активности;

  3. развитие музыкальности, чувства ритма;

  4. нормализации массы тела и изучение основ питания и питьевого режима;

  5. улучшение психического состояния, снятие стрессов;

  6. повышение интереса к занятиям физкультурой, развитие потребности в систематических занятиях спортом.

Программа рассчитана на 1 год на учащихся 8 классов (14-15 лет) на 1 час в неделю.


Структура урока (занятия) оздоровительной аэробики

Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что учебный процесс возглавляет инструктор-преподаватель, решающий поставленные задачи, в ходе урока, и обеспечивающий его максимальную продуктивность.

Общая структура урока с использованием фитнес-технологий состоит из различных частей урока, в которых решаются частные задачи — подготовительная, основная и заключительная части.

В подготовительной части урока используются упражнения, которые направлены на:

  1. постепенное повышение частоты сердечных сокращений;

  2. увеличение температуры тела;

  3. подготовка опорно-двигательного аппарата к последующим нагрузкам, усиление притока крови к мышцам, образование синовиальной жидкости и увеличение подвижности в суставах.

В основной части урока задачей преподавателя является достижение:

  1. увеличения частоты сердечных сокращений до уровня «целевой зоны»;

  2. повышения функциональных возможностей разных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной);

  3. увеличения расхода калорий при выполнении специальных упражнений (аэробных).

В заключительной части урока необходимо:

  1. постепенно снизить обменные процессы в организме;

  2. понизить частоту сердечных сокращений до близкой к норме;

  3. посредством стрейчинга увеличить амплитуду движений в суставах и эластичность мышц.

Далее представлена общепринятая схема урока оздоровительной аэробики.


На основе работ К.Б. Андреасяна для работы в школе в программе предложены несколько вариантов построения занятий оздоровительной аэробикой разной целевой направленности.


Классификация уроков (занятий)



Тип урока

Части урока

Длительность, мин

Планируемая ЧСС,

уд/мин

Обучающий

Урок:

30-40

110-150

Разминка

2-5

90-120

Стретчинг

3-4

110-90

Аэробная

12-25

130-150

Заминка

2-5

90-100

Силовой

Урок:

35-40

110-150

Разминка

2-5

90-120

Стретчинг

3-5

100-150

Фитнесс

15-25

90-130

Заминка

2-5

80-90

Ударный

Урок:

30-40

150-190

Разминка

2-5

90-120

Стретчинг

3-4

90-110

Аэробная

10-15

130-150

«Пиковая»

аэробная

10-15

160-180

Заминка

2-5

до 110

Танцевально-разогревающий

Урок:

15-20

до 110

Разминка

2-5

90-120

Танцевальная

7-12

140-180

Заминка

2-5

до 110


На уроке оздоровительной аэробики в аэробной части используются упражнения - основные «базовые» шаги и прыжки. Упражнения аэробного воздействия несут основную функциональную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Базовые шаги имеют различную степень интенсивности. Добавление работы рук повышает степень физической нагрузки на организм. Таким образом, сочетая базовые движения друг с другом и с движениями рук составляют комплексы — композиции для аэробной части занятия.

При составлении комплекса — композиции (комбинации) учитывают его направленность (танцевальный, силовой и т.д.). С учетом творческого подхода и методики создания соединений в комбинации выстраивают последовательность упражнений, которые имеют логический переход от одного к другому, объединяются в единое целое и накладываются на музыкальное сопровождение.

Используя стандартный набор базовых элементов и сочетая их в различной последовательности можно повысить интенсивность занятия. Кроме этого, при составлении комбинации необходимо учитывать размеры спортивной площадки, зала, возможность перемещения при выполнении упражнений с правой и левой ноги.

На занятиях силовой направленности большое внимание уделяется проработке основных групп мышц. Упражнения выполняются сериями по необходимому количеству повторений. Дополнительное применение инвентаря, а также различных положений туловища в пространстве при выполнении упражнений ведет к увеличению нагрузки. Для скорейшего восстановления после занятия используются элементы стретчинга, упражнения на релаксацию и дыхание.


Структура урока оздоровительной аэробики силовой направленности.

1. Разминка. Состоит из выполнения связки (на 32 счета) — базовых шагов с постепенным добавлением и усложнением работы рук. Продолжительность части — 5 мин. Комбинация шагов для разминки:

4 Step touch = 8 счетов

2 V-step = 8 счетов

2 Step line = 8 счетов

4 Jumping Jacks = 8 счетов

Комбинация = 32 счета

2. Стретчинг. В этой части занятия выполняются упражнения на растяжение основных групп мышц, необходимых для дальнейшей работы: а) упражнения на растяжение задней поверхности голени; б) передней поверхности голени; в) внутренней поверхности голени. Продолжительность части 5 минут.

3. Фитнесс ― силовая часть. Основная часть урока, направленная на проработку основных групп мышц: упражнения для мышц передней и задней поверхности бедра; упражнения для приводящих и отводящих мышц бедра и мышц таза; упражнения для мышц спины, верхнего плечевого пояса, рук, мышц груди; упражнения для прямых и косых мышц живота; упражнения для мышц стопы и голени. Исходное положение для выполнения упражнений может быть разное, а также применяют статическую, изометрическую и динамическую нагрузку. Продолжительность части 25 минут.

4. Заминка. В этой части занятия упражнения направлены на восстановление, растяжение и расслабление мышц, которые были задействованы в основной части занятия. Это упражнения на растяжение мышц спины, живота, передней и задней поверхности бедра, подколенных сухожилий, передней и задней поверхности голени, ягодичных мышц, отводящих и приводящих мышц бедра, мышц рук, мышц шеи. Продолжительность части 5 минут.

Время выполнения каждого упражнения в комплексе определяется уровнем подготовленности группы и задачами, поставленными на занятии.

Учебно-тематический план на I год обучения (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Техника безопасности при занятии фитнесом. Виды занятий. Одежда и обувь для занятий

1

1

-


Основные группы мышц и упражнения для их развития (техника выполнения)

1

1

-

1

Базовые шаги аэробики

7

2

5

3

Степ-аэробика

8

2

6

4

Силовые тренировки. Режимы работы

9

2

7

5

Питание и питьевой режим

2

2

-

6

Стрейчинг, элементы пилатеса

7

2

5

9

Фитбол — аэробика

3

1

2


Итого

36

13

23

План-график распределения учебного материала
по оздоровительной аэробике (36 часов)

Содержание

Месяцы с начала учебного года

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

часы

Базовые основы оздоровительной аэробики 4

Основы знаний

Освоение в процессе занятий

Базовая аэробика










8

Комбинации на основе базовых шагов и движений

8










Степ-аэробика










2

Вариации базовых шагов


1







1


Соединения базовых шагов











Комбинации на основе базовых шагов и движений











Силовая аэробика


1




1




2

Силовые упражнения на степ-платформах











Степ вдвоем











Зачетные упражнения











Танцевальная аэробика










6

Комбинации на основе базовых шагов и движений



5



1





Зачетная комбинация



+








Аэробика с элементами восточных единоборств




1

1





2

Пилатес. Элементы йоги







2


2

4

Фитбол — аэробика








3

3

6

Содержание занятий.

Вводное занятие. План и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий; правила поведения и техника безопасности на занятиях. Беседы о питании; профилактика травматизма.

Базовая аэробика. Включает в себя выполнение необходимых базовых шагов. Представляет собой некий синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз, отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту.

Упражнения выполняются в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя, в упорах (в партере).

Степ-аэробика. Служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц ног. Особенностью её является использование специальной степ-платформы, на которой выполняются различные шаги в разных направлениях.

Также платформу можно применять для выполнения упражнений на укрепление основных групп мышц.

Силовая аэробика. Аэробика направленная на коррекцию фигуры и укрепление мышц, исправление осанки, развитие силовых качеств. На уроках используется дополнительное оборудование (бодибары, эспандеры, гантели, гимнастические палки и т.д.).

Пилатес. Элементы йоги. Занятия направлены на развитие гибкости, силы мышц, исправление осанки, снятие стрессов. Элементы йоги, включают простейшие асаны, упражнения на дыхание.

Фитбол — аэробика. Аэробика с использованием мячей большого и малого диаметра, выполнение упражнений в стойке и партере. Занятия развивают координацию движений, гибкость, помогают скорректировать фигуру, способствуют исправлению осанки и укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Организационно-методические рекомендации по реализации курса.

Содержательная часть видов фитнеса направлена на общефизическую и специальную физическую подготовку, а также на формирование и совершенствование технических навыков и умений. Программный материал расширяет границы физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития обучающихся благодаря использованию в ней методов обучения танцевальным движениям, знакомству с музыкой, построению спортивных и показательных программ. Занятия аэробной направленности способствуют:

  • развитию координационных способностей и тренировке вестибулярного аппарата, развитию чувства ритма;

  • воспитанию общей и силовой выносливости;

  • формированию и сохранению правильной осанки, снижению лишнего веса;

  • развитию двигательной памяти и эстетическому воспитанию;

  • выработке устойчивой привычки заниматься физическими упражнениями;

  • профилактике заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • снижению психологического стресса и увеличению способности к релаксации, эмоциональной разрядке.


Планируемые результаты и способы их проверки

Учащийся будет знать:

  • единые требования о правилах поведения в спортивном коллективе;

  • требования к внешнему виду на занятиях;

  • музыкальные размеры, темп и характер музыки;

  • танцевальные названия изученных элементов.

Учащийся будет уметь:

  • воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;

  • владеть корпусом во время исполнения движений;

  • ориентироваться в пространстве;

  • координировать свои движения;

  • корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;

  • контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным,

  • анализировать музыкальный материал;

  • самостоятельно выполнять изученные элементы танца.

II четверть обучения

Учащийся будет знать:

  • специальные тремины;

  • новые обозначения танцевально-акробатических элементов.

Учащийся будет уметь:

  • грамотно исполнять элементы танца;

  • самостоятельно отрабатывать технику движений в постановках;

  • исполнять танцевальный номер в группе;

  • работать над выразительностью исполнения танцевального номера;

  • эмоционально и технически выступать перед зрителями.

III-IV четверти обучения:

Учащийся будет знать:

  • названия всех танцевально-акробатических элементов и связок;

  • свободно и грамотно ориентироваться в терминологии танца

Учащийся будет уметь:

  • выполнять движения и комбинации в ускоренном темпе;

  • согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы позу;

  • владеть техникой исполнения;

  • технически грамотно исполнять композиции;

  • уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителями.

Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях раз в полугодие и на отчетном концерте в конце учебного года.

Список использованной литературы.
  1. Андерсон Н. «Sweat System» //Материалы семинара подготовки инструкторов по аэробике. М.: Национальная школа аэробики, 1990

  2. Андреасян К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Авторев. диз... канд.пед. наук. М.: РГАФК, 1996. 23 с.

  3. Аэробика. Теория и методика занятий. Учебное пособие.- М: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.

  4. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. унта, 2004. - 124 с.

  5. Давыдов В.Ю., Шамардин А.И., Краснова Г.О. «Новые фитнесс системы. (новые методики, направления, оборудование и инвентарь): Учеб. пособ. - Волгоград: ВГАФК, 2001.

  6. Ермолин С.Н., Сиднева Л.В. Питание и контроль массы тела при занятиях аэробикой. М.: Тровант, 1999. 94 с.

  7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

  8. Иванова О.А. Танцевальные упражнения в американской аэробике: Учеб. пособ. М.: 1998. - 34 с.

  9. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 1987. 191 с.

  10. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. 2-е изд; доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.

  11. Купер Л. Материалы семинара по аэробике «Лесли фитнесс - формат». М.: Национальная школа аэробики. 1991. 30 с.

  12. Лапицкий Ф.Г., Шаулин В.Н. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.: Просвещение, 1972. - 55 с.

  13. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 192 с.

  14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физической культуры. М.: 1991. 543 с.

  15. Миссет Д. Джазесайз. М.: Национальная школа аэробики, 1992. 41 с.

  16. Мякинченко Е.Б., Ивлев М.П., Шестаков М.П. и др. Тренировочная нагрузка на занятиях по базовой аэробике //Аэробика. 1999. осень.

  17. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М.: 1984. 24 с.

  18. Селуянов В.Н. Методика силовой подготовки в оздоровительной физической культуре //Аэробика. 2000. Зима.

  19. Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Методика развития силы (SТТ и другие системы). М.: Тровант; Троицк, 1998. 46 с.

  20. Сиднева Л.В. Степ-аэробика. Троицк, 1997. 12 с.

  21. Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по персональному тренингу //Федерация аэробики России. М.: 1996. 64 с.

  22. Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике. М.: Тровант., Троицк, 1997. 48 с.

  23. Сиднева Л.В., Гониянц С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее преподавания: Учеб. пособие. М.: 2000. 74 с.

13