ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Формирование читательской
грамотности»
Введение
Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.
Использование прогрессивных методик именно в начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным обучением и в последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям); преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением текстов других типов). Кроме того, необходимо понимать, что в современной начальной школе читательская грамотность рассматривается не только как предметный, но и метапредметный результат.
В настоящее время особую роль в учебном процессе имеют оценочные процедуры международного уровня (PISA, PIRLS) и федерального уровня (ВПР и НИКО), в которых оценивается функциональная грамотность школьников и, в частности, читательская грамотность. Результаты оценочных процедуры позволяют не только констатировать факт достижения запланированных результатов, но и проследить динамику развития, «прироста» результатов обучения, выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся. Грамотный анализ и использование в своей работе результатов оценочных процедур позволит учителям начальной школы успешно реализовывать ФГОС.
Проблема
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К. Д. Ушинский
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
-дети имеют низкую скорость чтения;
-зачастую они не понимают смысла прочитанного из- за ошибок при чтении;
-не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
-затрудняются кратко пересказать содержание.
Возникает серьёзное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Актуальность
Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся 3 класса Ивановской СОШ, а так же понять, что же нужно предпринять мне, как учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.
Цель проекта
Создать условия для того чтобы учащиеся 3 класса Ивановской СОШ, в количестве 5 человек, овладели необходимыми умениями для полноценной читательской деятельности при работе с любым видом текста :
1. Умением находить и извлекать информацию из текста;
2. Умением интегрировать и интерпретировать информацию;
3. Умением осмыслить и оценить содержание текста;
4. Умением ориентироваться в различных источниках информации.
5. Увеличить темп чтения
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса, учитель.
Задачи проекта
- Изучить и проанализировать уровень сформированности читательской грамотности учеников 3 класса;
- Сформировать основы читательской деятельности: читательских и речевых умений; навыков чтения (совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
- Внедрить новые образовательные приемы, формы и методы направленные на развитие и формирование осознанного чтения;
- Апробировать образовательные приемы, направленные на развитие и способствующие формированию основ читательской грамотности, речевых и коммуникативных умений;
- Объединить усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения.
Содержание проекта:
Этапы проекта
Цель:
- изучить состояние проблемы в теории и практике начальной школы;
- выработать стратегию;
- техника чтения.
2. Основной этап:
Цель: разработка методов и приемов совершенствования навыка чтения разработка уроков, внеклассных мероприятий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников осуществление совместной работы с родителями и библиотеками
Формы : уроки, внеклассные мероприятия.
3. Заключительный этап:
Цель:
- подвести итоги реализации образовательного проекта.
Содержание проекта:
Методы проекта:
практические: дидактические игры, инсценировки;
словесные: чтение, разговор, беседа;
наглядные: рассматривание книг, иллюстрации, просмотр презентаций
Срок реализации проекта: 26.09.2022 г. – 15.10.2022 г.
Содержание проекта:
Реализация проекта:
1. Урок
Тема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»
Цель урока : определить уровень сформированности у обучающихся навыков техники чтения на начало 3 класса .
Задачи: определить уровень владения умениями и навыками сознательного, правильного, беглого чтения ; - используя полученные результаты провести диагностику техники чтения .
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование : учебники с разными произведениями.
Срок реализации : 07.10.2022г.
Содержание проекта:
Реализация проекта:
2. Урок. Технология критического мышления
Тема : К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей"
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
образовательные : продолжить работу над произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей»; обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, обучать краткому пересказу; пробуждать и обогащать чувства детей путем освоения художественных явлений – цвета, звука, возможностей слова и живой речи; показать детям, что тема затронутая автором, актуальна в жизни.
развивающие : развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Планируемые результаты:
Предметные:
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
- договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Оборудование : портрет К.Г. Паустовского, иллюстрации вороны, воробья, детские рисунки – иллюстрации понравившихся эпизодов сказки, презентация, карточки для работы в парах и в группах, цветные карандаши, учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.
Срок реализации : 10.10.2022г.
Содержание проекта:
Реализация проекта:
3. Урок – игра. Игровая технология.
Тема : «Звёздный час»
Цель: обобщить знания детей по литературному чтению в игровой форме.
Задачи:
1) образовательные: повторить и закрепить изученный материал.
2) развивающие: развивать мышление; распределять и концентрировать внимание; умения сравнивать, анализировать и обобщать; навыки самоконтроля учащихся.
3) воспитательные: воспитывать интерес к учёбе, любовь к чтению, дружелюбие.
Оборудование: портреты писателей, листочки с ручками, репродукция картин художников, жетоны-звезды, сигнальные карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с текстом для участников.
Срок реализации : 11.10.2022г.
Содержание проекта:
Реализация проекта:
4.Урок. Здоровьесберегающая технология .
Тема: «Тютчев. Весенняя гроза»
Цель: формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение
Задачи:
научить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.
Оборудование: портрет и выставка книг Ф. Тютчева, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Срок реализации : 12.10.2022г.
Содержание проекта:
Реализация проекта:
5.Урок. Технология личностно - ориентированного обучения.
Тема: « Басни И.А.Крылова»
Цель урока: Ознакомление с басней как литературным жанром.
Задачи урока:
Обучающие
познакомить с басней как новым литературным жанром
ввести литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллегория», «сатира»
познакомить с особенностью басен И.А, Крылова
Развивающие
формировать умения анализировать, обобщать
развивать мышление детей: память, внимание.
развивать культуру речи
Воспитывающие
воспитывать в детях нравственность и любовь к чтению
воспитывать у учащихся интерес к русскому литературному творчеству
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка книг И.А. Крылова .
Срок реализации : 13.10.2022г.
Содержание проекта:
Реализация проекта:
6.Игра «Счастливый случай» . Игровая технология.
Цель : привитие любви к чтению художественной литературы.
Задачи :
-привлечь внимание обучающихся к книге, чтению, как важному фактору сохранения и развития культуры и науки;
- расширять читательский кругозор, развивать речь детей;
-воспитывать любовь к родному языку, творчеству великих сказочников, писателей, к народному фольклору.
Оборудование : презентация, подборка песен, выставка детских книг, песочные часы, бочонки и бочка, фломастеры, подарки для награждения (по желанию).
Срок реализации : 14.10.2022г.
Результаты реализации проекта:
Качественные
- Определение противоречий и выявление проблемы в чтении учеников 3 класса;
- Расширение кругозора учащихся через чтение книг;
- Умение работать с информацией (анализ, синтез, обобщение, классификация);
- Повышение уровня читательской грамотности;
- Готовность младшего школьника к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени;
- Умение использовать информацию из текста для различных целей;
- Повышение интереса к чтению как способу самосовершенствования и развития;
- Применение новых образовательных приемов, форм, методов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
- Использование типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетенцию, самостоятельность читателя его познавательную мотивацию., умения, навыки работы с художественными и информационными текстами;
- Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.
Конечно не в полном объеме все эти результаты достигнуты, так как за такой короткий промежуток времени, просто невозможно добиться желаемого результата. Ближе к концу полугодия, проведу снова диагностику, вот тогда и посмотрю насколько действенны используемые методы
Результаты реализации проекта:
- охват проекта – 5 человек. Возраст 10 лет.
- 1 – преподаватель, внедрила новые образовательные приемы , формы и методы , направленные на развитие и формирование осознанного чтения.
- Возможность тиражирования опыта
- Тиражирования опыта может осуществляться посредствам:
- размещения информации о проекте в интернет – ресурсах;
- проведение открытых уроков и мастер – классов для учителей школ.
Список используемой литературы:
1.Бесова М., Познавательные игры для младших школьников, Ярославль, 2004
2.Бесова М.А. , Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, 2000
3.Волкова В. Учимся играя, Москва, новая школа, 1994
4.Михайлова М.,Детские праздники. Ярославль , Академия развития, 1997
5.Мищенкова Л.. Калейдоскоп творческих дел для начальной школы, Ярославль 2005
6.Сахипова З. Читаем детям, Ленинград, Просвещение, 1987
7.Сухин И. Книга затей , М. 2004
8. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006». / http:// www.centeroko.ru
9. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. – № 24-25.
10. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136.
11. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.
13. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И.Д. Фрумина. – М.: Изд. дом. Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 284 с.
14. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
15.Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
16. Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход. – М.: Процесс – Традиция, 2003.
17. Матвеева Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М. : Вита-пресс, 2012.
18. Сосновская О.В . Концептуальные основы литературоведческий подготовки современного учителя / О.В. Сосновская. – М., 2004.