СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика программы по литературному чтению в начальных классах. Хрестоматия по чтению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика программы по литературному чтению в начальных классах. Хрестоматия по чтению»

Тема. Общая характеристика программы по литературному чтению в начальных классах. Хрестоматия по чтению

1.Каковы основные задачи литературного образования и литературного развития младших школьников?

Согласно требованиям ФГОС ООО, изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

Овладение осознанным, правильным, беглым чтением как базовым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, эстетического отношения к слову;

Воспитание интереса к книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью начального обучения чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи изучения предмета:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, воспитание интереса к чтению и книге.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимания духовной сущности произведений


2.Что представляет собой хрестоматия по чтению как учебник для начальной школы?

«Хрестоматия – это учебное пособие – сборник каких–либо избранных произведений и отрывков из них» (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).

В настоящее время имеется много разных хрестоматий по литературному чтению для начальной школы: М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой (УМК «Школа России»), О.В. Кубасовой («Школа России»), Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой («Школа 2100»), Е.И. Матвеевой (УМК Эльконина - Давыдова), Р.Г. Чураковой («Перспективная начальная школа») и др.

3.Каковы принципы отбора и расположения текстов в школьной хрестоматии? Раскройте содержание основных принципов, проиллюстртруйте примерами.

Произведения в хрестоматии по литературному чтению объединяются в разделы (главы, части). Принципы отбора и расположения текстов в школьной хрестоматии по литературному чтению для начальной школы могут быть следующими:

Тематический. Произведения отбираются и располагаются в соответствии с традиционными темами для детского чтения: о родине, о природе, о животных, (О братьях наших меньших. Люблю отчизну я… Люблю природу русскую.), о добре и зле (Что такое хорошо и что такое плохо.), о правилах поведения (Ежели вы вежливы.), о труде и трудолюбии (Труд человека кормит, а лень портит.), юмористические произведения (Час потехи.) и др.

Художественно – эстетический. В хрестоматии по чтению отбирается прежде всего произведения, представляющие собой ценность в литературно – художественном отношении, классика детской литературы (произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, И.А. Крылова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н. Носова, Д. Родари и др.)

Литературоведческий. В хрестоматии представлены произведения разных литературных жанров: басни, сказки, рассказы, стихотворения, баллады, исторические повести, пьесы и др.

Монографический. Помещается целостная информация о творчестве великих писателей (биография, портрет, несколько произведений).

Дидактический. В хрестоматии представлены разделы, прямо направленные на формирование навыка чтения и умений работать с текстом (Автор и его герои. Учимся читать. Читаем правильно. Читаем быстро. Читаем выразительно.)

4.Как построен методический аппарат школьной хрестоматии по чтению в начальной школе? Охарактеризуйте его, приведите примеры вопросов и заданий из разных школьных хрестоматий

Методический аппарат современных хрестоматий отличается богатством, разнообразием заданий, системностью, интерактивностью и др. Часто в методический аппарат современных хрестоматий вводится персонаж, помогающий ребенку выполнить задание, а также значительно усиливающий мотивацию.

Задания в хрестоматии располагаются как до, так и после текста произведения. Они могут быть направлены на : - усвоение фактического содержания текста; - объяснение и уточнение значений слов; - усвоение причинно-следственных отношений между событиями в тексте; - характеристику персонажей; - творческую интерпретацию прочитанного; - усвоение литературоведческих понятий; - отработку навыка чтения.

Методический аппарат — важный структурный компонент учебника литературного чтения, включает систему вопросов и заданий к тексту. Эти задания обеспечивают освоение всех видов текстовой информации: фактуальной, когнитивной, концептуальной. Этому способствует порядок вопросов и заданий к тексту. Оптимальным считается тот, который последовательно позволяет вычленять, усваивать виды текстовой информации. Это особенно важно для начального этапа обучения чтению. В учебнике для второго класса УМК "Школа России" к рассказу Н. Носова "Затейники" вопросы и задания даны в такой последовательности: сначала идут конкретные вопросы ("Как называли себя дети? В какую игру они играли? Кого изображали? Прочитай, как дети организовали игру"), потом — вопросы для поиска когнитивной информации ("Почему игра прервалась?"), в конце — вопросы и задания обобщающего характера ("Что ты можешь сказать о ребятах?").

В методическом аппарате содержатся задания на планирование отдельных видов учебной и читательской деятельности в связи с чтением текстов художественных произведений: "Составь план своего рассказа", "Учимся понимать текст", "Как выучить стихотворение". Именно так построен методический аппарат учебников УМК "Школа России". В начале каждого раздела формулируются цели и задачи: "Мы познакомимся", "Мы научимся", "Мы будем учиться". Все это способствует становлению мотивации предстоящей читательской деятельности учащихся как важного се компонента. Часто наряду с указанием темы раздела учащимся объявляется его воспитательная цель: "Мы познакомимся с произведениями о дружбе, узнаем, кого можно считать настоящим другом". Иногда в учебники вводятся сквозные персонажи, которые ведут предварительные диалоги на темы предстоящего чтения (об осени, зиме, весне, друзьях и т.д.). Диалоги сквозных персонажей имеются в учебниках УМК "Школа России", "Перспектива" и др.

Значимы задания на формирование универсальных учебных действий. Например: личностных УУД ("Как ты относишься к ребятам?"); личностных и коммуникативных ("Расскажи, как каждый из героев проявил себя в путешествии. Кто тебе понравился?"); личностных и познавательных ("Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков?"); регулятивных ("Составь план, перескажи текст от имени девочки Нади"). Обобщающий раздел "Проверь себя" содержит задания на формирование регулятивных УУД, например: "Прочитай вопросы. Они помогут составить рассказ о творчестве В. Драгунского. Подтверди свои мысли примерами из текстов".

Задания на развитие психических свойств весьма разнообразны. Так, задания учебника помогают развитию памяти ("Вспомни, какие произведения М. Зощенко ты читал раньше"); мышления ("Чем схожи характеры старших братьев, чем отличается от них Иван? Каким человеком он оказался на самом деле?"); воображения ("Какую картину ты себе представил, прочитав стихотворение Лермонтова? Расскажи").

Методический аппарат содержит задания, предполагающие выразительное чтение текстов с учетом авторских ремарок. Этой задаче служат также задания, побуждающие детей высказывать оценочные суждения относительно мотивов поведения героев, задания для вариативной интерпретации текстов художественных произведений ("Почему мальчику страшно взглянуть на маму? Что запомнил Дениска на всю жизнь?").

Тема. Методика работы над формированием полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов

1.Что понимают под навыком чтения? Какие качества его характеризуют? Можно ли говорить о сформированности навыка чтения, имея в виду только одно качество?

Навык чтения относится к интеллектуальным навыкам и в целом представляет собой «автоматизированный компонент сознательной деятельности». (Н.С. Рубинштейн Основы общей психологии.)

Первая сторона навыка получила название технической стороны (техника чтения). Ее характеризуют два качества: правильность и беглость. Вторая сторона навыка чтения – содержательно – эмоциональная. Ее характеризуют также два качества: сознательность и выразительность. В широком смысле чтение – это техника + понимание и оценка прочитанного. Чтение – это вид речевой деятельности, в котором взаимодействуют следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод ее в звуковую – перекодировка; осмысление и оценка прочитанного.

В современном обществе умение читать не может сводиться к овладению техникой чтения. В последнее время в методической литературе появилось понятие «грамотное чтение», под которым понимают способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для развития знаний и возможностей активного участия в жизни общества. Следует отметить, что пределов совершенствования навыка чтения нет. И этап автоматизации навыка может продолжаться довольно долго, в том числе и в старших классах.



2.Что понимают под правильностью чтения? Какие виды ошибок допускают учащиеся при чтении текста? В чем причины этих ошибок?

Правильное чтение – это чтение без ошибок.

Овладение навыком чтения происходит достаточно медленно, постепенно. На первых порах техническая сторона чтения (перекодировка) вызывает серьезные затруднения у учащихся. Отсюда – многочисленные ошибки в чтении. Наиболее типичные из них: неправильное произнесение слов , сочетаний звуков, отдельных звуков (нарушение акцентологических норм, нарушение артикуляции и др.); пропуск букв и слогов при чтении; перестановка букв и слогов; «орфографическое « произнесение; замена и перестановка слов и т.д.

По мнению Т.Г. Егорова, главная причина ошибок состоит в том, что у начинающих читателей «нет глубокого синтеза между восприятием, произнесением и осмысление прочитанного». К частным причинам следует отнести очень распространенное «чтение по догадке», влияние диалектов и просторечий, недостаточный речевой опыт ребенка и др.

3.Раскройте содержание основных приемов работы над правильным чтением. Какие из них целесообразно использовать в коллективной, а какие – в индивидуальной формах?

В методической литературе накоплено достаточное количество приемов работы над правильностью чтения. Рассмотрим некоторые из них:

1. Упражнения на развитие четкости и правильности произнесения слов, слогов и звуков: разучивание скороговорок и чистоговорок; артикуляционная гимнастика, упражнения на произношение отдельных звуков и звукосочетаний; речевая разминка в начале урока.

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям: чтение слов, составленных по подобию (вода, водяной, водянистый); с омонимичным корнем (белый, белье); чтение с доски или в учебнике многосложных слов, трудных по значению и произношению; обсуждение значения непонятных слов; запоминание небольшого текста и воспроизведение его по памяти.

3. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память: чтение «пирамидок», составленных нарастанию трудности произношения. На восприятие «пирамидок» дается определенное время (например, 0,5 – 1 сек.), а затем дети воспроизводят ее по памяти. Пример «пирамидки»: учение, ученый, ученик, учитель, учительница. Чтение – вот лучшее учение.

4. Упражнения на развитие умения «угадывать» последующий текст: чтение слов, в которых пропущены окончания;

«Фотоглаз»: слова написаны на карточках, дети их читают молча за определенное время. Через 7 – 10 слов учитель спрашивает, встретилось ли им такое – то слово (слово может и отсутствовать).

Работа над предупреждением и исправлением ошибок в чтении учащихся будет успешной, если при ее выполнении учитель будет соблюдать некоторые рекомендации:

Воспитывать в детях «лексическую любознательность», то есть стремление понять смысл каждого слова в тексте, учить их пользоваться словарями. Справочниками. Не стесняться спрашивать взрослых о значении слова.

Создавать на уроке обстановку для внимательного отношения к чтению текста, взаимопроверке качества чтения, исправления ошибок и др.

Систематически контролировать качество чтения учеников, методически правильно (тактично) исправлять ошибки в чтении.

4.Что понимают под беглостью чтения? Какие нормы беглости чтения установлены современными программами?

Беглость – это темп чтения. Оценить беглость чтения ученика можно по количеству слов, прочитанных за единицу времени (минуту). Следует отметить, что при подсчете слов учитываются не только знаменательные, но и служебные части речи. При этом немаловажное значение имеет то, насколько хорошо читатель способен усвоить содержание текста при данном темпе чтения. Оптимальной считается такая беглость чтения, при которой ученик понимает содержание того, что читает. Существуют некоторые нормы чтения по классам: 1 класс- 30-40 слов в минуту, 2 класс – 40 – 50 слов в минуту, 3 класс – 65 – 75 слов в минуту, 4 класс – 85 – 90 слов в минуту. Однако же это минимальные нормы, максимальные же 96 очень индивидуальны, зависят от многих факторов. В целом же следует отметить, что темп чтения к окончанию начальной школы должен быть довольно высоким (до 120 -130 слов в минуту). Только в этом случае ученик сможет успешно учиться в старших классах.

5.Раскройте содержание основных приемов работы над беглостью чтения учащихся.

В методической литературе, а также в опыте работы творческих учителей накоплено много приемов работы над темпом чтения учащихся. Рассмотрим некоторые из них:

1. Ежедневные и ежеурочные пятиминутки чтения (по В.Н. Зайцеву).

2. Хорошо организованное ежедневное домашнее чтение (в том числе дополнительной литературы из так называемого списка для внеклассного чтения.

3. Оптимальное сочетание на уроке двух типов чтения: вслух и про себя (в 1-2 классах: 70% - вслух, 30% - про себя; в 3-4 классах - наоборот).

4. Оптимальное соотношение на уроке индивидуального, хорового и группового чтения.

5. Выборочное и просмотровое чтение.

6. Чтение «птичьим базаром».

7. Чтение «цепочкой».

8. «Финиш» (по М.И. Омороковой): учитель называет слово, до которого нужно дочитать текст. Дочитал – подними руку. Первые три ученика получают поощрение (при условии успешного ответа на вопросы по содержанию прочитанного).

9. «Буксир» (по М.И. Омороковой): учитель читает произведение вслух в разных темпах, дети читают «про себя», стараясь не отстать. 10. «Молния» (по М.И. Омороковой): дети читают произведение в нормальном темпе. Учитель командует: «Молния!» - надо читать в максимальной скорости.