СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольное родительское собрание

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное воспитание подростка неразрывно связано со способностью родителей слушать, понимать и сопереживать ребенку..

Просмотр содержимого документа
«Общешкольное родительское собрание»

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме:



«Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня хочу затронуть такую актуальную тему, как негативные проявления в подростковой среде и мерах их профилактики.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимает психологическое здоровье учащихся. Психологическое здоровье – это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личным благополучием. Психологически здоровый человек разумен. Внутренне гармоничен, способен справляться с жизненными вызовами.

Для начала нужно дать определение понятия «профилактика» и что мы понимаем под «негативными проявлениями». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов.

Личность ребенка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он не имеет устойчивых взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения еще не стали его собственными, его поведение определяется случайными обстоятельствами.

К типичным отклонениям в поведении учащегося сегодня относится лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Проявляются они в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями.

Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям.

Признаками проблемных детей могут являться:

Уклонение от учебы

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

Низкая общественно-трудовая активность

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности,

ее порча.

Негативные проявления

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

Негативизм в оценке действительности


Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

Отношение к воспитательным мероприятиям

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.


Чтобы четко осознавать направления профилактической работы необходимо знать причины возникновения негативных проявлений в подростковой среде. На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих формированию этих проявлений. В нее входят:

1.Социально - экономические (Семья. Внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение, оказывающее негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни). По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является не только социальное и материальное положение родителей, сколько моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями, со сверстниками.

2. Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность ребенка - психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности). Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.

3. Недостатки воспитательной работы, разрыв между воспитанием и образованием.

4. Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных форм поведения. Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.

И как следствие всего вышеперечисленного мы можем получить:

1. Трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения,

2. Подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на всех видах учета.

Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.

И этот идущий обязан учитывать и психологические аспекты в работе:

  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

  • Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

  • Не ставьте на ребенке крест.

  • Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

  • Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

  • Умейте смотреть на вещи глазами ребенка и


Помните - дети учатся жить у жизни:

  • Если ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

  • Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

  • Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

  • Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

  • Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

  • Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

  • Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.

  • Если ребенка хвалят- он учится быть благородным.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что система в работе по профилактике негативных проявлений у учащихся не может быть выстроена в одночасье - это кропотливая работа с педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов и родителями, которую мы делаем и, надеюсь, будем делать в согласованности с другими учреждениями.


Спасибо за внимание!