СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Обществознание»

10 КЛАСС

Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год













Разработал:

Гуляев Виктор Васильевич

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Ильичевская СОШ










с.Ильичевка 2019 год





Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по обществознанию в 10-м классе разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с принятыми изменениями;

  2. Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -1-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2019г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2019г. и директором школы – Приказ №67-ОД от 10.09.2019г.).

  3. Обеспечена УМК для 10-го класса автором Боголюбовым Л.Н.

Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:

  1. формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  2. формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  3. овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  4. овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  5. формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

  6. формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  7. овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  8. формирование навыков оценивания социальной информации,

  9. умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Рабочая программа реализуется на базовом уровне, предусматривает изучение предмета «Обществознание» в объеме 2-х часов в неделю, 70 часов в год.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

А) Отношение обучающегося к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив;

  • готовность и способность к личностному самоопределению, ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Б) Отношение обучающегося к России как к Родине, государству и гражданскому обществу:

  • способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, сформированное чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

  • проявление гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;

  • демонстрация уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • демонстрация сформированности чувства уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации; а также традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

  • готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

В) Отношение обучающегося к семье, родителям (подготовка к семейной жизни), окружающим людям:

  • демонстрация нравственного поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного поведения в поликультурном мире

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • демонстрация способности к сопереживанию и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

  • демонстрация компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

  • демонстрация сформированного ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Г) Отношение обучающегося к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • Демонстрация сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • демонстрация сформированности экологической культуры, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии, готовности к эстетическому обустройству собственного быта.

Д) Отношение обучающегося к труду к сфере социально-экономических отношений:

  • демонстрация уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности, к трудовым достижениям других людей;

  • готовность к осознанному выбору будущей профессии как пути и способу реализации собственных жизненных планов;

  • готовность й профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Уметь самостоятельно:

  • определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали, учебном и жизненном опыте;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы (материальные и нематериальные) необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ

В результате изучения учебного предмета на уровне среднего общего образования:

Выпускник научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

– выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе;

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания;

– различать абсолютную и относительную истины;

– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

– характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.



Правовое регулирование общественных отношений

– сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

– использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

– характеризовать основные методы научного познания;

– выявлять особенности социального познания;

– различать типы мировоззрений;

– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

– устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Правовое регулирование общественных отношений

– действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.















































Содержание учебного предмета :

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 часов)

Введение (1 ч). Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества.  Особенности социальной системы. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Деятельность как способ существования людей.  Основные характеристики деятельности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Познание и коммуникативная деятельность.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Глобальная угроза международного терроризма.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (15 часов)

Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.

 Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (33 часа)

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.

Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий процесс в Российской Федерации,

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Резервные уроки – 3 часа.





































Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

урока

Тема урока

Кол-во час

Дата проведения

план

факт


Человек в обществе (20ч)




1

Введение

1



2

Что такое общество


1



3

Общество и культура. Науки об обществе


1



4-5

Общество как сложная динамическая система. Социальные институты

2



6

Динамика общественного развития

1



7

Проблемы общественного прогресса

1



8

Социальная сущность человека

1



9

Самосознание и самореализация

1



10

Деятельность-способ существования людей

1



11

Многообразие видов деятельности

1



12

Познавательная и коммуникативная деятельность

1



13

Многообразие человеческого знания

1



14

Свобода и необходимость в деятельности человека

1



15

Свобода и ответственность

1



16

Современное общество

1



17

Глобальная информационная экономика

1



18

Глобальная угроза международного терроризма

1



19

Противодействие международному терроризму

1



20

Итоговая контрольная работа по теме «Человек в обществе»





Общество как мир культуры (15ч)




21

Духовная культура общества

1



22

Многообразие культур

1



23

Духовный мир личности

1



24

Мировоззрение и его роль в жизни человека

1



25

Мораль

1



26

Устойчивость и изменчивость моральных норм

1



27

Наука и её функции в обществе

1



28

Образование в современном обществе

1



29

Религия и религиозные организации

1



30

Религия и религиозные организации в современной России




31

Искусство

1



32

Структура искусства

1



33

Массовая культура

1



34

Средства массовой информации и массовая культура

1



35

Итоговая контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»

1




Правовое регулирование общественных отношений (33ч)




36

Современные подходы к пониманию права

1



37

Взаимосвязь естественного и позитивного права

1



38

Право в системе социальных норм

1



39

Система права

1



40

Источники права

1



41

Виды нормативных актов

1



42

Юридическая ответственность

1



43

Предпосылки правомерного поведения

1



44

Правовая культура

1



45

Гражданин Российской федерации

1



46

Воинская обязанность

1



47-48

Гражданское право

2



49

Наследование

1



50

Семейное право

1



51

Права и обязанности детей и родителей

1



52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1



53

Социальная защита и социальное обеспечение

1



54

Экологическое право

1



55

Способы защиты экологических прав

1



56

Процессуальные отрасли права

1



57-58

Уголовный процесс

2



59

Конституционное судопроизводство

1



60

Основные стадии конституционного судопроизводства

1



61

Международная защита прав человека

1



62

Международные преступления и правонарушения

1



63

Правовые основы антитеррористической политики РФ

1



64

Итоговая контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

1



65

Повторение и обобщение материала по итогам курса

1



66

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

1



67

Подведение итогов курса

1



68-70

Резервные уроки

3