Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Обществознание»
10 КЛАСС
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработал:
Гуляев Виктор Васильевич
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Ильичевская СОШ
с.Ильичевка 2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 10-м классе разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с принятыми изменениями;
Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -1-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2019г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2019г. и директором школы – Приказ №67-ОД от 10.09.2019г.).
Обеспечена УМК для 10-го класса автором Боголюбовым Л.Н.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Рабочая программа реализуется на базовом уровне, предусматривает изучение предмета «Обществознание» в объеме 2-х часов в неделю, 70 часов в год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
А) Отношение обучающегося к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив;
готовность и способность к личностному самоопределению, ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Б) Отношение обучающегося к России как к Родине, государству и гражданскому обществу:
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, сформированное чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
проявление гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, готового к участию в общественной жизни;
демонстрация уважения к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
демонстрация сформированности чувства уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации; а также традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В) Отношение обучающегося к семье, родителям (подготовка к семейной жизни), окружающим людям:
демонстрация нравственного поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного поведения в поликультурном мире
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
демонстрация способности к сопереживанию и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
демонстрация компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
демонстрация сформированного ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Г) Отношение обучающегося к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
Демонстрация сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
демонстрация сформированности экологической культуры, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии, готовности к эстетическому обустройству собственного быта.
Д) Отношение обучающегося к труду к сфере социально-экономических отношений:
демонстрация уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности, к трудовым достижениям других людей;
готовность к осознанному выбору будущей профессии как пути и способу реализации собственных жизненных планов;
готовность й профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
Уметь самостоятельно:
определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали, учебном и жизненном опыте;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы (материальные и нематериальные) необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД :
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения учебного предмета на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Правовое регулирование общественных отношений
– сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Правовое регулирование общественных отношений
– действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Содержание учебного предмета :
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 часов)
Введение (1 ч). Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Особенности социальной системы. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Деятельность как способ существования людей. Основные характеристики деятельности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Познание и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (15 часов)
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (33 часа)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.
Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Резервные уроки – 3 часа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Дата проведения |
план | факт |
| Человек в обществе (20ч) | | | |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Что такое общество | 1 | | |
3 | Общество и культура. Науки об обществе | 1 | | |
4-5 | Общество как сложная динамическая система. Социальные институты | 2 | | |
6 | Динамика общественного развития | 1 | | |
7 | Проблемы общественного прогресса | 1 | | |
8 | Социальная сущность человека | 1 | | |
9 | Самосознание и самореализация | 1 | | |
10 | Деятельность-способ существования людей | 1 | | |
11 | Многообразие видов деятельности | 1 | | |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 1 | | |
13 | Многообразие человеческого знания | 1 | | |
14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 | | |
15 | Свобода и ответственность | 1 | | |
16 | Современное общество | 1 | | |
17 | Глобальная информационная экономика | 1 | | |
18 | Глобальная угроза международного терроризма | 1 | | |
19 | Противодействие международному терроризму | 1 | | |
20 | Итоговая контрольная работа по теме «Человек в обществе» | | | |
| Общество как мир культуры (15ч) | | | |
21 | Духовная культура общества | 1 | | |
22 | Многообразие культур | 1 | | |
23 | Духовный мир личности | 1 | | |
24 | Мировоззрение и его роль в жизни человека | 1 | | |
25 | Мораль | 1 | | |
26 | Устойчивость и изменчивость моральных норм | 1 | | |
27 | Наука и её функции в обществе | 1 | | |
28 | Образование в современном обществе | 1 | | |
29 | Религия и религиозные организации | 1 | | |
30 | Религия и религиозные организации в современной России | | | |
31 | Искусство | 1 | | |
32 | Структура искусства | 1 | | |
33 | Массовая культура | 1 | | |
34 | Средства массовой информации и массовая культура | 1 | | |
35 | Итоговая контрольная работа по теме «Общество как мир культуры» | 1 | | |
| Правовое регулирование общественных отношений (33ч) | | | |
36 | Современные подходы к пониманию права | 1 | | |
37 | Взаимосвязь естественного и позитивного права | 1 | | |
38 | Право в системе социальных норм | 1 | | |
39 | Система права | 1 | | |
40 | Источники права | 1 | | |
41 | Виды нормативных актов | 1 | | |
42 | Юридическая ответственность | 1 | | |
43 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | | |
44 | Правовая культура | 1 | | |
45 | Гражданин Российской федерации | 1 | | |
46 | Воинская обязанность | 1 | | |
47-48 | Гражданское право | 2 | | |
49 | Наследование | 1 | | |
50 | Семейное право | 1 | | |
51 | Права и обязанности детей и родителей | 1 | | |
52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | | |
53 | Социальная защита и социальное обеспечение | 1 | | |
54 | Экологическое право | 1 | | |
55 | Способы защиты экологических прав | 1 | | |
56 | Процессуальные отрасли права | 1 | | |
57-58 | Уголовный процесс | 2 | | |
59 | Конституционное судопроизводство | 1 | | |
60 | Основные стадии конституционного судопроизводства | 1 | | |
61 | Международная защита прав человека | 1 | | |
62 | Международные преступления и правонарушения | 1 | | |
63 | Правовые основы антитеррористической политики РФ | 1 | | |
64 | Итоговая контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений» | 1 | | |
65 | Повторение и обобщение материала по итогам курса | 1 | | |
66 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | 1 | | |
67 | Подведение итогов курса | 1 | | |
68-70 | Резервные уроки | 3 | | |