СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение приёмам работы с текстами разного формата как основа формирования читательской грамотности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы с текстами.

Просмотр содержимого документа
«Обучение приёмам работы с текстами разного формата как основа формирования читательской грамотности»

Обучение приёмам работы с текстами разного формата
как основа формирования
читательской грамотности

Шабанова Оксана Васильевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель ШМО МАОУ «Лицей №19» г.Королёв














ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ?

*Средний результат российских 15-летних учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов, что статистически ниже среднего результата для учащихся стран ОЭСР (487 балла).
* 22% 15-летних учащихся России, по данным PISA-2018, не достигают порогового уровня читательской грамотности: они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях.


В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию
в виде письменного текста.
ЧТО ТАКОЕ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
1. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
 2. Способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. Ученики читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.




















КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Одна из ключевых компетенций учащихся. Заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, чётко и ясно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила, художественные тексты, грамотно писать тексты различного объёма и типа, применяя соответствующие языковые средства и средства художественной выразительности.













Овладеть читательской грамотностью – это значит:
· понимать текст,
· размышлять над его содержанием,
· оценивать его смысл и значение,
· излагать свои мысли о прочитанном,
· интерпретировать текст.





Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык Сплошные тексты
  • Описание
  • Повествование
  • Объяснение
  • Инструкция
Несплошные тексты
  • Графики
  • Диаграммы
  • Таблицы
  • Рисунки
  • Фотографии























«верные –неверные утверждения»
5 класс, литература. Статья « С.А. есенин»

Утверждения

До чтения

После чтения

Родился в селе Константиново

+

+

Его родители были дворяне

-

крестьяне

С народным творчеством поэта знакомила бабушка

+

бабушка и дедушка

После окончания школы отправился в Петербург

+

В Москву

Свою жизнь поэт не отделял от судьбы своей Родины

+

+

Стихотворения о природе и «братьях наших меньших» составляют незначительную часть творчества поэта

-

+







Какие тексты вызывают затруднение?


  • Одна из основных проблем российских пятнадцатилетних учащихся – трудность с пониманием текстов, не похожих на учебные: тех, где информации больше, чем нужно для решения задачи, и текстов бытового и газетного типа (инструкция, объявление и проч.).
  • Особенно сложная ситуация с чтением и пониманием нескольких текстов, объединенных одной темой, но предназначенных для разных целей.























Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации на уроках русского языка.
Русский язык. 5- 6 класс


Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении».
  • 1. Найти и подчеркнуть …
  • 2. Посчитать …
  • 3. Если …
  • 4. Найти границы …
  • 5. Поставить …
  • 6. Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника.












Виды упражнений в процессе работы с текстом
  • выделение смысловых элементов в тексте для составления плана;
  • обобщение (выделение общих элементов в тексте);
  • способность выделять главную и избыточную информацию для предоставления её в сжатой форме;
  • умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов (учитель предлагает выделить хронологическую или причинно-следственную последовательность в тексте или сформулировать алгоритм описываемого действия);
  • систематизация и сопоставление информации (сравнение с другими источниками аналогичного периода, поиск недостающей информации).