Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что без широкого использования ИКТ построить эффективный учебный процесс, отвечающий современным требованиям, очень сложно. Не исключение и предмет «Немецкий язык». В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма. Целью данной работы является: систематизация имеющегося опыта использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Используя ИКТ и ресурсы сети Интернет, нами выделен ряд задач: использование образовательного потенциала ИКТ, в виде -презентаций Power Point, -участие обучающихся в дистанционных проектах и конкурсах, -использование в обучении иностранному языку электронной почты (www.e-mail.ru), социальной сети Вконтакте (https://vk.com/) -работа с видеоматериалами, -использование Интернет-ресурсов для самообразования. Современная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую, речевую, социокультурную и учебно-познавательную компетенции. Эта интегративная цель обучения имеет чёткую практическую направленность. Основной акцент делается на социокультурный компонент, на включение школьников в диалог культур. Российские психологи Выготский Л.С, Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» уч-ся, «общественно значимая для ребёнка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению вне учебных занятий, тяга к поиску, самореализации. Одним из направлений такой деятельности многие исследователи считают проектно-ориентированную деятельность. Именно проектная деятельность способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьников личностно-значимым, в котором он может раскрыть свой творческий потенциал, проявить поисковые способности, фантазию, самостоятельность. Проект – самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально – эмоциональный контекст другой деятельности (игра, путешествие, выпуск журнала и др.). Метод проектов позволил нам создать на уроках ИЯ исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый уч-ся вовлечён в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения проблемы. Работая над проектом, уч-ся учатся работать в «команде». Ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты труда (своего и своих товарищей). При использовании метода проектов, меняется и роль учителя, причём на всех этапах работы. Учитель выступает в роли консультанта, наблюдателя, источника информации, координатора. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением уч-ся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Использование метода проектов позволяет создать условия для развития личности школьника. Благодаря телекоммуникациям в современном интегрированном обществе, уч-ся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом с уч-ся других городов и стран. Совместная работа стимулирует уч-ся к ознакомлению различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, у оценке собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, к которому обращаются как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Учебный телекоммуникативный проект – это совместная деятельность учащихся-партнёров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Специфика этих проектов заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны, и решение проектных проблем всегда требует привлечения интегрированного знания. Языковые проекты чрезвычайно популярны, т.к. касаются проблемы изучения иностранных языков и вызывают живейший интерес уч-ся. Проектную методику применяю уже с пятого класса. Система упражнений УМК «Шаги» И. Л. Бим позволяет усвоить языковой материал, а темы, взятые из реальной жизни, стимулируют уч-ся к общению в рамках учебных занятий. Пытаясь разнообразить пути наиболее эффективного использования изученного материала, я начала использовать метод проектов. В 6-ом классе мы работали над проектом «Мое любимое животное». Работать начали с января 2014 года всем классом. были собраны фотографии домашних любимцев, написаны сочинения на немецком языке, выполнены рисунки животных. Работу над проектом осуществляли через социальную сеть Вконтакте, пользуясь обменом файлов этой социальной сети. Итогом работы над проектом стала большая стенгазета, презентация и видеофильм, который размещен на сайте нашей школы. Защита проекта прошла на Районной Малой научной конференции, где наш проект занял 2 место. В 7-ом классе работу над проектом начали с 1 сентября 2014 года. Темой послужил раздел учебника 7 класса по немецкому языку «Что мы называем нашей Родиной?». Мы решили побольше узнать о нашей Родине, о селе Покровском, близлежащих деревнях, памятниках природы нашего края. Для облегчения работы над проектом «Моя Родина и я» ученики создали группу поддержки проекта в социальной сети Вконтакте и проводили поисковую работу через эту группу. Были привлечены родители, педагоги, учащиеся других классов. результатом работы над этим проектом стала стенгазета, 2 презентации (презентация проекта и обучающая презентация по лексике данной темы). Защиту проекта «Моя Родина и я» осуществили на Районной научно-практической конференции, где получили сертификаты участников. Также мое успешное участие в районном конкурсе «Компьютер и школа» в рамках районного этапа педагогических чтений, подводит итог имеющегося опыта по использованию ИКТ в профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Применение ИКТ на уроках иностранного языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является важным фактором успешности в обучении на любом этапе. |