241-571-075
Тема: « Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е»
Цели: повторить правописание одной или двух Н в прилагательных и причастиях ; производить синтаксический разбор предложений ; показать условия выбораодной и двух Н в наречиях.
Методические приемы:словарная работа, тренировочные упражнения, карточки, сигнальные карточки.
Ход урока.
1Организационный момент.
2. Словарный диктант по вариантам. 1 в. 2 в.
Сейчас Влево
Сегодня Вперёд
Вправо Вверху
Медленно Справа
Слева Вдвоём
Вскоре Издалека
Отовсюду Впереди
Поступить нелепо Написать небрежно
Говорить не быстро, а медленно Выглядел некрасиво
3. Работа по карточкам 6 учащихся (карточки прилагаются)
4. Работа у доски ( 4 учащихся)
1.Произвести синтаксический разбор предложения.Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
2. Вставить пропущенные орфограммы.
241-571-075
Раскраш…ый,засып…ый, предлож…ый, усе..ый,разнош…ый, стриж..ый, чищ..ый, вычищ..ый, вычище. ,изрез…ый .
3.Вставить пропущенные орфограммы.
Негада..ый ,нежда..ый, невида..ый, неслыха..ый,нечая..ый,свяще..ый,
жела..ый, дела..ый, да..ый,посажё..ый отец , назва..ый брат, прощё..ое воскресенье, прида..ое невесты.
4. Вставить пропущенные орфограммы.
Гус..ый ,стекля.ый , оловя..ый, деревя..ый, гли..ый , серебр..ый, ветре..ый день, безветр…ый день.
5. Фронтальный опрос .
-что называется наречием
-на какие смысловые группы делятся наречия?
-степени сравнения наречий?
- правописание не с наречиями
-не и ни в отрицательных наречиях.
6. Проверка работы у доски.
7. Работа с текстом (текст на слайде)
Вот солнце к..снулосьтихой воды у берега. Восходя всё выше ,оно, радостное ,благословляет, греет оголён..ую, озябшую землю.
Я вид..л восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по –новому красивый.
Я как- то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сла..кие звуки имени, звон, скрытый в них.
(М.Горький . «В людях»)
-Прочитайте выразительно текст. Кто узнал автора и произведение?-Докажите что это текст.-Озаглавьте текст.(«Солнце – это жизнь)
241-571-075
-Какова его главная мысль?
-Каково лексическое значение слова благословляет?
1Напутствовать. 2/Воздать кому-то благодарность. 3 У религиозных людей:
Перекрестить(как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи)
-Каков состав этого слова? Благословляет
8. Изучение темы «Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е.»
На доске таблица слова .От них надо образовать наречия.
Обдуманный - обдуманно
Испуганный – испуганно
Взволнованный- взволнованно
Искусный – искусно
Особенный – особенно
Медленный – медленно
-Слова каких частей речи записаны в левом столбике?
-Каким способом образованы наречия?
- От чего зависит употребление одной и двух букв н в наречиях?
Чтение материала на стр.108
-Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?
Следует отличать наречия от кратких причастий.
Запись на доске.
Зрители слушали удивлённо. Собрание удивлено сообщением.
241-571-075
На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложении?
-Какими членами предложения являются эти слова?
От каких частей речи зависят?
Вывод: в первом предложении удивлённо- наречие образа действия (вопрос как?) задаётся от глагола ,является обстоятельством; во втором удивлено – краткое причастие : является сказуемым,зависит от существительного
9. Закрепление материала.
1. упр.233 устно (объяснить лексическое значение слов бережливо, превосходно)
2.упр.235.
3.Работа с сигнальными карточками.
Сделать мгновенно,произнести огорчённо, мальчик слушал рассеянно,
зерно рассеяно по полю, собрание прошло очень организованно, оно организовано семиклассниками ,глиняный, осенний , по – осеннему, раненый, израненный, искусно, откровенно, преднамеренно, лошадка раскована, на ней скакать рискованно.
10 Рефлексия.
-Что было ново для вас на уроке?
- Как вы оцениваете практическую значимость данного урока?
11.Оценки.
12.Домашнее задание.
4. Изучение темы «Одна и две буквы Н в наречиях на –О и -Е»
Воспользуемся теоретическим материалом учебника (п.38, с.108).
На д о с к е записаны пары слов:
Обдуманный – обдуманно
Восторженный – восторженно
Искусный – искусно
Интересный - интересно
— Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?
— Каким способом образованы наречия?
— От чего зависит употребление одной и двух букв н в наречиях на -о и -е?
Чтение материала на стр. 108.
— Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?
Следует отличать наречия от кратких страдательных причастий
среднего рода.
Запись на д о с к е
Зрители слушали удивленно. Собрание удивлено сообщением.
— На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?
— Какими членами предложения являются эти слова?
— От каких частей речи зависят?
В ы в о д : в первом предложении удивлённо — наречие образа действия: вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством; во втором удивлено — краткое причастие: является сказуемым, зависит от существительного. Мы знаем, что в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н, в наречиях же пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
Выполним упражнение 233: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).
5. Выполнение упражнений. Закрепление темы
1) Упражнение 234: комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.
2) Упражнение 235: самостоятельная работа; морфологический разбор слова уныло на доске.
3) Работа с карточками, дать на выбор 2-3 ученикам. Выполняется самостоятельно на листочках на оценку.
6. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамках на с.108, придумать словосочетания с ними: бережливо, конкретно.
Домашнее задание
п.38
Упражнение 236: письменно.