СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Огсэ. 05 «психология личности и профессиональное самоопределение»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Огсэ. 05 «психология личности и профессиональное самоопределение»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»














рабочая программа


по учебной дисциплине


ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»



для специальности


40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Квалификация – юрист



























Добрянка, 2020 г.


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Исследовательская (проектная) деятельность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения , утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 508 от 12.05.2014 г. (зарегистрированного в Минюсте России 29.07.2014 г. № 33324), Профессионального стандарта «Специалист по организации администрирования страховых взносов» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 778н от 28.10.2015), Профессионального стандарта «Специалист по организации назначения и выплаты пенсии» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 787н от 28.10.2015), Профессионального стандарта «Специалист по организации и установлению выплат социального характера» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 785н от 28.10.2015) и на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, реализуемого в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) с учетом профиля получаемого профессионального образования.




Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»




Разработчик: Ушакова Г. Г. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»



Рассмотрено и одобрено на заседании П(Ц)К Общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин


Протокол № ___ от «___» _____________ 2020 г.


Согласовано методическим советом техникума

Протокол № _____ от «___» ____________ 2020 г.










СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. Структура и содержание учебной программы дисциплины


5

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


9

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10



1. Паспорт рабочей программы дисциплины

1.1. Программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения), базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:

Учебная программа дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин с целью более успешной адаптации обучающихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (адаптационная дисциплина).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;

знать:

- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции

поведения человека;

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- основные принципы и технологии выбора профессии;

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.


Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1-12

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.














2. Структура и содержание учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:


практические занятия

32

лабораторные работы


контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

6

- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;

- выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;

- самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата, доклада;


Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачет

2


















2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

8


Тема 1.1

Профессиональная деятельность

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «деятельность» и «профессия». Человек в сфере трудовой деятельности. Подготовка к труду. Адаптация внутренних условий и внутренний средств деятельности. Требования к внешним условиям и внешним средствам деятельности. Адаптация. Напряженность: понятие, характеристика и проявление напряженности. Подготовка к профессиональной деятельности.

2

1

Самостоятельная работа

2


Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы, делая при этом конспекты прочитанного или выписки.


Тема 1.2

Профессиональное самоопределение

Содержание учебного материала

2

1

Сущность профессионального самоопределения. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения.

2

2

Практическое занятие

2


№ 1

Семинар-практикум. Профессиональная направленность. Тестирование на профессиональную направленность личности, определение типа профессиональной направленности.

2

Самостоятельная работа

2

Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы.

Подготовка докладов по изучаемой теме.

1. Профессиональная пригодность.

2. Профессиональное становление личности.

3. Профессиональная непригодность.

4. Профессиональная направленность


Тема1.3.

Профессиональная структура личности

Содержание учебного материала

2

1

Детерминация профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного в профессиональном развитии. Стадии профессионального становления личности. Профессиональные деформации личности.

1

1

2

Профессиональная непригодность. Методы оценки профессиональной пригодности соискателей на должность. Психодиагностика профессиональной направленности и специальных способностей.

1


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

12


Тема 2.1

Профессиональный выбор

Содержание учебного материала

4

1

Профессиональное становление личности - формообразование. Психофизиологические свойства личности. Направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества. Поиск оптимальных способов качественного выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.

2

2

2

Самосознание. Самодиагностика. Самоопределение. Исследование рынка труда. Рейтинг профессий. Профессиональное консультирование. Ярмарки вакансий.

2

Практическое занятие

4


№ 2

Семинар-практикум. Анализ профессиональной направленности и рынка труда

2

№ 3

Практикум. Составление рейтинга профессий

2

Тема 2.2 Профессиональные категории

Практические занятия

4

№ 4

Семинар-практикум. Психологическая классификация профессий. Профессиональное сопровождение. Профессиональное долголетие.

2

№ 5

Семинар-практикум. Процедура и методы профессиональной аттестации в специальностях.

2

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЕ

26

Тема 3.1. Структура личности

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «личность». Отличие личности от человека, индивида, индивидуальности. Отличие мужчины от женщины. Составляющие структуры личности в разных школах психологии. Отечественные психологи о структуре личности.

1

2

2

Психические познавательные процессы. Эмоция и воля. Темперамент и характер. Сознательное и бессознательное. Проявление личности в поведении и профессиональной деятельности.

1

2

Практические занятия

6


№ 6

Семинар. Социально обусловленные свойства личности.

2

№ 7

Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов.

2


№ 8

Свойства и качества, определяющие профессиональный выбор

2


Тема 3.2 Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. Эмоционально-волевая сфера

Содержание учебного материала

2

1

Понятие эмоций, их функции и свойства. Отличия между эмоциями и чувствами. Базисные эмоции. Основные элементы эмоциональной сферы личности. Психологические характеристики стресса. Механизмы регуляции эмоциональных состояний. Воля. Волевой акт. Психологические особенности воли на разных возрастных этапах развития личности.

2

2

Практическое занятие

2


№ 9

Работа с коллажами на тему:

1. Такой я / реклама себе.

2. Таким меня видят другие люди.

3. Таким я хочу быть.

4. Такой я в группе.

2

Тема 3.3.

Характерологические

особенности профессионала

Содержание учебного материала

2

1

Критерии профессионального выбора у Е.А. Климова, Э. Гинзберг и Холланда. Комплекс характерологических особенностей при выборе профессии. Реалистический тип. Социальный тип. Исследовательский тип. Артистический тип. Предпринимательский тип. Конвенциальный тип.. Стратегии формирования психики - стратегии внутреннего обретения новых свойств и качеств личности.

2

2

Практические занятия

4


№10

Этапы профессионального пути.

2

№11

Коррекция личности при компромиссном выборе профессии

2

Тема 3.4. Самовоспитание и самопознание

Содержание учебного материала

2


Условия личностной самореализации. Понятие и сформированность представлений личности о себе. Сила «Я» и самоуважение. Компетентность. Аутопсихологическая компетентность. Коммуникативная компетентность. Необходимость формирования аутопсихологической компетентности и коммуникативной компетентности - требование времени. Кризисы и конфликты в жизни человека.

2

2



Практические занятия

6


№12

Самовоспитание и самопознание. Условия формирования компетентности.

2

№13

Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Способы разрешения.

4

Самостоятельная работа

2

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- самодиагностика коммуникативных способностей;

- подготовка к семинарским занятиям, работа с источниками информации;

- подготовка сообщений, докладов по теме: Социально обусловленные свойства личности. Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов.

- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса;

- подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачету.


РАЗДЕЛ 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА

8

Тема 4.1 Этапы профессионального развития

Содержание учебного материала

2

1

Стадии профессионального становления. Зарождение профессионально ориентированных интересов. Профессиональные намерения и осознанные желания в процессе выбора профессии. Профессиональное обучение – профессиональная подготовка. Оптимальный уровень профессиональной активности. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство. Изменение характера профессиональной деятельности. Проявление активности на стадии профессионального мастерства.

2

2

Практические занятия

4


№14

Профессиональная адаптация - освоение системы взаимоотношений в трудовом коллективе. Развитие профессиональных технологии на стадии первичной профессионализации.

4

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

ИТОГО

54



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета: стол для совещаний, 50 стульев, передвижная ученическая доска

Технические средства обучения: ноутбук с программным обеспечением, мультимедиапроектор, видеоролики.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Изд.5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. – 317, [1] с. – (Среднее профессиональное образование)

2. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с.

Дополнительные источники

1. Шаламова Г.М., «Деловая культура и психология общения», М., «Академия», 2007.

2. Кропоткин П.А., «Этика», М., Просвещение, 2006.

3. Словарь по этике/ под редакцией А.А. Беляева. М., Политиздат, 2009.

4. Дейл Карнеги «Как завоевать друзей и …», М., Просвещение, 2008.

5. Формановская А.И., «Употребление русского речевого этикета», М., «Русский язык», 2006.

6. Дебрович А.Б., «Воспитателю о психологии и психологическое общение», М., Просвещение,2007.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 4.1.Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Практические занятия: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 14

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Практические занятия: №№ 6, 7, 8

Знать:


- взаимосвязь общения и деятельности;


- цели, функции, виды и уровни общения;


- роли и ролевые ожидания в общении;

Практические занятия: №№ 6, 7

- механизмы взаимопонимания в общении;

Практическое занятие: № 12

- виды социальных взаимодействий;

Практические занятия: №№ 6, 7

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

Практическое занятие: № 12

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Практическое занятие: № 13

- этические принципы общения;


Дифференцированный зачёт по курсу в форме теста