СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охрана природы осени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Охрана природы осени»





УМК «Перспектива»


Предмет____Окружающий мир____________ класс____2_____

Учитель_Закирова Филия Рахматулловна___________________ школа___МКОУ «Кулужбаевская ООШ»___________________

Тема урока

Охрана природы осенью

Тип урока открытия новых знаний

Целевые установки урока

(для учителя)

Научить обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Планируемые результаты

(для ученика)

Предметные

Личностные (личностные УУД)

Метапредметные (регулятивные, познавательные коммуникативные УУД)

- знать правила охраны природы осенью;

- знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

- знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору;

- уметь находить взаимосвязь между жизнедеятельностью человека и осенней природы.

- понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью;

- осознавать важность изучения страниц Красной книги.


умение рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков,

умение извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России;

умение предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации;

умение использовать дополнительную литературу,

регулятивные (умение точно выражать свои мысли), Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться, работая в группе.



Материально-техническое обеспечение урока

у учителя: репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника; макет дерева на доске

у учащихся: учебник; рабочая тетрадь; конверты с пазлами (значки-предупреждения), цв. карандаши, кл. карандаш, листки с тестом.

Учебно-методическая литература: учебник «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»; рабочая тетрадь «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»; презентация к уроку; запись песни «Наступила осень»;

ЦОР-Комьютер(показ презентации), проектор, мультимедийная доска.

Ход урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (формируемые УУД)


Ι. Организационный этап.


Руки подняли и помахали - это деревья в лесу, руки согнули кисти встряхнули ветер сбивает росу, в сторону руки плавно помашем - это к нам птицы летят, как они сядут тоже покажем - крылья сложили на зад.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.


Организовать рабочее место.



ΙΙ. Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

1. Проверка домашнего задания. Работа в паре.


- Прочитайте стихотворение и подчеркните правила здоровья в тексте.


Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.


Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться–

На зарядку становиться!


Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.


У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.


Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.


Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молоко, продукты -

Вот полезная еда,

Витаминами полна!


На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!


Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!


Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

-Итог .

Принятие учебной задачи.



Демонстрация знаний, умений.

Работают в парах. Каждая пара выполняет задание, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем.

Формулировать ответы на вопросы.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

































-Дети читают вслух.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.





































Познавательные действия


ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.


1. - Ребята, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.


Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг – …

- Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?


2. Рассматривание репродукций картин с изображением осеннего пейзажа. (звучит музыка)

Слайд №1 «Репродукции картин»


- Что объединяет эти картины?


- Как выглядит природа осенью?


- Мы как будто побывали в осеннем лесу. Ощутили свежий осенний воздух, услышали осенние голоса природы.


- Что надо делать, чтобы сохранить красоту природы?


- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

-Что мы должны сделать, чтобы понять тему?

-Каким образом будем работать?





























Работа одарённых детей-работа по картине.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

























Коммуникативные ,регулятивные, познавательные действия.

ΙV. Первичное усвоение новых знаний.


1. «Путешествие» по осеннему лесу.





















Физкультминутка




























2. Повторение сведений о Красной книге.


























3. Работа в группах.




- Ребята, а кому из вас приходилось бывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев.

Слайд №2 «Лесная тропинка»


- Разведем руками ветки. И вот мы вступили на лесную тропу.


- Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух.


- Скажите, что и кого можно увидеть в осеннем лесу. Что почувствовать?


- Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи, ягоды)

Слайд № 3 «Осенние дары»


- Вот как раз и гриб!

Слайд №3 «Гриб- баран»

- Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам гриб. (Зачитывается текст)


- Продолжим наше путешествие по осеннему лесу.



По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, 
До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.


- Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? Слайд №4 «Водяной орех»


- Давайте познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. (Зачитывается текст)


- Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы.

Слайд №5«Утка- мандаринка»


- Они далеко, придется взять бинокли. (Дети вслед за учителем делают из кулачков „бинокли“, „настраивают“ их)


- Теперь можно и рассмотреть этих красивых уток. Их зовут «мандаринками». (Зачитывается текст на с. 116—117 учебника об утках-мандаринках)


- Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия?


- Как вы думаете, почему мы их не знаем и не встречаем нигде?


- Кто помнит, что такое Красная книга? (Учащимся показывается Красная книга.) Во многих странах созданы Красные книги, которые содержат сведения о редких растениях и животных. Красная книга России полностью называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». -----


- Красный цвет для обложки этой книги выбран не случайно. Как вы думаете, почему?


- А сейчас вспомним растений и животных из Красной книги, о которых мы говорили в 1 классе. Откройте тетрадь на с. 68 . Назовите их.


- А ещё каких животных и растения из Красной книги вы знаете?

Слайд №6«Красная книга»


- А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая?  Это хорошо или плохо, что она такая толстая?


- А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля?

- Что зависит от нас, чтобы такого не случилось?


- Подумайте, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять жителей природы?


- Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп — команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах «зашифрованы» правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилами, за которые вы ответственны в нашем путешествии. Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115.







(Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.)



Выражение своих чувств, мыслей.








Чтение текста в презентации.


Восприятие информации.



( подскоки на правой ноге)
ноге)
( бег на месте)
( прыжки на месте)
( ходьба на месте).




Чтение текста в презентации.









Чтение текста в учебнике.





(Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.)



(Красный цвет – сигнал тревоги, опасности (пример – светофор)





Работа одарённых детей Рассказ(краткий) о животных из Красной книги.(снежный барс, фламинго, кулан, беркут, джейран, белый журавль стерх, лебеди и мн. др.)





(Не ломать деревья, не рвать цветы, не ловить бабочек…)



Работа в группах. Работа детей с ограниченными возможностями.

(Каждая группа собирает пазлы, работает с двумя значками, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, затем один из группы находит такой значок у учителя, после чего каждый значок прикрепляется к доске. Один ученик из группы зачитывает абзац учебника)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);


Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

V. Первичная проверка понимания.


Физкультминутка «Мы словно деревья».






































































Оздоровительная минутка для глаз.




- Команды спасателей природы вооружились знаниями о защите природы, и мы продолжаем наше путешествие.


( под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» )

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.


Слайд №9 «Сломанное дерево»

(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево)


- Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать?


- Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок.

Слайд № 10 «Растоптанный гриб»

(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба)


- Люди в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию?


- Продолжим наше путешествие.

Слайд № 11 «Ёжик»

(Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке)


- Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь?


- Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе.


- Но смотрите, на опушке леса виднеется домик (рисунок домика в учебнике на с. 114)

Рассмотрите его. Какую сказку он напоминает?

- Кто помнит, какие жители поселились в нём?


- Вспомните, как они жили.


-Какие отношения будут у нас с природой?

- Как бы красиво, как бы хорошо , уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы.


- Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки.

-Посмотрите вверх.Что видите?

_Посмотрите вниз.

_Кругом.Что видите?


Выражение своих чувств, мыслей.














( Посадить дерево)









( Ответы 2 группы)









(Выступление учащихся 3 группы)





Работа по с. 114 учебника

(«Теремок»)

(комар, мышка, заяц, лисичка, волк)

(весело, дружно)

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь участвовать в учебном диалоге


VΙ. Первичное закрепление.


- А сейчас давайте ещё раз вспомним, о каких спасательных операциях говорили мы во время путешествия


- Правильно, ребята!



  • о том, что надо посадить дерево;

  • постараться не обламывать ветки орешника, оставлять часть орехов лесным животным,

  • не обрывать без необходимости гроздья рябины,

  • не повреждать грибницу у грибов во время их сбора, грибы не выдёргивать, срезать или аккуратно выкручивать,

  • не обижать пауков и других животных и птиц

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы,

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;


VΙΙ. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Тест для детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Давайте вспомним правила поведения в лесу. Мы в гостях у природы. Я зачитываю отрывки, если вы думаете, что так делать нельзя, закрасьте кружок красным цветом, а если всё правильно, то закрасьте зелёным.


1. Во время прогулки по лесу мы замёрзли и поэтому быстро наломали веток и разожгли костер.

2. В лесу было так много грибов, их мы срезали ножиком.

3. На месте старого погибшего дерева посадили молодое деревце.

4. Грибы, которые мы не знали, сбивали палкой.

5. Во время отдыха на полянке мы поели, а пакеты и банки аккуратно сложили под деревом.

6. По дороге мы увидали маленького ёжика и решили его взять домой.

7. В лесу мы набрали полные корзинки орехов, а также нарвали много рябины, так как она была такая красивая.

8. Для зимующих птиц мы смастерили кормушки.







Закрашивают кружок нужным цветом.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

VΙΙΙ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Тетрадь - с. 66-67 з. 1,2, с. 69 з.5 (по желанию)

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

ΙX. Итог урока. Рефлексия .


- Дети, напомните мне тему урока! _Каким образом человек связан с природой?

_Как человек должен относиться к природе?

_Почему люди должны беречь природу?

_Что значит охранять природу?

-Каким образом связаны природа и Родина?

- Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего учебника.


- Для чего нужны нам полученные знания?

-Оценил свою работу на уроке.

- Кто очень хорошо освоил материал, возьмите зелёные листья, а кто что-либо не успел освоить на уроке - желтые листья. Ну а кто совсем ничего не понял на уроке – красные. А теперь украсим наше дерево. (Дети по желанию вслух оценивают свою деятельность или бездеятельность).


- Какое красивое осеннее дерево у нас получилось!


- А сейчас споём песню про осень.









(Учащиеся зачитывают вывод урока на с. 117 учебника.)

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.





(Учащиеся прикрепляют на заранее приготовленное дерево на доске свои листья)

(Дети исполняют песню «Наступила осень»)

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы,

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


Диагностика достижения планируемых результатов:

В результате изучения темы обучающиеся научатся:

  • выполнять правила сбора грибов, ягод, орехов, правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным в предзимнюю пору,

  • принимать и сохранять учебную задачу,

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

  • оценивать правильность выполнения действий,

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии,

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

  • формулировать собственное мнение и позицию,

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.































Приложение







1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8


1

2

3

4

5

6

7

8


1

2

3

4

5

6

7

8








Тест



































Э кологические знаки